следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников,
противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-
розыскным путем.
Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по
уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление.
С учетом этого в деятельности оперативных подразделений
разведывательно-поискового сопровождения требуют дела51:
1. возбуждаемые по материалам оперативной проверки;
2. возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновники которых
остались не установленными.
В первом случае оперативно-розыскные меры необходимы для восполнения
пробелов оперативной проверки, выявленных предварительным расследованием, а
также выявления фактов. Могущих стать доказательствами.
Во второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия необходимы для
значительного повышения эффективности следственный действий, направленных
на собирание документов по возбужденному уголовному делу.
Если преступник сразу не установлен, то одновременно с возбуждением
уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело и составляется план
оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление лиц,
совершивших преступление, за счет максимального использования различных
источников информации при помощи которых
_________________________________________________________________
51 Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-
розыскной деятельности». Комментарий -М-: Новый юрист. -1997. -С. 228.
39
можно узнать, кто совершил преступление.
В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по
обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного
неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании
собранных данных выносит согласованное со следователем. Осуществляющим
расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему
приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию
преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным
начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право
давать разрешение на заведение такого дела- Последний изучает и анализирует
представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает
постановление о заведении оперативно-поискового деда и план дальнейших
мероприятий.
Согласно ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР, п.п.1, 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-
розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие. Правомочны проводить
разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку информации
о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной деятельности
действиях, предпринимаемых для достижения преступных целей. Эти
противоправные акции создают реальную потенциальную угрозу правопорядку и
безопасности в стране. С учетом этого аналитическая и иные формы
разведывательно-поисковой работы призваны информационно обеспечивать
органы, осуществляющие оперативно-поисковую деятельность. Сведениями,
имеющими:
1. упреждающий, превентивный характер к подготавливаемым или
замышляемым преступлениям, что позволяет предотвращать и пресекать
последние еще на ранних стадиях;
2. имеющими предпосылки для подготовки оперативно-розыскных
мероприятий, обеспечивающих раскрытие совершенных иди совершаемых
преступлений в кратчайшие сроки52.
_________________________________________________________________
52 Там же.-С. 290.
40
В п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»53
сказано, что в распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, в результате разведывательно-поисковой работы может оказаться
информация о криминальных фактах, допускающих двоякое толкование, т.е. не
являющаяся полной. Подобного рода данные не указывают на «разумно
обоснованные» признаки правонарушения, зафиксированного в уголовном или
административном законодательстве. Таким образом, в распоряжении
оперативного персонала оказываются данные, не свидетельствующие четко о
том, что имело место противоправное деяние, преследуемое по закону,
устанавливающему ответственность, адекватную содеянному. В этом случае нет
достаточной основы для проведения расследования, т.к. отсутствуют основания
привлечения объектов оперативно-розыскной деятельности к уголовной
ответственности и в итоге нет ясности по вопросу о том, есть ли в наличии
состав преступления, административного правонарушения или дисциплинарного
проступка. Так, состав преступления является уголовно-правовым основанием
привлечения лиц, оказавшихся в сфере оперативно-розыскной деятельности, к
уголовной ответственности.
В свою очередь, при отсутствии последнего подлежат добыванию сведения.
Которые послужили бы процессуальным основанием привлечения объектов
оперативно-розыскной деятельности в качестве обвиняемых. Эти доказательства
могут быть признаны достаточными для предъявления обвинения в соответствии
с УПК только в том случае, когда они характеризуют каждый из элементов
инкриминируемого указанным лицам состава преступления54.
В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы
безопасности в РФ» от 22.02.95 г.55 на указанную спецслужбу возложена
обязанность добывать информацию о событиях или действиях, соз-
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
55 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа
1995 г.// Собрание законодательства РФ - -1995- №33 ст. 3349 (ст.11)
54 Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений.
-М., Юрид. литература.-1991.-С. 79.
55 Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон РФ от
22 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ – 1995 - №15 Ст 1269
41
дающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической
безопасности РФ. Однако данные сведения могут быть обнаружены и
оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе
осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы. Оперативного
обслуживания различных объектов в пределах своей компетенции. В связи с
этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»56
эти данные должны быть переданы в соответствующие подразделения ФСБ.
Если результат разведывательно-поисковой работы в сфере и
инфраструктуре уголовных преступлений имеют форму криминальной информации.
То проводятся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на
установление достоверности указанной информации, сбор дополнительных
сведений о лицах и фактах.
Как правило, получив в процессе оперативно-розыскной деятельности
информацию, сигнализирующую о лицах и фактах, представляющих оперативный
интерес, сотрудник оперативного подразделения проверяет ее, т.к. она может
быть минимальной, противоречивой, неточной, содержать сведения сомнительной
достоверности, поступать от лиц, со стороны которых вероятно ее искажение
(воображение, умысел). В итоге в распоряжении оперативного работника
оказываются сведения, в которых отсутствуют «разумно обоснованные» признаки
правонарушения, т.е. нет фактических обстоятельств, четко и ясно
указывающих на противоправное деяние, которое профессионально грамотной
оперативный работник принял во внимание. Решая вопрос о необходимости
проведения дознания, предварительного следствия, разбирательства по факту
административного правонарушения, а в ИУ - пенитенциарного проступка. В
связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения
перепроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между
собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся од-
42
ного и того же объекта57. Для этого необходимо:
а) выяснить, была ли деятельность проверяемого лица на самом деле или
же операппарат введен в заблуждение;
б) установить, является ли деятельность подозреваемого лица
противоправной и как она в правовом аспекте может быть квалифицирована;
в) не только подтвердить или опровергнуть первичные данные, но и
получить тот объем первичной информации. Который был бы достаточен для
правильного решения вопроса о дальнейших мерах, которые следует предпринять
в связи с поступлением этих сведение в оперативный аппарат применительно
как к основному объекту проверки, так и в иных целях (пополнение картотек,
совершенствование различных аспектов оперативной работы).
В зависимости от содержания информации, общественной опасности лиц и
фактов, а также необходимого объема работы оперативный работник определяет
виды оперативно-розыскных мероприятий. Подлежащих проведению в этом случае.
По общему правилу оперработник, осуществляющий предварительную
оперативную проверку, обязан в письменной форме зафиксировать информацию,
на основании которой начато производство по рассматриваемому деду, а также
излагать в соответствующих оперативно-служебных документах результаты
проведенных или проверочных мероприятий. Эти документы и иные материалы,
получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле
предварительной оперативной проверки.
Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник
завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки
(предупревдено, пресечено или раскрыто преступление; задержан ли
скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вес-
____________________________________________________________________________
_________________________
57Горянов К.К.. Кваша Ю.Ф-, Сурков К.В., ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности». Комментарий. -М.: Новый юрист. -1997. -С. 228.
.
43
ти пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель
достигнута и получено разрешение непосредственного руководителя
оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному
указанию этого начальника оно сдается в архив58.
Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13