Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников,

противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-

розыскным путем.

Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по

уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление.

С учетом этого в деятельности оперативных подразделений

разведывательно-поискового сопровождения требуют дела51:

1. возбуждаемые по материалам оперативной проверки;

2. возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновники которых

остались не установленными.

В первом случае оперативно-розыскные меры необходимы для восполнения

пробелов оперативной проверки, выявленных предварительным расследованием, а

также выявления фактов. Могущих стать доказательствами.

Во второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия необходимы для

значительного повышения эффективности следственный действий, направленных

на собирание документов по возбужденному уголовному делу.

Если преступник сразу не установлен, то одновременно с возбуждением

уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело и составляется план

оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление лиц,

совершивших преступление, за счет максимального использования различных

источников информации при помощи которых

_________________________________________________________________

51 Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-

розыскной деятельности». Комментарий -М-: Новый юрист. -1997. -С. 228.

39

можно узнать, кто совершил преступление.

В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по

обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного

неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании

собранных данных выносит согласованное со следователем. Осуществляющим

расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему

приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию

преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным

начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право

давать разрешение на заведение такого дела- Последний изучает и анализирует

представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает

постановление о заведении оперативно-поискового деда и план дальнейших

мероприятий.

Согласно ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР, п.п.1, 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-

розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие. Правомочны проводить

разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку информации

о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной деятельности

действиях, предпринимаемых для достижения преступных целей. Эти

противоправные акции создают реальную потенциальную угрозу правопорядку и

безопасности в стране. С учетом этого аналитическая и иные формы

разведывательно-поисковой работы призваны информационно обеспечивать

органы, осуществляющие оперативно-поисковую деятельность. Сведениями,

имеющими:

1. упреждающий, превентивный характер к подготавливаемым или

замышляемым преступлениям, что позволяет предотвращать и пресекать

последние еще на ранних стадиях;

2. имеющими предпосылки для подготовки оперативно-розыскных

мероприятий, обеспечивающих раскрытие совершенных иди совершаемых

преступлений в кратчайшие сроки52.

_________________________________________________________________

52 Там же.-С. 290.

40

В п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»53

сказано, что в распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, в результате разведывательно-поисковой работы может оказаться

информация о криминальных фактах, допускающих двоякое толкование, т.е. не

являющаяся полной. Подобного рода данные не указывают на «разумно

обоснованные» признаки правонарушения, зафиксированного в уголовном или

административном законодательстве. Таким образом, в распоряжении

оперативного персонала оказываются данные, не свидетельствующие четко о

том, что имело место противоправное деяние, преследуемое по закону,

устанавливающему ответственность, адекватную содеянному. В этом случае нет

достаточной основы для проведения расследования, т.к. отсутствуют основания

привлечения объектов оперативно-розыскной деятельности к уголовной

ответственности и в итоге нет ясности по вопросу о том, есть ли в наличии

состав преступления, административного правонарушения или дисциплинарного

проступка. Так, состав преступления является уголовно-правовым основанием

привлечения лиц, оказавшихся в сфере оперативно-розыскной деятельности, к

уголовной ответственности.

В свою очередь, при отсутствии последнего подлежат добыванию сведения.

Которые послужили бы процессуальным основанием привлечения объектов

оперативно-розыскной деятельности в качестве обвиняемых. Эти доказательства

могут быть признаны достаточными для предъявления обвинения в соответствии

с УПК только в том случае, когда они характеризуют каждый из элементов

инкриминируемого указанным лицам состава преступления54.

В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы

безопасности в РФ» от 22.02.95 г.55 на указанную спецслужбу возложена

обязанность добывать информацию о событиях или действиях, соз-

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

55 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа

1995 г.// Собрание законодательства РФ - -1995- №33 ст. 3349 (ст.11)

54 Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений.

-М., Юрид. литература.-1991.-С. 79.

55 Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон РФ от

22 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ – 1995 - №15 Ст 1269

41

дающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической

безопасности РФ. Однако данные сведения могут быть обнаружены и

оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе

осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы. Оперативного

обслуживания различных объектов в пределах своей компетенции. В связи с

этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»56

эти данные должны быть переданы в соответствующие подразделения ФСБ.

Если результат разведывательно-поисковой работы в сфере и

инфраструктуре уголовных преступлений имеют форму криминальной информации.

То проводятся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на

установление достоверности указанной информации, сбор дополнительных

сведений о лицах и фактах.

Как правило, получив в процессе оперативно-розыскной деятельности

информацию, сигнализирующую о лицах и фактах, представляющих оперативный

интерес, сотрудник оперативного подразделения проверяет ее, т.к. она может

быть минимальной, противоречивой, неточной, содержать сведения сомнительной

достоверности, поступать от лиц, со стороны которых вероятно ее искажение

(воображение, умысел). В итоге в распоряжении оперативного работника

оказываются сведения, в которых отсутствуют «разумно обоснованные» признаки

правонарушения, т.е. нет фактических обстоятельств, четко и ясно

указывающих на противоправное деяние, которое профессионально грамотной

оперативный работник принял во внимание. Решая вопрос о необходимости

проведения дознания, предварительного следствия, разбирательства по факту

административного правонарушения, а в ИУ - пенитенциарного проступка. В

связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения

перепроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между

собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся од-

42

ного и того же объекта57. Для этого необходимо:

а) выяснить, была ли деятельность проверяемого лица на самом деле или

же операппарат введен в заблуждение;

б) установить, является ли деятельность подозреваемого лица

противоправной и как она в правовом аспекте может быть квалифицирована;

в) не только подтвердить или опровергнуть первичные данные, но и

получить тот объем первичной информации. Который был бы достаточен для

правильного решения вопроса о дальнейших мерах, которые следует предпринять

в связи с поступлением этих сведение в оперативный аппарат применительно

как к основному объекту проверки, так и в иных целях (пополнение картотек,

совершенствование различных аспектов оперативной работы).

В зависимости от содержания информации, общественной опасности лиц и

фактов, а также необходимого объема работы оперативный работник определяет

виды оперативно-розыскных мероприятий. Подлежащих проведению в этом случае.

По общему правилу оперработник, осуществляющий предварительную

оперативную проверку, обязан в письменной форме зафиксировать информацию,

на основании которой начато производство по рассматриваемому деду, а также

излагать в соответствующих оперативно-служебных документах результаты

проведенных или проверочных мероприятий. Эти документы и иные материалы,

получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле

предварительной оперативной проверки.

Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник

завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки

(предупревдено, пресечено или раскрыто преступление; задержан ли

скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вес-

____________________________________________________________________________

_________________________

57Горянов К.К.. Кваша Ю.Ф-, Сурков К.В., ФЗ «Об оперативно-розыскной

деятельности». Комментарий. -М.: Новый юрист. -1997. -С. 228.

.

43

ти пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель

достигнута и получено разрешение непосредственного руководителя

оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному

указанию этого начальника оно сдается в архив58.

Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты