Б.П.). -Волгоград, ВСШ МВД РФ. -1994. -С. 255.
8 Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при
расследовании преступлений.
13
2. Содействие органа дознания следователю в производстве отдельных
следственных действий (ч.4 ст. 127 УПК);
3. Уведомление следователя о результатах применения оперативно-
розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления
преступника (ч.4 ст. 127 УПК РСФСР).
Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания
является производной от процессуальной, неразрывно связана с ней.
Организационная форма вырабатывается практикой и регламентируется
ведомственными нормативными актами Организационными формами являются:
1. Создание следственно-оперативных групп (СОГ) и оценка результатов
такого взаимодействия;
2. Взаимный обмен информацией между следователем и оперативным
работником;
3. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-
розыскных мероприятий;
4. Ознакомление следователя с данными полученньштг-ипфл-тивно-
розыскным путем.
Рассмотрим их более подробно:
1. Создание следственно-оперативных групп . Следственно- оперативная
группа - наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и
оперативно-розыскных аппаратов9. К основным признакам, характеризующим СОГ
можно отнести: общность целей про • изводимых процессуальных и оперативно-
розыскных действий; согласованность планирования этих мероприятий;
самостоятельность деятельности каждой из взаимодействующих сторон; быстроту
использования следователем полученной оперативно-розыскным путем информации
и постановку им новых задач; использование при проведении оперативно-
поисковой работы данных, полученных при расследовании
_________________________________________________________________
8 М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР. -1993. -С. 14.
9 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие (под ред.
Кожевникова И.Н. Научный редактор Качанова А.Я.). М. Изд. «Спарк», -1997.
-С. 223.
14
деда10. Следственно-оперативные группы обеспечивают комплексное
использование сил и средств подразделений следствия, опер работников,
экспертно-криминалистических подразделений, дежурной части и других служб
под руководством следователя.
Взаимодействие следователей и оперативных работников в СОГ происходит
несколькими путями:
1. на основе согласованных планов проведения оперативно-розыскных и
следственных действий;
2. путем комбинированных форм взаимодействия, когда оперативный
работник, входящий в СОГ проводит оперативно-розыскные действия, а также
(по разовым поручениям следователя) отдельные следственные действия
(обыски, выемки, осмотры);
3. при подготовке и проведении следственных действий (розыске и
вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи в проверке показаний
на месте и т.п.)11.
54% опрошенных следователей расценивают работу в следственно-
оперативных группах как наиболее предпочтительную форму взаимодействия с
работниками оперативно-розыскных аппаратов, а 52% работников уголовного
розыска предпочитают взаимодействовать со следователем только на основе
согласованного плана совместных следственных и оперативно- розыскных
действий. Такую позицию оперативных работников можно объяснить тем, что
участие в СОГ требует от них более четкой и результативной работы, т.к.
контроль со стороны следователя за результатами их работы в СОГ заметно
выше, чем пори работе по согласованному плану12.
Вопрос о создании следственно-оперативной группы решается как при
возбуждении уголовного дела по оперативно-розыскным материалам с момента
осмотра места происшествия, так и после возбуждения уголовного дела, когда
выясняется групповой характер совер-
____________________________________________________________________________
______________________________________
10 Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации
деятельности). Учебное пособие. -М., Академия МВД СССР- -1989. -С. 5.
11 Петелин Б.Я. Указ. Работа. - С. 6.
12 Там же.
15
шенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявления
соучастников и обстоятельств дела оперативно-розыскным путем. СОГ обычно
создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних дел,
приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и начальников
органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных преступлений.
Например, прокурор Краснодарского края старший советник юстиции Селюков
А.И., рассмотрев материалы уголовного дела .No 62900 установил:
12 февраля 1998 года около 21 часа в домовладении №41 по ул. Чехова
г. Сочи были обнаружены трупы гр-н Левшина С.В. и
Титова О. Н. со следами насильственной смерти (множественными ог-
нестрельными ранениями).
По данному факту следователем прокуратуры центрального района г.
Сочи было возбуждено уголовное дело. 15.02.98г. данное дело было принято к
производству отделом по расследованию особо важных дел прокуратуры
Краснодарского края.
Принимая во внимание сложность данного дела, большой объем
предстоящей следственной и оперативно-розыскной работы, руководствуясь ч.З
ст.129, ст.211 УПК РСФСР, постановил:
1. Создать следственно-оперативную группу по расследованию
уголовного дела в следующем составе:
- старший следователь отдела по расследованию особо важных
дел прокуратуры Краснодарского края Лавров В.Г.; .
- следователь прокуратуры Центрального района г. Сочи
Сиротинов М.Н.;
- зам. начальника отдела УБОП при УВД Краснодарского края
майор милиции Орехов В.Н.;
- ст. о/у ОУР центрального РОВД ст. лейтенант милиции Егоров Н.С.
- о/у ОУР центрального РОВД ст. лейтенант милиции Туз С.А.
16
2. Руководство следственно-оперативной группой возложить на старшего
следователя отдела по расследованию особо важных дел
прокуратуры Краснодарского края Лаврова В.Г.13.
Работой СОГ на основании приказа начальника ОВД или прокурора
руководит следователь. Это положение распространяется и на старшего
оперативного работника по руководству оперативно-розыскной работой, когда в
составе группы насчитывается несколько оперативных сотрудников14.
Следователь - руководитель следственно-оперативной группы выносит
постановление о создании СОГ и указывает в нем фамилии следователей и
оперативных работников, участвующих в расследовании дела. При этом
следователь выполняет две функции: процессуальную (по сбору
доказательственной информации) и организаторскую (по руководству работой
членов группы). Поэтому его работа должна оцениваться по этим направлениям.
Он определяет линию деятельности группы, совместно с ее членами
согласовывает план следственных действий, распределяет работу между членами
СОГ, получает от оперативных работников оперативно-розыскную информацию и
намечает порядок и тактику ее использования, оказывает методическую помощь
членам группы и контролирует ход выполнения плана, проводит рабочие
совещания не реже 1 раза в неделю, дает оценку промежуточным и конечным
результатам работы.
Старший оперативный работник, как член следственно-оперативной группы
ведет разработку плана проведения оперативно-розыскных мероприятий по делу
и контролирует его выполнение, систематизирует оперативно-розыскную
информацию и своевременно передает ее руководителю группы; лично участвует
в проведении поисковой и оперативно-розыскной работы15.
13 Архив прокуратуры Краснодарского края, надзорное производство по
уголовному делу № 62900/98.
14 Инструкция «по организации взаимодействия подразделений и служб органов
внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» Утл. Приказом МВД
РФ № 334 от 20.06.96.
15 Петелин Б.Я, Следственно-оперативные группы (вопросы организации
деятельностиО- Учебное пособие. -М-, Академия МВД СССР. -1986. -С. 9.
17
Результаты работы следственно-оперативной группы зависят как от
эффективности совместной деятельности (анализа, планирования, оценки
полученных материалов), так и от эффективности деятельности каждого ее
работника.
При этом должна соблюдаться дифференцированная оценка работы
следователей и оперативных работников. Задачей оперативных работников
является постоянное оперативное обеспечение расследования путем сбора
информации о возможных источниках получения доказательств о событии
преступления и о лице его совершившем. Задачей следователя является сбор
доказательств по делу, в том числе: и. с помощью быстрого использования
оперативной информации. Так, представитель уголовного розыска - оперативный
работник после осмотра места преступления должен провести по квартирный
обход, опросы, другие поисковые действия, чтобы выявить очевидцев и
свидетелей происшествия. И если кто-то из свидетелей остался не
установленным, то ответственность за это несет оперативный работник. Если
же следователь, получив данные о том или ином свидетеле, избрал
неправильную тактику допроса и не сумел получить от него правдивых
показаний, то это недостаток в деятельности следователя16. Поэтому работу
СОГ целесообразно строить с учетом профессиональной подготовки и опыта
следователей. Более опытным следователям следует поручать работу по
отдельным эпизодам преступления, а менее опытным ~ выполнение отдельных
следственных действий. Это положение можно отнести и к оперативным
работникам.
Взаимный обмен информацией между следователем и оперативным
работником. Взаимодействием в этой форме является предоставление друг другу
информации, полученной в процессе оперативно розыскных мер и следственных
действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может
осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
_________________________________________________________________
16 Там же. -С. 6.
18
Используя информацию, полученную оперативно-розыскным путем,
следователь в первую очередь должен в необходимых пределах ознакомить с
имеющимися в деле материалами сотрудников органа дознания, работающих над
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13