Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

оно обеспечивает разделение труда и согласованность действий, позволяет

экономить силы, средства, время. С помощью взаимодействия реализуются

задачи, которые невозможно решить разрозненными, разобщенными действиями.

Управление взаимодействием в борьбе с преступностью предполагает

наличие определенного режима данного взаимодействия; поддержание этого

режима в заданном состоянии; постоянное его совершенствование в целях

обеспечения все большей эффективности непосредственной правоохранительной

деятельности4.

_________________________________________________________________

4 Вердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как

организованная систе- ма//Советское государство и право. -№ 7-77. -С. 42-

44. 9

8

Все это позволяет сделать вывод, что одним из важнейших путей

активизации и оптимизации взаимодействия в сфере уголовной

политики является как раз система управления борьбой с преступностью.

Одной из функций взаимодействия органов дознания и следователя

является организация как объединение людей. Организация позволяет

сформировать единую управленческую систему, определенное строение, схему,

место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы

взаимодействия. Организация взаимодействия включает установление прав и

обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств.

Организация взаимодействия между органами дознания и следователем не

возможна без информационного обеспечения. Взаимодействуя, стороны собирают,

накапливают, хранят, анализируют поступающую информацию, которая

впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по

конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и

следователь постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее

изменения, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных

проявлений.

Взаимодействие между органами дознания и следствия невозможно без

надлежащего руководства. С помощью руководства уточняются цели и задачи

взаимодействия, конкретизируются приемы и методы, отрабатывается тактика и

стратегия, повышается эффективность, достигается конечный результат. Наряду

с этим оказывается влияние на поведение конкретных людей, участвующих в

процессе взаимодействия. Важное значение в процессе взаимодействия органов

дознания и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевременно

выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия,

конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный

результат деятельности.

9

Решение всех возникающих вопросов невозможно без правового

регулирования положения взаимодействующих сторон. Правовой основой

взаимодействия служит Конституция РФ, законы РФ и издаваемые на их основе

подзаконные акты, а также двух и многосторонние договоры (соглашения) о

сотрудничестве.

Правовые нормы, регламентирующие процесс взаимодействия можно

разделить на несколько групп:

1. Конституция РФ;

2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от

12.08.95г.;

3. Приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопросам

организации следственной работы;

4. Межведомственные приказы, указания, инструкции, соглашения,

которыми определяются конкретные направления, формы и методы

взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуществления;

5. Нормативные документы, издаваемые правоохранительными органами по

отдельным проблемам взаимодействие, а также договоры и соглашения,

заключенные с конкретным государственным органом. В них вопросы

взаимодействия получают дальнейшую конкретизацию с учетом местных условий.

Взаимодействие такие можно определить как основанную на

законодательных актах совместную, согласованную деятельность следователя с

органами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях

возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия,

расследования и предотвращения престу

плений5.

К основным принципам относятся6:

_________________________________________________________________________

5 Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2: техника, тактика,

организация и методика расследования преступлений. (под ред. Сматоринского

Б.П.). -Волгоград, ВСШ МВД РФ. -1994. -С. 253.

6 Там же.

10

1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона;

2. Организующая роль и ответственность следователя за своевременное

и качественное расследование преступления, его процессуальная

самостоятельность в принятии решений;

3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов

оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего

законодательства);

4. Плановость взаимодействия;

5. Непрерывность взаимодействия.

Рассмотрим указанные принципы более подробно:

1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает,

что по расследуемым делам вправе давать поручения и указания о производстве

розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания

содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие указания

и поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов

дознания обязательными.

2. Организующая роль и ответственность следователя за своевременное

и качественное расследование преступления, его процессуальная

самостоятельность в принятии решений, за исключением случаев, когда

необходимо получение санкции прокурора и суда. Этот принцип важен в силу

того, что инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от

следователя. Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, в

каких случаях и когда, работников какой службы надо привлечь для оказания

помощи. Соответствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения

следователя.

При этом сотрудникам служб, привлекаемых к совместной деятельности,

нельзя отводить роль только пассивных исполнителей решений следователя.

Если оперативные работники, исходя из обстоятельств дела считают, что их

участие может оказаться полезным, то

11

они могут выступать инициаторами взаимодействия, предложить следователю

свою помощь. Оперативные работники могут проинформировать следователя об

имеющихся по делу оперативно-розыскных данных, принимая меры , исключающие

разглашение источников и способов их получения. Следователь и опер работник

совместно обеспечивают объективную проверку и реализацию такой информации.

На стадии предварительной (до следственной) проверки материалов о

преступлении инициатива во взаимодействии исходит от оперативного

работника. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он

принимает решение о привлечении работников других заинтересованных служб к

сотрудничеству, о чем информирует соответствующих руководителей, которые

коллегиально определяют степень интенсивности и конкретные направления

предстоящих деловых контактов. Но независимо от того, кто является

инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за

предупреждение преступлений, а за их раскрытие он отвечает совместно со

следователем.

3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов

оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего

законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоятельно

осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию

лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для

проведения которых должны быть использованы силы и средства других служб и

своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность

за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.

4. Плановость взаимодействия- важнейший принцип взаимодействия.

Необходимо осуществлять согласованное планирование следственных и

оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе.

План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций

учитывать различные ситуации, эффектив-

12

но использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть участие всех

заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их

взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и

раздельным. Раздельный план составляют тогда, когда требуется расшифровать

конкретное содержание оперативно-розыскных мер, отражение которых в общем,

плане не целесообразно. Отдельный план составляют и для производства

наиболее сложных следственных действий7.

Сущность принципа взаимодействия состоит в том, что стороны по

взаимному согласию разрабатывают систему прямо согласованных между собой

планов, организуют их выполнение, налаживают учет и контроль и на этой

основе обеспечивают единство всех звеньев в целях решения поставленных

задач.

5. Непрерывность взаимодействия при расследовании преступлений

означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению

уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В

дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия

предопределяются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится

столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.

Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух

основных формах: процессуальной и организационной8.

Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом

дознания законодательно закреплены в УПК РСФСР. Они предусмотрены также и в

других законах, в связи, с чем отношения между субъектами взаимодействия

носят правовой характер. Процессуальными формами являются:

1. Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и

следственных действий (ч.4 ст. 127 УПК);

____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

7 Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2: техника, тактика,

организация и методика расследования преступлений, (под ред. Сматоринского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты