Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает

необходимость в их дальнейшем обсуждения для сопоставления и

систематизации. К окон-

___________________________________________________________________________

________________________________________________________________

45 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело №

1-538/98.

46 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР.

-1981. -С. 30.

33

чанию осмотра намечаются определенные версии и составляется единый план

первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий.

Неправильно было бы думать, что осмотр и выдвижение версий при

раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от друга во времени.

В действительности очень редко бывает так, чтобы члены следственно-

оперативной группы сначала собрали сведения о преступлении, а потом

обсуждали их и планировали свои действия на будущее. На практике эти два

рода деятельности переплетены между собой. Совместное обсуждение получаемой

информации должно происходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами

принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых

розыскных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не

изгладились в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы

обстоятельно их обсудить. Исследование же, проведенное ВНИИ МВД СССР

показало, что такое обсуждение осуществляется не всегда.

Какова же роль следователя и оперативного работника в построении

первичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации, который

каждый из них располагает в результате осуществления своих функций при

осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего информацию об

изменениях в материальной обстановке осматриваемого места, которые

появились там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо,

его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от

потерпевших, очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц.

Указанное разделение информации на два вида в достаточной степени

условно, так как на практике оперативный работник может участвовать в

осмотре места происшествия и прилегающей территории, а потому получать

сведения о происшедших изменениях, а следователь до осмотра или в ходе него

может устно опросить потерпевших, свидетелей.

34

После завершение осмотра, взаимодействие следователя и оперативного

работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший

группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и

оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать

результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные

следственные и розыскные действия. При этом оперативный работник

самостоятельно определяет средства и методы производства оперативно-

розыскных действий, а следователь - если есть основания - немедленно

возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный

действий.

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии

возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию

преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная

организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя

и следственно-оперативной группы.

В большой степени результат этой работы зависит от инициативности и

активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о

совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда

следственно-оперативной группы на место происшествия и его

квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов

следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для

установления преступника.

Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии

возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из

следующих решений (ст. 109 УПК РСФСР): о возбуждении уголовного дела;

об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или

сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в

книгах учета делается соответствующая запись.

35

глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе

предварительного расследования.

За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголовного

процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно

выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель

и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и

органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно

проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

Дополнение следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями

необходимо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на

степень и характер ответственности, определение размера причиненного

ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д.

Как мы уже выяснили ранее, взаимодействие следователя и органов

дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и

организационной47.

Процессуальными формами являются:

1. поручение следователя органу дознания о производстве розы-скных и

следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);

2. содействие органа дознания следователя в производстве от-дельных

следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);

3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер

по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника (ч. 4

ст. 127 УПК РСФСР).

Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных

действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия

при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном

использовании оперативно-розыскных возможностей

_________________________________________________________________

47 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 14.

36

этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея

взаимодействия48.

В практической деятельности следователи часто прибегают к

поручениям о производстве розыскных действий. Например, в производстве

отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры

Краснодарского края находится уголовное дело № 62900.

Расследованием, проведенным по данному делу установлено, что 12.02.98

г. около 21 часа в домовладении № 41 по ул. Чехова г. Сочи был обнаружен

труп гражданина Левшина С. В. со следами насильственной смерти

(огнестрельными ранениями).

Допрошенный по данному делу в качестве свидетеля Тамбиев С.М.

показал, что его родственник Левшин С. В. переехал в г. Сочи из г.

Краснодара летом 1997 года, для занятий коммерческой деятельностью. Левшин

занимался реализацией видеотехники совместно с жителем города Краснодар, по

имени Сергей.

В связи с изложенным прошу поручить подчиненным Вам оперативным

сотрудникам провести следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Установить род занятий Левшина и цель его приезда в г. Сочи

2. Установить круг знакомых Левшина в г. Сочи и проверить указанных

лиц на причастность к убийству;

3. Установить личность парня по имени Сергей, совместно с которым

Левшин занимался коммерцией и проверить его причастность к убийству

Левшина49.

Необходимость дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех

этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от

характера уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению,

конкретной следственной и оперативной си-

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

48 Там же. -С. 14.

49Архив прокуратуры Краснодарского краевого суда уголовное дело № 62900/98

36

туации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных

мер.

Если же преступление совершено в условиях полной очевидности, а

преступник застигнут на месте преступления или пойман с поличным, к тому же

является местным жителем, ранее ни в чем предосудительном замечен не был,

то в таких случаях, как правило, расследование производится без оперативно-

розыскных возможностей органов дознания50.

Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии

с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от

12.08.95. является

1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание проведения

оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения

криминальных задач;

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность сведения:

а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого

противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или

совершающих, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о

возбуждении уголовного дела;

б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике

или экологической безопасности РФ;

в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или

уклоняющиеся от уголовного наказания;

г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.

Все эти основания делятся на 2 группы:

1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1

ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.) СЗРФ,

-1995. -№ 33. -Ст. 3349;

_________________________________________________________________

50 Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98

38

2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)

В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-

розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие

следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи

материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты