количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает
необходимость в их дальнейшем обсуждения для сопоставления и
систематизации. К окон-
___________________________________________________________________________
________________________________________________________________
45 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело №
1-538/98.
46 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР.
-1981. -С. 30.
33
чанию осмотра намечаются определенные версии и составляется единый план
первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий.
Неправильно было бы думать, что осмотр и выдвижение версий при
раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от друга во времени.
В действительности очень редко бывает так, чтобы члены следственно-
оперативной группы сначала собрали сведения о преступлении, а потом
обсуждали их и планировали свои действия на будущее. На практике эти два
рода деятельности переплетены между собой. Совместное обсуждение получаемой
информации должно происходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами
принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых
розыскных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не
изгладились в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы
обстоятельно их обсудить. Исследование же, проведенное ВНИИ МВД СССР
показало, что такое обсуждение осуществляется не всегда.
Какова же роль следователя и оперативного работника в построении
первичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации, который
каждый из них располагает в результате осуществления своих функций при
осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего информацию об
изменениях в материальной обстановке осматриваемого места, которые
появились там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо,
его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от
потерпевших, очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц.
Указанное разделение информации на два вида в достаточной степени
условно, так как на практике оперативный работник может участвовать в
осмотре места происшествия и прилегающей территории, а потому получать
сведения о происшедших изменениях, а следователь до осмотра или в ходе него
может устно опросить потерпевших, свидетелей.
34
После завершение осмотра, взаимодействие следователя и оперативного
работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший
группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и
оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать
результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные
следственные и розыскные действия. При этом оперативный работник
самостоятельно определяет средства и методы производства оперативно-
розыскных действий, а следователь - если есть основания - немедленно
возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный
действий.
Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии
возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию
преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная
организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя
и следственно-оперативной группы.
В большой степени результат этой работы зависит от инициативности и
активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о
совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда
следственно-оперативной группы на место происшествия и его
квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов
следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для
установления преступника.
Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии
возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из
следующих решений (ст. 109 УПК РСФСР): о возбуждении уголовного дела;
об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или
сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в
книгах учета делается соответствующая запись.
35
глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе
предварительного расследования.
За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголовного
процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно
выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель
и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно
проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
Дополнение следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями
необходимо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на
степень и характер ответственности, определение размера причиненного
ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д.
Как мы уже выяснили ранее, взаимодействие следователя и органов
дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и
организационной47.
Процессуальными формами являются:
1. поручение следователя органу дознания о производстве розы-скных и
следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);
2. содействие органа дознания следователя в производстве от-дельных
следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);
3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер
по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника (ч. 4
ст. 127 УПК РСФСР).
Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных
действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия
при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном
использовании оперативно-розыскных возможностей
_________________________________________________________________
47 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 14.
36
этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея
взаимодействия48.
В практической деятельности следователи часто прибегают к
поручениям о производстве розыскных действий. Например, в производстве
отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры
Краснодарского края находится уголовное дело № 62900.
Расследованием, проведенным по данному делу установлено, что 12.02.98
г. около 21 часа в домовладении № 41 по ул. Чехова г. Сочи был обнаружен
труп гражданина Левшина С. В. со следами насильственной смерти
(огнестрельными ранениями).
Допрошенный по данному делу в качестве свидетеля Тамбиев С.М.
показал, что его родственник Левшин С. В. переехал в г. Сочи из г.
Краснодара летом 1997 года, для занятий коммерческой деятельностью. Левшин
занимался реализацией видеотехники совместно с жителем города Краснодар, по
имени Сергей.
В связи с изложенным прошу поручить подчиненным Вам оперативным
сотрудникам провести следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Установить род занятий Левшина и цель его приезда в г. Сочи
2. Установить круг знакомых Левшина в г. Сочи и проверить указанных
лиц на причастность к убийству;
3. Установить личность парня по имени Сергей, совместно с которым
Левшин занимался коммерцией и проверить его причастность к убийству
Левшина49.
Необходимость дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех
этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от
характера уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению,
конкретной следственной и оперативной си-
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
48 Там же. -С. 14.
49Архив прокуратуры Краснодарского краевого суда уголовное дело № 62900/98
36
туации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных
мер.
Если же преступление совершено в условиях полной очевидности, а
преступник застигнут на месте преступления или пойман с поличным, к тому же
является местным жителем, ранее ни в чем предосудительном замечен не был,
то в таких случаях, как правило, расследование производится без оперативно-
розыскных возможностей органов дознания50.
Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии
с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от
12.08.95. является
1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание проведения
оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения
криминальных задач;
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность сведения:
а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого
противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или
совершающих, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела;
б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике
или экологической безопасности РФ;
в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или
уклоняющиеся от уголовного наказания;
г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.
Все эти основания делятся на 2 группы:
1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1
ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.) СЗРФ,
-1995. -№ 33. -Ст. 3349;
_________________________________________________________________
50 Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98
38
2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)
В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-
розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие
следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи
материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13