Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

действия и в то же время не представляется какой-либо возможности

немедленно установить связь со следователем и получить от него

соответствующее поручение.

Вправе ли тогда работники органов дознания выйти за пределы поручения,

то есть совершить следственные действия, не указанные в поручении, но

связанные с ним ?

Не трудно представить себе те нежелательные последствия, к которым

может привести отрицательный ответ на этот вопрос. Например, выполняя

поручение следователя о выявлении соучастников обвиняемого в квартирной

краже, оперработники устанавливают одного из них в момент реализации или

части похищенного. То, что такое лицо необходимо задержать и произвести его

личный обыск, не вызывает сомнений. Если же они начнут изыскивать

возможности для установления связи со следователем и получения от него

соответствующих указаний, то за это время преступник может благополучно

скрыться69 .

При расследовании хищений, наряду с выполнением поручения следователя

о выявлении мест хранения похищенного имущества, оперработники принимаю

меры к установлению мест хранения других ценностей, имущества, квитанций

принадлежащих обвиняемым и т.д. Эти сведения нужно сразу же реализовать

посредством обысков, выемок, допросов свидетелей и т.п. Но опять-таки не

всегда имеется возможность своевременно получить от следователя

соответствующее поручение70 . При этом во всех подобных случаях необходимо

составлять соответствующие процессуальные документы, как этого требует

закон.

О причинах производства того или иного следственного дейст-

_________________________________________________________________

68 Там же. -С. 53.

69 Вологин С.М., Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперработника

уголовного розыска и эксперта-криминалиста при установлении лица,

совершившего квартирную кражу. -М.: ВНИИ МВД СССР.-1985.-С. 109.

70 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 52.

49

вия, не указанного в поручении следователя, но связанного с ним,

оперработник обязан указать в письменном рапорте на имя руководителя органа

дознания, который по инстанции передается следователю со всеми материалами,

относящимися к выполненному заданию Этот рапорт и будет объяснять причину,

по которой оно выполнялось.

Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод: следователь не

может поручить органам дознания производство следственных действий,

относящихся к его исключительной компетенции. Производство иных

следственных действий следователь вправе поручить органу дознания .

Работник органа дознания - непосредственный исполнитель поручения - вправе

в пределах своей компетенции совершить диктуемые сложившейся ситуацией

неотложные следственные действия, не указанные в этом поручении, но

связанные с ним, если не представляется возможным немедленно установить

связь со следователем и получить от него соответствующее поручение.

Содействие органа дознания следователю в производстве отдельных

следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему

работниками этих органов в процессуальных действиях, выполняемых самим

следователем. Потребность в оказании следователю такой помощи возникает

тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно)

осуществить данное следственное действие, а также когда в связи с таким

действием возникает необходимость осуществить функции, присущие органам

дознания71 .

В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания

следователю может выражаться72:

1. в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных

действий;

2. в непосредственном участии оперработника в производстве

следователем отдельного следственного действия;

_________________________________________________________________

71 Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование,

организация. -М- -1970. -С. 119.

72 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред.

И.Н. Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М-: «Спарк». -1997. -С. 233.

50

3. в выделении органам дознания специалистов для участия в

производстве отдельных следственных действий;

4. в предоставлении органом дознания следователю научных и технических

средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных

действий;

5. в применении органом дознания принудительных мер в целях

обеспечения следователю возможности производства отдельных следственных

действий;

6. в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на

повышение эффективности производства отдельных следственных действий.

Рассмотрим каждую из указанных форм:

1. Принятие органом дознания мер по обеспечению условий для успешного

проведения следователем отдельных следственных действий. К этой группе форм

содействия относятся:

• оцепление и охрана места происшествия районными органами дознания.

Чаще всего необходимость в этом возникает до прибытия туда следователя, а

своевременность такого содействия создает необходимые условия для

сохранения, обнаружения и изъятия следов преступления и др. улик, имеющих

значение для дела.

Не принятие (и даже несвоевременное принятие) мер со стороны

работников милиции к оцеплению и охране места происшествия зачастую

приводит к утере или уничтожению важных доказательств;

• оцепление жилого дома, здания или иного помещения, где будет

проводиться обыск. Данные меры направлены на то, чтобы помешать скрыться

лицу, которое находится по месту предстоящего обыска, а также предотвратить

возможность выноса, уничтожения заинтересованными лицами искомых объектов.

С требованием об оказании такого содействия следователь обращается к органу

дознания в период подготовки к производству обыска;

• сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей,

51

при выходе с ним на место происшествия с целью проверки данных им показаний

путем проведения следственного эксперимента, а также при производстве

других следственных действий с его участием;

• сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, на допрос к

следователю, при проведении очной ставки или предъявления для опознания,

когда имеются основания опасаться эксцессов со стороны данного лица.

2. Непосредственное участие оперработника в производстве следователем

отдельного следственного действия. УПК РСФСР не содержит прямых указаний о

праве следователя привлекать работников органа дознания к непосредственному

участию в производстве отдельных следственных действий. Однако по смыслу

ч.4 ст. 127 УПК РСФСР он может привлекать их к такому содействию. Участвуя

в производстве того или иного следственного действия, работники органа

дознания выполняют часть работы, входящей в содержание этого действия.

Например, при осмотре места происшествия, проведенном на отдельной

территории, оперативный работник может возглавить одну из поисковых групп,

а при производстве обыска его участие может выражаться в совместных со

следователем поисках спрятанных объектов, наблюдении за обыскиваемым в то

время, когда следователь лично производит обыск или наоборот73 . При этом

может быть получена информация, которая с точки зрения следователя к делу

не относятся, но окажется исключительно полезной для проведения дальнейших

оперативно-розыскных мероприятий. Однако, каким бы ни было активным участие

работников органа дознания в производстве того или иного следственного

действия, соответствующий протокол всегда должен быть составлен от имени

следователя.

3. Выделение органом дознания специалистов для участия в производстве

следователем отдельных следственных действий. В качестве таких специалистов

чаще всего выступают эксперты-

_________________________________________________________________

73 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 59.

52

криминалисты. Особенно полезно оказываемое или содействие при производстве

осмотра места происшествия74 . Какими бы хорошими познаниями ни обладал

следователь в области криминалистической техники, специалист-криминалист

всегда может более эффективно применить научно-технические средства в целях

обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и предметов, могущих

быть вещественными доказательствами по делу. Кроме того, участие

специалиста значительно освобождает следователю время, необходимое для

более тщательного изучения и описания места происшествия.

Второе место по степени оказания содействия занимают работники ГИБДД75

. Они участвуют в каждом случае осмотра места происшествии по делам о ДТП,

а также при производство следственного эксперимента.

Третью категорию лиц, которые оказывают содействие при производстве

осмотра места происшествия по делам о поджоге и преступном нарушении

противопожарных правил, составляют работники государственной

противопожарной службы. Однако доля их участия при производстве

следственных действий невелика. Вызвано это тем, что чаще всего такой

осмотр (в случае возникновения пожара) проводится работниками

государственной противопожарной службы как органа дознания76.

4. Представление органом дознания следователю научных и технических

средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных

действий. Хотя на практике научные и технические средства при производстве

отдельных следственных действий преимущественно применяются специалистами-

криминалистами, тем не менее ими приходится пользоваться и непосредственно

следователю. Поэтому он обращается к работникам органов дознания с просьбой

о предоставлении тех или иных поисковых средств (металлоискателя,

_________________________________________________________________

74 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова. А.Я. Качанова. Изд. 2.-М-: «Спарк». -997. -С. 226.

75 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 59.

76Там же. -С. 60.

53

электрощупа и т.п.). особенно часто следователем используют находящуюся в

ведении органа дознания фото-, аудио -, видеоаппаратуру. Для производства

того или иного следственного действия (чаще всего обыска) следователю могут

понадобиться предметы и орудия хозяйственного назначения (лопаты, лом и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты