раскрытием данного преступления. Это позволяет согласовать, скоординировать
совместные действия в соответствии с новой информацией, иначе оперативно-
розыскные меры будут направлены на выполнение уже известных обстоятельств,
а вопросы подлежащие исследованию могут оказаться без выяснения17.
Изучение дел и опрос практических работников показали, взаимный обмен
информацией является необходимой и эффективной формой взаимодействия при
установлении лица, совершившего преступление. Однако на практике она
применяется не слишком часто. При опросе только 15% следователей и 10%
оперуполномоченных уголовного розыска указали, что они всегда располагают
оперативной и следственной информацией; 73% следователей и 83%
оперуполномоченных уголовного розыска - иногда, а остальные(12% и 2%) - не
располагают. При этом 95% следователей и 98% оперуполномоченных считают,
что обмен оперативной и следственной информацией способствует установлению
лица, совершившего преступление.
Между тем только 44% следователей и 45% оперуполномоченных уголовного
розыска при опросе отметили, что они сообщают взаимодействующим с ними
лицами полученные ими сведения18.
Согласованное планирование следственных действий и оперативно-
розыскных мер. В качестве организационно-тактической формы взаимодействия
следователя и оперативного работника планирование следственно-оперативных
мероприятий относится, как правило, к подготовительному, организационному
этапу, на котором согласовываются и фиксируются организационно-тактические
и правовые вопросы взаимодействия. При этом учитывается роль и место каждой
взаимо-
17 Вологин С.М-, Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперативного
работника уголовного розыска и
эксперта криминалиста при установлении лица, совершившего квартирную кражу.
-М., ВНИИ МВД СССР. -
1985.-С.18.
18 См. Указ. работу. -С. 15.
19
действующей стороны19. Данная форма взаимодействия может быть использована
как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на любом этапе
расследования преступления.
Инициатива в согласованном планировании в равной степени принадлежит
как следователю, так и оперативному работнику. Это обусловлено тем, что в
соответствии с ч.4 ст. 119 УПК РСФСР обязанность принятия необходимых мер
по раскрытию преступлений возложена как на оперативного работника, так и на
следователя. Поэтому оба они заинтересованы в объединении своих усилий.
Однако, во всех. случаях, ответственность за совместное планирование
возлагается на следователя как организатора и руководителя коллективной
деятельности по расследованию преступлений.
Сущность совместного планирования заключается в том, что органы
дознания и следствия разрабатывают систему взаимосвязанных мероприятий,
направленных на решение конкретных задач, которые отражаются в плане
следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Единый
согласованный план рассматривается руководителем следственного, а также
оперативного подразделения, после чего предоставляется начальнику органа
внутренних дел на утверждение. В дальнейшем план хранится у следователя, в
производстве которого находится дело. Разработка плановых мероприятий -
совокупность организационно-тактических мер, направленных на подготовку и
решение поставленной задачи. Она позволяет взаимодействующим сторонам с
учетом научно-методических рекомендаций по уголовному делу, имеющегося
опыта и сложившейся практики вырабатывать наиболее рациональные пути
достижения конечного результата. При этом стороны распределяют имеющиеся
в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и задачи, намечают
наиболее оптимальные и приемлемые приемы и методы их решения,
обеспечивают необходимый уро-
_________________________________________________________________
19 Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как
организационная система/Советское государство и право. -№ 7. -1977. -С. 43.
20
вень готовности своих работников к выполнению намеченных мероприятий.
Выполнение плана контролируется следователем, начальниками
следственного и оперативного подразделений. Они обязаны еженедельно
обсуждать результаты выполнения плана. Невыполнение плановых мероприятий
оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как
план, утвержденный начальником органа внутренних дел становится
управленческим распоряжением20.
В содержание рассматриваемой формы взаимодействия включается также
совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных
версий и определение путей их проверки.
Ознакомление следователя с данными, полученными оперативно-розыскным
путем. Право следователя знакомиться с полученными оперативным путем
сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в
тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю
материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и
способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает
следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм
преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в
конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследования.
Следователь должен изучить поступившие от органа дознания материалы и
принять по ним решение в сроки, установленные ст. 109 УПК РСФСР21.
Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения
уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на
признаки преступления22, в том чис-
________________________________________________________________
20 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2 -М., «Спарк». -1997. -С. 234.
21 Взаимодействие следователя с оперативными работниками ОВД: Метод.
Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ МВД СССР. -1981. -С. 46.
22 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в
расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД № 334 от
20.06.96.
21
ле: время, место, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства,
сведения о лицах, причастных к преступлению.
Если содержащиеся в оперативных материалах данные не позволяют
принять решение о возбуждении уголовного дела, следователь (начальник
следственного подразделения) возвращает их с письменным изложением
обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий,
подлежащих выполнению для устранения пробелов23. Выполнив указания
следователя , органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как
и при первоначальном их направлении.
Если же принимается решение о возбуждении уголовного дела следователь
и оперативный работник составляют совместный план, в котором помимо
следственных действий указываются обстоятельства, подлежащие выяснению
оперативным путем, а также сроки и конкретные исполнители,
Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания является
одним из важнейших условий для успешного расследования и раскрытия
преступлений. Оно строится на принципах законности, организующей роли
следователя в проведении расследования, самостоятельности органа дознания в
выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плановости и
непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуальной и
организационной. Взаимодействие обеспечивает наиболее эффективную,
организованную и плодотворную работу следователя и органа дознания,
позволяет экономить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных
органов.
_________________________________________________________________
23 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М., «Спарк». -1997. -С. 232.
22
глава 2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении
уголовного дела
Общность и сложность стоящих перед органами дознания и
предварительного следствия при раскрытии преступлений на начальном этапе
расследования задач определяет необходимость теснейшего между ними
взаимодействия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами
взаимодействие между следователем, оперативным работником и дежурной частью
начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о
преступлении, подследственном следователю24.
В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей,
деятельность которых регламентируется ведомственными нормативными актами.
Дежурная часть призвана по поступлении сообщения о совершении или
готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на
этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников,
эксперта-криминалиста и др. Специалистов и их незамедлительный выезд для
осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам и
задержании преступника.
В настоящее время дежурные части оснащены необходимой техникой,
транспортом, радио, телефонной и факсимильной связью, электронной почтой,
укомплектованы подготовленными кадрами сотрудников, что позволяет на
высоком профессиональном уровне сразу же~ по поступлении сигнала о
преступлении целеустремленно использовать и координировать усилия всех
служб, непосредственно осуществляющих работу по его расследованию. В связи
с этим подавляющая часть заявлений и сообщений о совершенных или
готовящихся преступлениях поступает в первую очередь непосредственно в
дежурные части ор-
_________________________________________________________________
24 Вопросы расследования преступяений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А-Я.
23
ганов внутренних дел. Преобладающий источник получения ими информации о
преступлениях - письма, заявления граждан, сообщения должностных лиц и
представителей общественных организаций. По данным исследования,
проведенного ВНИИ МВД, все это составляет свыше 80% от всей исходной
информации о преступлениях25.
В большинстве случаев, заявления граждан и должностных лиц о
совершенных или готовящихся преступлениях, поступают в дежурные части в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13