_________________________________________________________________
91Синевский О.В. Виды следственных и следственно=оперативных групп:
сравнительный анализ/Государство и право -№ 1. -1997. -С.66.
92 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел- Метод, пособие под ред. Л.М. Кар-неевой -М.: ВНИИ МВД СССР.
-1981. -С. 47.
64
шестоящему прокурору с изложением своих возражений и приостановить их
выполнение. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего
прокурора (начальника следственного отдела) или исключает данного
следователя из состава следственно-оперативной группы по данному делу и
поручает его производство другому следователю.
Подобным образом обстоит дело и при возникновении разногласий между
следователем и оперативным работников. Давая поручения о производстве
оперативно-розыскных действий, следователь в общем виде ставит задачу по
установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Такие поручения являются
для них обязательными. При этом следователь не вправе указывать, какие
конкретно мероприятия должны быть для этого выполнены. Обжалование этих
поручений не приостанавливает их исполнения. В этом случае прокурор вносит
представление об устранении нарушений начальнику органа внутренних дел или
начальнику следственного отдела, которые полномочны применить к лицу,
допустившему нарушение меры дисциплинарного воздействия и отстранить его от
дальнейшего участия в расследовании данного дела93.
Таким образом, положительные стороны работы следственно-оперативных
групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных
действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной
информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и
возмещении материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и
повышается качество расследования в целом.
_________________________________________________________________
93 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел. Метод. пособие под ред. Л.М. карнеевоЙ. -М.: ВНИИ МВД СССР.
-1981. -С. 103.
65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Четко налаженное, деловое и рациональной взаимодействие органов
расследования и оперативных аппаратов служит одним из основных условий,
обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Вследствие
того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические
подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и
методами раскрытия преступлений, чрезвычайно важно, чтобы эти возможности
были использованы не разрозненно, а в комплексе.
Одним их существенных признаков взаимодействия выступает
согласованность, которая достигается в работе посредством рационального
сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако
взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и
обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из
них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои средства и
методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и
полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.
Таким образом, основой взаимодействия следователя и органа дознания
должно быть установленное законом разграничением компетенции
взаимодействующих органов при наиболее целесообразном сочетании присущих им
средств и методов работы.
Взаимодействие следователя и оперработника, обеспечивающее успешное
сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при
расследовании преступлений предлагает: четкое разграничение их полномочий,
совместный выезд на место преступления в целях выявления и закрепления
следов преступления, розыска и задержания преступника; совместное участие в
разработке плана расследования по делу и плана отдельных, наиболее сложных
следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; систематическую
взаимную информационную связь о вновь полученных данных, касаю-
66
щихся обстоятельств расследуемого преступления и лица, его совершившего;
совместный анализ и оценку результатов деятельности следователя и
оперативного работника.
Привлекаемые для участия в расследовании преступления работники
оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений должны:
активно использовать свои специфические средства и методы доя быстрого и
полного раскрытия преступлений, четко и своевременно выполнять поручения и
указания следователя о производстве розыскных и следственных действия,
немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении,
когда производство предварительного следствия обязательно, принимать
безотлагательные меры по охране места происшествия, выявлению и закреплению
вещественных доказательств, розыску преступника по горячим следам и
осуществлению других действий, оказывать научно-техническую помощь,
своевременно обращать внимание следователя на вновь полученные оперативно-
розыскные данные для использования их при подготовке и проведении
следственных действий. Следователь, в свою очередь в целях наиболее
оптимального сочетания следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятиях должен ставить в известность соответствующих оперативных
работников о результатах выполнения плана расследования, о вновь полученных
оперативно-розыскных данных для использования при подготовке оперативно-
розыскных мероприятий; своевременно и в конкретной форме давать оперативным
работникам поручения о проведении необходимых оперативно-розыскных
мероприятий; приглашать оперативных работников для участия в подготовке и
проведении ареста или задержания обвиняемого, обыска и других мероприятий,
связанных с рыском сопротивления со стороны подозреваемого (обвиняемого),
его побега или самоубийства и уничтожения вещественных доказательств; а
также на совещаниях следователей, ведущих расследование по делу,
обсуждать причины и условия, способствовавшие совершению престу-
67
пления и соответствующие профилактические мероприятия. Данные, полученные
оперативно-розыскным путем, позволяют не только своевременно о обоснованно
производить следственные действия, но и тщательно подготовиться к ним,
обеспечивая осведомленность следователя об объекте поиска, о местах
хранения орудий преступления и похищенного имущества, о поведении
преступника перед его задержанием и т.д. Все это дает следователю
возможность быстро, эффективно и неожиданно для преступника их
использовать. Сочетание следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий содействует также своевременному пресечению готовящихся
преступлений. Следователи также могут оказать большую помощь оперативным
работникам выявляя в ходе расследования данные, которые можно использовать
для организации и успешного выполнения оперативно-розыскных мероприятий. К
такого рода данным могут относиться сведения о готовящихся преступления,
способах и орудиях их совершения, намеченных объектах преступного
посягательства, способах сокращения следов преступления, способах связи
между соучастниками и многие другие сведения, которые не относятся к
составу данного расследуемого преступления, но могут быть использованы а
организации оперативно-розыскных мероприятий. Допрашивая свидетелей,
обвиняемого, выполняя другие следственные действия, следователь выясняет
необходимость сведения и незамедлительно сообщает о них оперативным
работникам.
Эффективности взаимодействия способствует создание следственно-
оперативных групп, положительные стороны работы которых состоят в
сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных мероприятий по
конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для
получения доказательств по делу, изобличения виновных лиц и
возмещения материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и
повышается качество расследова-
68
ния в целом. Все это в конечном итоге позволяет успешно бороться в с
преступностью.
Вместе с тем, мне бы хотелось выдвинуть некоторые идеи
совершенствования уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
Я считаю необходимым дополнить раздел II УПК РСФСР главой о создании
следственно-оперативных групп. В ней должны быть детально урегулированы
основания и порядок создания СОГ, полномочия руководителя и других ее
членов, механизм разрешения возникающих в ходе работы следственно-
оперативной группы противоречий между ее руководителем, следователем и
оперативным работником, ответственность данных лиц за допущенные нарушения,
а также осуществление контроля за деятельностью работы группы. Здесь должны
быть определены и виды следственно-оперативных групп. Это станет более
строгим средством регламентирования порядка их деятельности, чем
ведомственные нормативные акты.
Надеюсь, что я достиг целей написания дипломной работы на тему
«Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях
возбуждения уголовного дела и предварительного расследования»: полно и
всесторонне раскрыл содержание основных ее положений, определил сущность и
значение правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа
дознания.
69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. -М.: Юрид. литература, 1997.
2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12
августа 1995 г .//Собрание законодательства РФ - 1995. -№ 33. -Ст. 3349.
3. Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон
РФ от 22 февраля 195 г.// Собрание законодательства РФ. -1995. -№\5. -Ст.
1269.
4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ в ред. От
17.11.95//СЗ РФ. -1995. -№ 47. -Ст. 4472.
5. Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах)
органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для
пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп.
Утверждено совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД. ФСБ, ФСНП № 32
(1992/73/278 от 22 мая 1995г.).
6. Инструкция «О порядке приема, регистрации , учете и разрешении
заявлений и сообщений в органах и учреждениях внутренних дел и другой
информации о преступлениях и происшествиях», утверждена приказом МВД СССР №
415 от 11.11.1990 г.
7. Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб
органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений»,
утверждена приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.
8. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и раскрывание
преступлений. -М.: Юрид. литература. -1997.
9. Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и доз* нания как
организационная система/Советское государство и право. -1997.-№ 7.
10. Быховский И.Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения
следственных действий. -Волгоград, -1997.
70
11. Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел. Метод, пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ ВМД СССР.
-1981.
12. Вологин С.М., Сивачев А.В. Взаимодействие следователя,
оперативного работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при
установлении лица, совершившего квартирную кражу. -М.: ВНИИ МВД СССР.
"1985.
13. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под общ.
ред. И.Н. Кожевникова. Научный редактор А.Я. Качанов. Изд. 2-е. -М.:
«Спарк». -1997.
14. Гриянов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной деятельности». Комментарий. -М.: Новый юрист. -1997.
15. Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при
расследовании преступлений. -М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР.-1983.
16. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-
розыскной деятельности. -М.: «Спарк». -1996.
17. Ефимичев С.П., Порубов Н.И. Вопросы внедрения НОТ в следственную
работу. -Волгоград. -1976.
18. Криминалистика: Учебник для вузов МВД РФ. Т.2: техника, тактика,
организация и методика расследования преступлений. Под ред. Б,П.
Смагоринского. -Волгоград, ВСМ МВД РФ. -1994.
19. Кругликов А. П. Сущность и правовые формы взаимодействия органов
предварительного следствия и дознания. -Волгоград, ВСМ МВД. -
20. Лавров В.П. , Сидоров В.Б. Расследование преступлений по горячим
следам. -М. -1989.
21. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование,
организация. -М., -1970.
71
22. Проблемы эффективности предварительного следствия. -Ленинград.
-1976.
23. Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации
деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР.-1986.
24. Рыжаков А.П. Предварительное расследование. -М.:«Филин». -1997.
25. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация,
взаимодействие, тактика. -М., -1992.
26. Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп:
сравнительный анализ/Государство и право. -№ 1. -1997.
27. Чувилев А.А. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с
милицией. -М., -1981.
28. Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом
к возбуждению уголовного дела/Законность. -№ 12. -1995
29. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края уголов-
ное дело № 1-471/98.
30. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное
дело № 1 -069/98.
31. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное
дело №1-538/98.
32. Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98.
72
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13