Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

_________________________________________________________________

91Синевский О.В. Виды следственных и следственно=оперативных групп:

сравнительный анализ/Государство и право -№ 1. -1997. -С.66.

92 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел- Метод, пособие под ред. Л.М. Кар-неевой -М.: ВНИИ МВД СССР.

-1981. -С. 47.

64

шестоящему прокурору с изложением своих возражений и приостановить их

выполнение. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего

прокурора (начальника следственного отдела) или исключает данного

следователя из состава следственно-оперативной группы по данному делу и

поручает его производство другому следователю.

Подобным образом обстоит дело и при возникновении разногласий между

следователем и оперативным работников. Давая поручения о производстве

оперативно-розыскных действий, следователь в общем виде ставит задачу по

установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Такие поручения являются

для них обязательными. При этом следователь не вправе указывать, какие

конкретно мероприятия должны быть для этого выполнены. Обжалование этих

поручений не приостанавливает их исполнения. В этом случае прокурор вносит

представление об устранении нарушений начальнику органа внутренних дел или

начальнику следственного отдела, которые полномочны применить к лицу,

допустившему нарушение меры дисциплинарного воздействия и отстранить его от

дальнейшего участия в расследовании данного дела93.

Таким образом, положительные стороны работы следственно-оперативных

групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных

действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной

информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и

возмещении материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и

повышается качество расследования в целом.

_________________________________________________________________

93 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел. Метод. пособие под ред. Л.М. карнеевоЙ. -М.: ВНИИ МВД СССР.

-1981. -С. 103.

65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Четко налаженное, деловое и рациональной взаимодействие органов

расследования и оперативных аппаратов служит одним из основных условий,

обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Вследствие

того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические

подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и

методами раскрытия преступлений, чрезвычайно важно, чтобы эти возможности

были использованы не разрозненно, а в комплексе.

Одним их существенных признаков взаимодействия выступает

согласованность, которая достигается в работе посредством рационального

сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако

взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и

обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из

них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои средства и

методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и

полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.

Таким образом, основой взаимодействия следователя и органа дознания

должно быть установленное законом разграничением компетенции

взаимодействующих органов при наиболее целесообразном сочетании присущих им

средств и методов работы.

Взаимодействие следователя и оперработника, обеспечивающее успешное

сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при

расследовании преступлений предлагает: четкое разграничение их полномочий,

совместный выезд на место преступления в целях выявления и закрепления

следов преступления, розыска и задержания преступника; совместное участие в

разработке плана расследования по делу и плана отдельных, наиболее сложных

следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; систематическую

взаимную информационную связь о вновь полученных данных, касаю-

66

щихся обстоятельств расследуемого преступления и лица, его совершившего;

совместный анализ и оценку результатов деятельности следователя и

оперативного работника.

Привлекаемые для участия в расследовании преступления работники

оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений должны:

активно использовать свои специфические средства и методы доя быстрого и

полного раскрытия преступлений, четко и своевременно выполнять поручения и

указания следователя о производстве розыскных и следственных действия,

немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении,

когда производство предварительного следствия обязательно, принимать

безотлагательные меры по охране места происшествия, выявлению и закреплению

вещественных доказательств, розыску преступника по горячим следам и

осуществлению других действий, оказывать научно-техническую помощь,

своевременно обращать внимание следователя на вновь полученные оперативно-

розыскные данные для использования их при подготовке и проведении

следственных действий. Следователь, в свою очередь в целях наиболее

оптимального сочетания следственных действий и оперативно-розыскных

мероприятиях должен ставить в известность соответствующих оперативных

работников о результатах выполнения плана расследования, о вновь полученных

оперативно-розыскных данных для использования при подготовке оперативно-

розыскных мероприятий; своевременно и в конкретной форме давать оперативным

работникам поручения о проведении необходимых оперативно-розыскных

мероприятий; приглашать оперативных работников для участия в подготовке и

проведении ареста или задержания обвиняемого, обыска и других мероприятий,

связанных с рыском сопротивления со стороны подозреваемого (обвиняемого),

его побега или самоубийства и уничтожения вещественных доказательств; а

также на совещаниях следователей, ведущих расследование по делу,

обсуждать причины и условия, способствовавшие совершению престу-

67

пления и соответствующие профилактические мероприятия. Данные, полученные

оперативно-розыскным путем, позволяют не только своевременно о обоснованно

производить следственные действия, но и тщательно подготовиться к ним,

обеспечивая осведомленность следователя об объекте поиска, о местах

хранения орудий преступления и похищенного имущества, о поведении

преступника перед его задержанием и т.д. Все это дает следователю

возможность быстро, эффективно и неожиданно для преступника их

использовать. Сочетание следственных действий и оперативно-розыскных

мероприятий содействует также своевременному пресечению готовящихся

преступлений. Следователи также могут оказать большую помощь оперативным

работникам выявляя в ходе расследования данные, которые можно использовать

для организации и успешного выполнения оперативно-розыскных мероприятий. К

такого рода данным могут относиться сведения о готовящихся преступления,

способах и орудиях их совершения, намеченных объектах преступного

посягательства, способах сокращения следов преступления, способах связи

между соучастниками и многие другие сведения, которые не относятся к

составу данного расследуемого преступления, но могут быть использованы а

организации оперативно-розыскных мероприятий. Допрашивая свидетелей,

обвиняемого, выполняя другие следственные действия, следователь выясняет

необходимость сведения и незамедлительно сообщает о них оперативным

работникам.

Эффективности взаимодействия способствует создание следственно-

оперативных групп, положительные стороны работы которых состоят в

сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных мероприятий по

конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для

получения доказательств по делу, изобличения виновных лиц и

возмещения материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и

повышается качество расследова-

68

ния в целом. Все это в конечном итоге позволяет успешно бороться в с

преступностью.

Вместе с тем, мне бы хотелось выдвинуть некоторые идеи

совершенствования уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Я считаю необходимым дополнить раздел II УПК РСФСР главой о создании

следственно-оперативных групп. В ней должны быть детально урегулированы

основания и порядок создания СОГ, полномочия руководителя и других ее

членов, механизм разрешения возникающих в ходе работы следственно-

оперативной группы противоречий между ее руководителем, следователем и

оперативным работником, ответственность данных лиц за допущенные нарушения,

а также осуществление контроля за деятельностью работы группы. Здесь должны

быть определены и виды следственно-оперативных групп. Это станет более

строгим средством регламентирования порядка их деятельности, чем

ведомственные нормативные акты.

Надеюсь, что я достиг целей написания дипломной работы на тему

«Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях

возбуждения уголовного дела и предварительного расследования»: полно и

всесторонне раскрыл содержание основных ее положений, определил сущность и

значение правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа

дознания.

69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. -М.: Юрид. литература, 1997.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12

августа 1995 г .//Собрание законодательства РФ - 1995. -№ 33. -Ст. 3349.

3. Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон

РФ от 22 февраля 195 г.// Собрание законодательства РФ. -1995. -№\5. -Ст.

1269.

4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ в ред. От

17.11.95//СЗ РФ. -1995. -№ 47. -Ст. 4472.

5. Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах)

органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для

пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп.

Утверждено совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД. ФСБ, ФСНП № 32

(1992/73/278 от 22 мая 1995г.).

6. Инструкция «О порядке приема, регистрации , учете и разрешении

заявлений и сообщений в органах и учреждениях внутренних дел и другой

информации о преступлениях и происшествиях», утверждена приказом МВД СССР №

415 от 11.11.1990 г.

7. Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб

органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений»,

утверждена приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.

8. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и раскрывание

преступлений. -М.: Юрид. литература. -1997.

9. Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и доз* нания как

организационная система/Советское государство и право. -1997.-№ 7.

10. Быховский И.Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения

следственных действий. -Волгоград, -1997.

70

11. Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел. Метод, пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ ВМД СССР.

-1981.

12. Вологин С.М., Сивачев А.В. Взаимодействие следователя,

оперативного работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при

установлении лица, совершившего квартирную кражу. -М.: ВНИИ МВД СССР.

"1985.

13. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под общ.

ред. И.Н. Кожевникова. Научный редактор А.Я. Качанов. Изд. 2-е. -М.:

«Спарк». -1997.

14. Гриянов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об

оперативно-розыскной деятельности». Комментарий. -М.: Новый юрист. -1997.

15. Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при

расследовании преступлений. -М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР.-1983.

16. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-

розыскной деятельности. -М.: «Спарк». -1996.

17. Ефимичев С.П., Порубов Н.И. Вопросы внедрения НОТ в следственную

работу. -Волгоград. -1976.

18. Криминалистика: Учебник для вузов МВД РФ. Т.2: техника, тактика,

организация и методика расследования преступлений. Под ред. Б,П.

Смагоринского. -Волгоград, ВСМ МВД РФ. -1994.

19. Кругликов А. П. Сущность и правовые формы взаимодействия органов

предварительного следствия и дознания. -Волгоград, ВСМ МВД. -

20. Лавров В.П. , Сидоров В.Б. Расследование преступлений по горячим

следам. -М. -1989.

21. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование,

организация. -М., -1970.

71

22. Проблемы эффективности предварительного следствия. -Ленинград.

-1976.

23. Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации

деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР.-1986.

24. Рыжаков А.П. Предварительное расследование. -М.:«Филин». -1997.

25. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация,

взаимодействие, тактика. -М., -1992.

26. Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп:

сравнительный анализ/Государство и право. -№ 1. -1997.

27. Чувилев А.А. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с

милицией. -М., -1981.

28. Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом

к возбуждению уголовного дела/Законность. -№ 12. -1995

29. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края уголов-

ное дело № 1-471/98.

30. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное

дело № 1 -069/98.

31. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное

дело №1-538/98.

32. Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98.

72

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты