отдельные поручения следователям, поручения и указания органам дознания,
объявление розыска, направление запросов, истребование справок, обращение
за помощью к общественности и отдельным гражданам и т.д.).
Решняк предлагает рассматривать функцию следователя по розыску
несколько шире, чем просто принятие мер к розыску уже скрывшегося
обвиняемого, и предлагает включь в неё и меры принимаемые следователем по
предупреждению уклонения обвиняемого от следствия в случае избрания меры
пресечения, не связанной с заключением под стражу, а именно: 1) изучение в
процессе допросов личности обвиняемого, его связей, родственников,
окружения (соседи по дому, коллеги по работе, получение информации о
личности от участкового и т.д.) с целью выявления намерения скрыться от
следствия и возможности реализации данного намерения; 2) направление
рапорта о надзоре по месту жительтсва обвиняемого. Рапорт направляется
начальнику отделения (отдела) милиции по месту регистрации и (или) месту
фактического проживания с уведомлением о привлечении гражданина к уголовной
ответственности по ст. УК (какой) и избрании ему меры пресечения (какой)
для принятия необходимых мер по предупреждению возможности уклонения от
следствия. Одновременно в паспортном столе отделения (отдела) милиции
выставляется сторожевой листок с тем, чтобы без уведомления следователя
обвиняемого не выписывали с места регистрации; 3) направление сообщения о
привлечении гражданина к уголовной ответственности в отдел кадров по месту
его работы (если он работает) – с предложением незамедлительно сообщать
следователю о предполагаемом увольнении или неявке на работу, а также с
просьбой не направлять обвиняемого во время производства предварительного
следствия в командировки. В случае направления в командировку –
незамедлительно сообщать следователю о месте пребывания и сроке отсутствия
обвиняемого; 4) направить в военкомат по месту регистрации (приписки)
обвиняемого сообщение о привлечении его к уголовной ответственности с
предложением отсрочить призыв на военную службу или военные сборы; 5)
направить сообщение о привлечении гражданина к уголовной ответственности в
паспортно-визовую службу (ОВИР) с просьбой о незамедлительном сообщении
следователю в случае оформления обвиняемым загранпаспорта; 6) если
обвиняемый имеет статус беженца или иммигранта, направить сообщение о
привлечении его к уголовной ответственности в Миграционную службу с
просьбой о незамедлительном сообщении следователю об изменении
местожительства и перемещении обвиняемого; 7) направить сообщения о
привлечении гражданина к уголовной ответственности в службы таможенного и
пограничного контроля для предотвращения пересечения границы.[40]
Для принятия мер к розыску обвиняемого вовсе не требуется
специального объявления розыска, которое представляет лишь одну меру в
общей системе действий следователя по обнаружению скрывшегося обвиняемого.
Когда у следователя есть оснований надеяться на установление места
нахождения обвиняемого иными средствами (путём допроса определённых лиц,
наложение ареста на корреспонденцию, проверки следственным путём наиболее
вероятных версий и др.), он может обойтись вообще без объявления розыска
либо прибегнуть к нему позднее, когда в этом возникает необходимость. Но
как только целесообразность и необходимость объявления розыска становятся
очевидными, то следователь должен применить эту меру, не откладывая её до
момента приостановления дела.
Если профилактические мероприятия, направленные на пресечение попытки
скрыться от следствия, не привели к положительному результату, следователю
необходиму выполнить следующие процессуальные действия, направленные на
розыск скрывшегося обвиняемого:1) допросить родственников, соседей,
приятелей, сослуживцев, технический персонал по месту службы обвиняемого о
его возможном местопребывании. В процессе допросов установить наиболее
широкий круг знакомых, возможно обладающих необходимой информацией; 2)
вынести постановления и прозвести обыска (по месту жительства самого
обвиняемого, его семьи, родственников, при необходимости – иных лиц) с
целью обнаружения сведений о месте нахождения обвиняемого; 3) в случае
установления умышленности действий обвиняемого, направленных на уклонение
от следствия, не дожидаясь окончания срока предварительного расследования,
вынести постановление об объявлении скрывшего обвиняемого в розыск и
направить его для исполнения в орган дознания; 4) если лицо, подозреваемое
в совершении преступления, скрылось до предъявления обвинения и при наличии
достаточных доказательств, дающих основания для предъявления обвинения,
необходимо вынести постановление о привлечении в качестве обвиняемого
(заочно) и избрать ему меру пресечения. Если обвиняемый скрылся после
предъявления ему обвинения и избрании меры пресечения, не связанной с
лишением свободы, необхоимо решить вопрос об изменении меры пресечения; 5)
вынести постановление и наложить арест на почтово-телеграфную
корреспонденцию, адресованную родственникам, знакомым; 6) принять меры к
установлению наличия депозитных, текущих или иных счетов в сберегательных и
(или) коммерческих банках и наложить арест на эти счета; 7) дать отдельное
поручение об организации прослушивания телефонных переговоров
родственников, близких знакомых и иных лиц; 8) при истечении срока
предварительного следствия, в случае выполнения всех возможных в отсутствие
обвиняемого следственных действий и принятии всех возможных мер к его
розыску, вынести постановление о приостановлении производства по делу.
Объявление розыска по существу является поручением органам дознания
(одному или группе – когда объявляется местный розыск, всем – при
объявлении всероссийского розыска). Но поскольку розыск гражданина, хотя и
обвиняемого в совершении преступления, сопряжён с определёнными правовыми
последствиями, а также со значительными материальными затратами,
законодатель установил в качестве особой гарантии обоснованности решения об
объявлении розыска вынесение постановления (о приостановлении
предварительного следствия и объявлении розыска или специального
постановления).
Объявляя розыск, следователь должен приложить к постановлению и
вместе с ним направить органу дознания справку о личности разыскиваемого, в
которой излагаются все данные, необходимые для успешного осуществления
розыска. При наличии оснований, указанных в законе, следователь может
избрать в отношении разыскиваемого меру пресечения, в том числе с санкции
прокурора – заключение под стражу (ч. 3 ст. 196 УПК). Правильное избрание
меры пресечения – необходимая предпосылка предупреждения уклонения
обвиняемого от следствия и суда по завершению розыска. Постановление об
избрании меры пресечения прилагается к постановлению, которым объявлен
розыск обвиняемого.
Если по обстоятельствам дела ясно, что обвиняемый умышленно
скрывается от следствия и суда, то избрание в отношении такого лица мерой
пресечения заключение под стражу (при соблюдении требовании ст. 96 УПК)
следует рассматривать не как право следователя, а как его обязанность (ч. 1
ст. 89 ч.1 ст. 101 УПК).
Обвиняемый, в отношении которого объявлен всероссийский розыск и мера
пресечения которому избрана в виде заключения под стражу, может быть
обнаружен и задержан вне места производства следствия, в другой области.
Чтобы обеспечить своевременное этапировании обвиняемого к месту
производства расследования, необходимо одновременно с избранием меры
пресечения вынести постановление и получить санкцию прокурора об
этапировании обвиняемого к месту производства расследования в случае
задержания его за пределами области. Постановление должно быть
санкционировано прокурором и приобщено к постановлению об объявлении
розыска.
К постановлению о розыске приобщается также постановление о
привлечении данного лица в качестве обвиняемого, что призвано обеспечить
права и законные интересы обвиняемого. (ст. ст. 148 –150 УПК).
Таким образом, при объявлении всероссийского розыска обвиняемого
следователь к постановлению о розыске должен приложить копии постановлений
о привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, об
этапировании его (если мерой пресечения избрано заключение под стражу) и,
наконец, справку о личности разыскиваемого.
Когда обвиняемый скрылся или по иным причинам не установлено место
его нахождения, предварительное следствие по истечении срока на его
производство приостанавливается (ч. 3 ст. 195 УПК).
После приостановления производства по делу, следователь должен
незамедлительно направить в орган дознания следующие документы: 1) копию
постановления о приостановлении уголовного дела; 2) постановление о розыске
обвиняемого (если оно не направлялось ранее); 3) справку о личности
обвиняемого; 4) копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
5) постановление об избрании меры пресечения.
Одновременно с процессуальными следственными действиями следователь
может как до, так и после приостановления выполнять следующие мероприятия,
направленные на розыск обвиняемого: направить запросы в ЗИЦ, ГИЦ о
возможном привлечении в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
направить запросы в лечебные учреждения для исключения факта заболевания и
госпитализации; направить запросы в морги для исключения факта смерти;
направить запросы в ЗАГС для исключения факта регистрации брака со сменой
фамилии, просто смены фамилии, а также регистрации факта смерти; запросить
паспортный стол по месту жительства о возможном место нахождении
обвиняемого; направить запрос в приёмники –распределители для исключения
факта содержания в них обвиняемого; направить запрос в ОВИР для
установления наличия или выдачи загранпаспорта; направить запросы в службы
и таможенного контроля для исключения факта пересечения границы; запросить
военкомат для исключения факта призыва на военную службу или военные сборы;
запросить службу занятости для исключения факта вербовки (найма)
обвиняемого на сезонные работы с выездом; направить запрос на телефонную
станцию для получения распечатки переговоров; в случае установления факта
пребывания обвиняемого за границей, поручить органу дознания направить
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16