Процессуальные функции следователя

большая часть, кропотливая, порой решающая, работа следователя,

направленная на раскрытие преступления, обнаружение и изобличение

преступника, не находит своего должного отражения в теории процессуальных

функций.

Л.Н. Гусев считает, что у следователя имеется одна процессуальная

функция – это всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств

дела. [3] С этим мнением также нельзя согласиться, ибо исследование дела

является не функцией, присущей лишь следователю, а процессуальным методом

установления истины по уголовному делу, в равной мере используемым судом,

прокурором, следователем и органом дознания.

Л.А. Мариупольский и Г.Р. Гольст наделяют следователя пятью функциями

в том числе такими, как привлечение общественности к борьбе с

преступностью и функция воспитания. [4]

Аналогично Шимановскому вопрос о процессуальных функциях решают

Рахунов Р.Д. и П.С. Элькинд, усматривающие в деятельности следователя

осуществление одной основной функции – функции расследования. Сторонники

этого мнения, считатют что расщепление единой по своему характеру и

сущности процессуальной деятельности следователя по производству

расследования уголовных дел на целый ряд самостоятельных функций, присущих

в основном другим участникам процесса, является искусственным. Наименование

процессуальной функции следователя, включащей в себя различные стороные его

деятельности по расследованию уголовных дел, не может совпадать, как иногда

полагают, с наименованием какой-либо определённой стадии уголовного

процесса, ибо осуществление этой функции следователем распространяется на

весь досудебный этап движения уголовного дела либо охватывает лишь

определённый период в стадиях возбуждения уголовного дела или

предварительного следствия.[5]

Несколько новый взгляд на функции осуществляемые следователем во

время расследования уголовного дела высказал Ларин А.М., наделив

следователя следующими функциями, сообразно целям в уголовно-процессуальной

деятельности: исследования обстоятельств дела, уголовное преследование,

защита, устранение и возмещение вреда, возражения против гражданского иска,

обеспечение прав и законных интересов лиц, участвующих в деле,

предупреждение преступлений, процессуальное руководство и разрешение дела.

Эти функции автор выделил исходя данного им определения процессуальным

функциям: процессуальные функции – это виды (компоненты, части) уголовно-

процессуальной деятельности, которые различаются по особым непосредственным

целям, достигаемым в итоге производства по делу.[6]

Очень интересным и заслуживающим особого внимания на мой взгляд

представляет из себя мнение на этот счёт Нажимова В.И.. Говоря о

процессуальных функциях автор отмечает, что уголовно-процессуальная

деятельность, будучи сложной и многогранной, действительно, складывается из

различных составных частей. Однако частями (этапами) процесса принято

называть стадии процесса. Необходимо поэтому следующее уточнение,: есть

такие компоненты уголовно-процессуальной деятельности, которые свойственны

всем стадиям уголовного процесса. Необходимо уголовно-процессуальные

функции рассматривать в качестве важнейших видов уголовно-процессуальной

деятельности, различающихся по своей направленности, т.е. ближайшей цели,

на достижение которой направлен данный вид деятельности.

Движение уголовного дела, развитие уголовного процесса обусловлено

«борьбой» обвинения и защиты – двух диалектически противоположных по своей

направленности видов уголовно-процессуальной деятельности. Для подведения

итогов этой «борьбы» и принятия соответсвующих решений нужен третий вид

уголовно-процессуальной деятельности – разрешение дела. Таким образом, в

уголовном процессе, в деятельности следователя существуют три вида уголовно-

процессуальных функций: а) обвинение (уголовное преследование); б) защита и

в) разрешение дела. Выделенные функции автором, во многом схожи с

функциями, которые выделяют и другие учёные, но вопрос о возникновении той

или иной из них, решён по другому. Нажимов взяв исторический пример,

конструкцию германского уголовного процесса 1842 г., где функции судьи,

обвинителя и защитника были соединены в одном лице – в лице следователя,

указывает на противоречивость такого совмещения и мыслью К. Маркса, о том,

что такое соединение противоречит всем законам психологии. В этом

высказывании К. Маркса содержится мысль о неразрывной связи учения об

уголовно-процессуальных функциях и судебной психологии. Иными словами,

выделение различных уголовно-процессуальных функций, равно как и возложение

их на разных участников процесса, должно опираться на знание законов

психологии. Говоря об этом примере, автор статьи проводит аналогии с

действующим Российским процессуальным законодательством. Сознание человека

не терпит «раздвоения», вследствие чего одно и то же лицо, как правило, не

может одновременно выполнять функции, различные по своей направленности.

Выполнение соединённых функций обвинения и защиты одним лицом возможно лишь

при строгом соблюдении двух обязательных условий. Во-первых, такому лицу

должна быть предоставлена полная свобода предстоящего выбора по внутреннему

убеждению с учётом конкретных обстоятельств дела, которые он должен

установить и оценить. Во-вторых, необходимо, чтобы психологически это лицо

не было заранее связано уже сделанными выводами, занятой по делу позицией.

Важно, чтобы выбор ещё был бы не сделан. Это значит, что осуществлять

одновременно и обвинение, и защиту лицо может лишь до тех пор, пока ни то,

ни другое не представляется ему (его сознанию) предпочтительным, правильным

или обоснованным. Человек, пришедший к тем или иным выводам и открыто

высказавший их, в дальнейшем обычно склонен отстаивать эти выводы и

недооценивать аргументы противоположного характера. Психологические

возможности индивида ограничены, и потому, он, как правило, лучше

справляется с умственной работой определённой направленности и объёма.[7]

Таким образом подводя итог сказанному, автор считает, на определённой

стадии процесса субъект должен прийти к определённому решению, а

законодатель в свою очередь, предоставляет ему свободу выбора

осуществляемой им функции по его внутреннему убеждению с учётом конкретных

обстоятельств дела, и до тех пор пока выбор тем или иным участником

процесса (следователем, прокурором) не сделан, он психологически вполне

может оставаться объективным в своей деятельности, в равной мере

способствуя как обвинению, так и защите.

Расчленение деятельности следователя на отдельные компоненты

(функции) не является просто механическим приёмом, поскольку имеет в своей

основе специфику того или иного направления рассматриваемой деятельности.

Уголовно-процессуальные функции, вытекая из задач уголовного

судопроизводства, самостоятельно закреплены в уголовно-процессуальном

праве. Одни из них выражены в законе прямо (например, функции рассмотрения

сообщений о преступлении и обеспечения возмещения материального ущерба,

причинённого преступлением - ст.ст. 109 и 30 УПК.), другие – опосредованно

через конкретные институты (например, функция обвинения – ст.ст. 143 – 144,

148, 205 и другие УПК). Следовательно, процессуальные функции являются не

только теоретической, но и правовой категорией. Процессуальные функции

являются связующим звеном между задачами и правовым положением участника

процесса, они предопределяют, в частности, процессуальное положение

следователя, его права и обязанности, конкретизируются в отдельных правовых

институтах и нормах.

Познание системы процессуальных функций следователя как основных

направлений его деятельности позволяет наиболее полно представить роль

следователя в выполнении задач уголовного судопроизводства, правильно

понять и применять каждый правовой институт и каждую норму, регулирующую

его деятельность.

Принимая во внимание вышесказанное, можно согласиться с таким

определением процессуальных функций следователя, как направления, виды,

компоненты, части его уголовно-процессуальной деятельности, обусловленные

задачами уголовного судопроизводства. [8] Таким образом, процессуальные

функции следователя являются своеобразным связующим звеном между задачами

судопроизводства и правовым положением следователя.

Следовательно, можно выстроить последовательный логический ряд

понятий, в котором каждое предыдущее обуславливает необходимость

последующего: задачи уголовного-судопроизводства – уголовно-процессуальная

деятельность следователя - уголовно-процессуальные функции –

процессуальные полномочия следователя.

§ 2. Виды и содержание процессуальных функций следователя.

К процессуальным функциям следует относить такие виды процессуальной

деятельности, от которых зависят возникновение, движение и разрешение

уголовного дела. Такая позиция позволяет обоснованно выделить вид

процессуальной деятельности в качестве специфического направления и вместе

с тем с необходимой полнотой определить все виды деятельности.

В общем виде, в деятельности следователя, можно выделить такие

функции (которые подлежат последующей конкретизации), как: обвинение,

защита, исследование обстоятельств дела, разрешение уголовного дела.

Функцию обвинения можно определить как совокупность процессуальных

действий, направленных на то, чтобы изобличить в совершении преступления

лицо, привлечённое в качестве обвиняемого, обеспечить применение к нему мер

заслуженного наказания, либо как деятельность, направленную на изобличение

и осуждение виновного в совершении преступления. Очень сложно отрицать, что

существует специальный институт, призванный материализовать вывод

следователя о наличии достаточных доказательств для обвинения лица в

совершении преступления. Применение этого института и образует функцию

обвинения.

Функция защиты – совокупность процессуальных действий, направленных

на опровержение обвинения, на установление невиновности обвиняемого или на

смягчение его ответственности. Противопоставление функции защиты

расследованию представляется не совсем правильным. Такое толкование

соотношения защиты и расследования искажает суть последнего. Расследование

включает в себя институт защиты как неотъемлемую составную часть. Причём

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты