Философия жизни

Философия жизни

Философия жизни

Содержание

Самоироническое или вместо пролога

Мировоззренческое

Книга первая. Человек

1. Смысл бытия, смысл жизни

2.

3. Цель бытия

4.

5. Цель жизни

6.

7. Цель жизни. Бессмертность как всеобщий принцип развития

8.

9. Категорический универсум

10.

11. На пороге новой эры

12.

13. Счастье

14.

15. Мужчина и женщина

16.

Книга вторая. Человек в социуме

1. Социальное обустройство, политика

2.

3. Судьба России

4.

5. Глобальные проблемы человечества в XXI веке и судьба России

6.

7. Семья

8.

Истинные ценности человеческой жизни

Ведущая тенденция: нравственный прогресс или нарастание зла?

Кто сторож тебе, человек?

Словарь

В мире все устроено много проще, чем Вы даже подозреваете. Я.

Самоироническое или вместо пролога

Лет за десять до того, как я наконец-то решился взяться за сей труд, в моей

жизни произошел случай, сыгравший немалую роль в том, что раскрытая Вами

книга все же появилась на свет. По крайней мере, именно он помог отнестись

к постигшему меня замыслу с достаточной долей иронии и все-таки преодолеть

"священный трепет" перед задуманным. А заодно избежать соблазна

некритически отнестись к выношенным мной идеям и не возомнить себя

осененным "единственно истинным откровением".

Так вот, как-то раз ко мне зашел один знакомый и после пары минут ничего не

значащего разговора вдруг совершенно будничным тоном заявил, что он засел

за труд, который перевернет весь мир. Признаться, подобное откровение

повергло меня в некоторое замешательство. Будучи человеком по натуре не

склонным к экзальтации, я естественно счел, что у моего знакомого что-то с

головой. Предположить у него наивное заблуждение в способности человечества

к единомоментному прозрению даже пред Великой Истиной, было для меня куда

сложней.

Довольно скоро я позабыл тот показавшийся забавным разговор, однако года

два назад пришлось вспомнить о нем по довольно обескураживающему поводу:

мне в голову пришла идея написать книгу, которая перевернет весь мир.

Или, по крайней мере, поставит все наконец-то с головы на ноги и сделает

человечество более уверенным в том, что его бытие в этом мире все же имеет

основания считаться достаточно самоценным. И заодно избавит людей от

идиотической мысли о неполноценности и нашего бренного мира пред другими

мирами.

Короче говоря, мне захотелось поделиться с людьми тем, что позволило бы им

вслед за мной до конца прояснить довольно запутанную всеми предшествующими

мудрецами и "мессиями" штуку: в чем же все-таки заключается подлинный смысл

жизни и как умудриться прожить ее так, чтобы земное бытие не воспринималось

как разновидность наказания Господнего.

Однако буквально через мгновение после "осенения" образ наивного знакомого

так явственно предстал пред моим взором, что я просто расхохотался.

Расхохотался над самим собой: ну вот, приехали... Единственным утешением

для меня могло быть лишь то, что за всю историю нашей цивилизации

человечество уже обрело здоровый скептицизм в оценке даже самых

изумительных рецептов как коллективного, так и индивидуального "спасения" и

способно здраво подойти и к моим философическим размышлениям.

Но если самоирония позволила мне преодолеть естественный страх перед

необычно претенциозным замыслом, то источник этого замысла все же далек от

иронического - это неудовлетворенность господствующим в сознании

человечества миропониманием.

Мне всегда казалось, что людям что-то мешает увидеть настоящий прекрасный и

чистый мир, который мог бы открыться перед ними. Я не говорю о мире

идеальном или о некоем скрытом для обыденного сознания парадизе, который

принято представлять до отталкивающего совершенным и потому бессмысленным,

как улыбка идиота.

Я не говорю о мире трансцендентальном, который, по мнению многих, и есть

истинная обитель человеческой души. Такая точка зрения делает земное бытие

или абсолютно никчемным, или превращает всех земных обитателей в клиентов

"исправительного дома", который вряд ли способен действительно исправить

человека и сделать его достойным для возвращения в высокие миры.

Я говорю о реальном, земном мире, в котором человек мог бы до конца

исполнить свое предназначение, ощутить свою свершенность и воспринимать

жизнь как самый благостный дар.

Именно поэтому меня никогда не могли удовлетворить ни существующие

философские системы, претендующие на мировоззренческую концептуальность, ни

господствующие религиозные представления, которые всегда отталкивали

садистически мстительной изощренностью своих попыток удержать человека в

богобоязненности.

Я очень остро чувствую тот колоссальный кризис морально-нравственных основ,

который переживает человечество на пороге третьего тысячелетия. Кризис,

вызванный разочарованием в способности существующих мировоззренческих, в

том числе и религиозных, систем избавить человека от проклятия расколотости

своего бытия на реально и идеально нравственное.

Раздвоенность эта преследует нас повсеместно: то мучая переживанием

внушаемой нам несовместимости духовного и телесного зова, то унижая

церковным догматом о первородном грехе. Мы просто раздавлены этим

проклятием, которое порождает буквально всечеловеческий комплекс

неполноценности.

Я думаю, что, подойдя к рубежу нового тысячелетия, люди уже достаточно

настрадались, чтобы им открылась, наконец, избавительная истина подлинного

предназначения человека.

Я отнюдь не претендую на роль именно того спасителя, который подведет Вас к

прозрению. Многое из того, что прочтете Вы в этой книге взято из

философских сокровищниц человечества. Я лишь попробовал иначе взглянуть на

них и избавить от излишней умозрительности, соединив в нечто новое, что

заставляет многое переосмыслить и взглянуть на жизнь с неожиданной стороны.

Я лишь постарался соединить мозаичные фрагменты знаний о мире в целостную

картину.

Мне остается только сожалеть, что я познакомился с работами великого

русского философа Н.Бердяева уже когда мое миропонимание стало приобретать

черты завершенности. Ко многому я пришел бы намного раньше и значит раньше

обрел бы то, что приблизило меня к пониманию смысла своей жизни, что

сделало меня по-своему счастливым человеком.

P.S. Работая над этой книгой, я старался писать как можно проще и короче,

избегая длинных и нудных разъяснений. И все же для многих читателей

некоторые понятия наверняка будут нуждаться в толкованиях. Их вы найдете в

конце книги в специальном словаре.

Назад к содержанию

Мировоззренческое

Нельзя проникнуть в тайны инобытия. Человек это младенец в утробе матери-

природы. Все, что он получает, проходит через ее тело. Но что подлинно

находится Вне, вы узнаете только после рождения.

В традиции многих философских систем сталкивать или, по крайней мере,

противопоставлять религиозное и материалистическое миропостижение. Однако

здоровый, идущий от жизни, а не от умозрительных схем или философического

фантазерства обыденный опыт часто подсказывает, что для обустройства

земного бытия, вопрос этот далеко не принципиальный. Благополучие личности,

общества, государства, их нравственное здоровье куда легче достигается,

если в основу его кладутся не "чистые" мировоззренческие принципы, а

здравый смысл и непротивопоставление теологического и материалистического.

Доказать это можно без особых теоретических усилий. Достаточно взглянуть на

историю человечества, чтобы убедиться: чисто теократическое либо

атеистическое общество неизбежно вырождается в общество безнравственное,

подменяющее общечеловеческие моральные принципы их суррогатом,

приспособленным для идеологического обслуживания системы.

Примеры государств, в основу которых была положена идеология "чистого"

нацизма, коммунизма или исламского фундаментализма, показывают это с

предельной очевидностью. Не заметить этот опыт и тем более повторить его -

верный признак инфантильности нации, неспособности извлечь из истории

надлежащие уроки или хотя бы поинтересоваться результатами уже состоявшихся

социальных экспериментов.

Сравнительный анализ различных религиозных и материалистических этических

систем неизбежно приводит к мысли, что как бы эти системы ни стремились

противопоставить себя мировоззренческому антиподу и подчеркнуть свою

исключительность - в основе их лежат фактически сходные, всеобщие морально-

нравственные постулаты. Причем независимо от того, какие исходные

мировоззренческие посылки используются для их выведения.

С этой точки зрения особенно нагляден анализ 10 ветхозаветных заповедей или

нагорной проповеди Христа как основ нравственно-этической системы,

претендующей на всечеловечность. Беспристрастный взгляд, лишенный

искусственной односторонности не может не отметить, что эти нормы несут

печать дуализма "по происхождению" - в них явственно прослеживаются как

религиозно-мистические, так и материалистические начала.

Иначе говоря, любая из этих заповедей может быть абсолютно логично

объяснена как божественными так и чисто естественно-природными и

социальными причинами. И объяснена с точностью приемлемой достаточности для

незамутненного невежеством здравого смысла.

Обратитесь к заповеди "не убий". Конечно, в ней можно увидеть суровое

Господне предостережение, однако с другой стороны, в ней достаточно четко

выражен закон природы, инстинктивное стремление не только к

индивидуальному, но и видовому самосохранению.

Можно исписать сколько угодно томов теоретическими рассуждениями, но с

фатальной неизбежностью Вы придете к выводу, что в качестве стимула для

соблюдения этой заповеди равнодейственны как страх Божий, так и чисто

биологический инстинкт видового выживания. Причем, не только

равнодейственны, но и самодостаточны.

К тому же здесь можно отметить как "альтруистический" (т.е. направленный на

сохранение вида порой даже в ущерб собственной безопасности) аспект

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты