общественного, так и государственного контроля за состоянием природной
среды.
Куда более серьезными на мой взгляд являются проблемы, порожденные
единством и борьбой личного и общественного начала. Мы уже заметили, что
именно эти проблемы пока нанесли человечеству куда больший ущерб, чем все
природные катаклизмы (включая эпидемии) вместе взятые. Практически вся
история человечества шла именно под знаком этого, как казалось практически
неразрешимого противоречия между личным началом и потребностями
обустройства общественного бытия, а также между различными корпоративными
объединениями, порожденными борьбой этих начал: племенами, народами,
государствами, сословиями, классами.
Возможно не для всех очевидно каким образом противоречие между Я и Мы
порождает различные корпоративные объединения. Однако если взглянуть в
суть, то мы увидим, что во основе всякой корпорации лежит именно стремление
каждого "Я" обрести среду своего непротиворечивого с "Мы" обитания. При
этом именно малое корпоративное "Мы" в противовес другим "Мы" более высоких
общественных структур использовалось "Я" для реализации своего личностного
начала.
Я думаю, что в грядущем веке все прежние формы, в которых разрешалась эта
линия противоречий Я - Мы: национальные, идеологические, классовые или
совсем отживут, или отойдут на второй план.
И в этом отношении примечательна роль века минувшего: именно социальные
катаклизмы XX столетия позволили осознать преходящий характер национального
и бессмысленность классового антагонизмов. Я думаю, что духовные лидеры
нового столетия осознают в полной мере, что национальное бытие свойственно
лишь детству человечества и то, что люди уже сделали гигантский шаг к
преодолению этого одного из последних барьеров на пути к жизни во
всечеловеческом братстве, которое свойственно более высокой ступени
развития.
Однако как бы мы ни считали национальное бытие ограниченным, оно есть
непреложный этап в развитии человечества, который может быть пережиттолько
через полную национальную реализованность. Именно поэтому пока национальное
"Я" не реализуется хотя бы в основных своих началах, не разовьется до того,
что человеку станет тесно в национальном платье, осознание главенства
общечеловеческих начал не может стать ведущей тенденцией развития.
Сегодня Европа уже начала переживать национальную ограниченность, Северная
Америка еще в новое время стала котлом, переваривающим национальное в некую
иную субстанцию из которой все более проступают черты нового существа -
Человека всемирного. Подобные процессы начинают мало помалу проявлять себя
и в других регионах планеты.
Это не означает, что XXI век пройдет бесконфликтно в плане самоутверждения
отдельных наций. На нашей планете еще много народов, которые только
формируются как нации или развитие которых было подавлено более передовой
(в смысле темпов развития) нацией.
Пожалуй наиболее ярким примером такого "подросткового" (когда доминирует
тенденция самоутверждения) состояния сегодня могут быть палестинцы, чеченцы
и ряд этот можно продолжить. Как это ни парадоксально, но примерно в таком
положении находится и Россия. Дело в том, что развитие русского
национального самосознания было прервано примерно в середине XIX века,
когда оно находилось на мощном подъеме. Я уверен, что совершенно не
случайно именно на этот период пришелся золотой век русской культуры.
Становление русской нации было прервано буквально в тот момент, когда мы
приближались к своей зрелости. Оно было прервано Империей. Именно в XIX
веке имперское начало стало преобладающим над национальным, и вместо
самосовершенствования нации мы пошли по пути экспансии своего еще
недозревшего менталитета на окружающие нас народы.
Сегодня мы расплачиваемся за это тем, что европейский христианский мир
смотрит на нас как на трудных подростков еще не созревших полностью к
равноправному вхождению в их семью, а народы, подвергшиеся русской
экспансии, подозрительно относятся к нашему новому состоянию.
Сегодня нам предстоит продолжить прерванное и вновь устремиться к
предначертанной высоте. Подлинный взлет нашей нации еще впереди. И все же
наше будущее как и будущее всех народов не в национальном, а
общечеловеческом. И в полной мере мы осознаем это именно в XXI веке, когда
интеграционные процессы станут общечеловеческой доминантой.
Столь же преходящий характер имеют и классовые антагонизмы. Однако в
отличие от национальных они обнаружили свою историческую исчерпанность уже
в прошедшем столетии. Сегодня человечество уже в полной мере осознало
неизбежное ролевое распределение на организаторов и исполнителей и
невозможность его преодоления до тех пор, пока человечество не освободится
от непосредственного участия в общественном воспроизводстве.
Кстати, немалая заслуга в этом принадлежит именно России, которая первой в
массовом масштабе попыталась реализовать умозрительную идею уничтожения
классов. Однако законы общественного развития неумолимы: мы смогли добиться
лишь того, что на месте уничтоженного вырос монстр советской номенклатуры,
эксплуататорская сила которого превзошла все, что знало до этого
человечество. Но в чем же тогда будут состоять действительно определяющие
лицо XXI века глобальные проблемы и противоречия?
Я говорю, что главной проблемой нового века станет противоречие между
культурно-историческими типами нашей цивилизации.
Именно это противоречие и приобретет глобальный характер и может вновь
поставить человечество на грань самоуничтожения.
Что же представляют из себя эти культурно-исторические типы?
В основе культурно-исторической типологии лежат отношения квадратуры круга
Я-Мы-Мир-Трансцендентальность. Эти отношения позволяют выделить три
основных типа человеческих общностей, названия которых носят чисто условный
характер.
1.Европеидный культурно-исторический тип. К нему кроме большинства
европейских народов безусловно принадлежат североамериканцы. Близки к этому
типу японцы, некоторые южноамериканские и азиатские нации. Доминантой этого
типа является начало личной свободы, освобождение от сковывающего динамизм
развития Мы. Ведущая идеология этого культурно-исторического типа -
христианство, в котором как нигде сильно именно личностное начало. Основная
тенденция общественного обустройства - демократия.
2. Азиатский тип. Ядро его образования - древневосточные цивилизации и их
потомки. В значительной степени тяготеет к этому типу Китай. Доминантой
этого культурно-исторического типа является господство Мы, подчинение Я
общему началу. Ведущая идеология - ислам, но не противоречат этому типу и
религии с обезличенным божественным началом (конфуцианство, даосизм и
т.д.). Основная тенденция в обустройстве общественного бытия - тяготение к
деспотии или теократическому режиму.
3. Афро тип. Следы его в можно найти в среде обитания реликтовых,
аборигенных народов Африки, Австралии, Крайнего Севера, островного мира.
Доминанта этого типа - включенность в природную жизнь без преобразующего
человеческого начала. Цивилизация такого типа строится на попытке
сохранения изначальной гармонии с природной средой, на стремлении не
преобразовывать Природу (и тем более не создавать вторую), а просто жить в
ней. Общественное устройство склонно к консервации первобытных типов
отношений. Ведущие идеологии - язычество, идолопоклонничество, пантеизм.
Особенностью этого типа является его реликтовый характер и связанная с этим
неспособность противостоять влиянию более зрелых цивилизаций.
Ведущей глобальной проблемой нового столетия станет противоречие именно
двух первых культурно-исторических типов. Признаки этого мы видим
повсеместно. В первую очередь они проявляются в попытке исламского
фундаментализма утвердиться в качестве ведущего консолидирующего начала в
так называемом третьем мире, в растущем противостоянии его христианской
ветви цивилизации.
Я не исключаю того, что человечеству предстоит пережить и третью мировую
войну, вызванную именно этим противостоянием. Ее искры уже вспыхивают то на
Балканах, то в Афганистане, то в Чечне. И вновь как и в предыдущих мировых
столкновениях России здесь уготована особая роль. Однако я не склонен
считать, что пессимистический сценарий наиболее реален. Уже само осознание
этой опасности может привести к тому, что будут предприняты все необходимые
шаги, чтобы избежать горячего развития событий.
И если мы знаем диагноз (а болезнь, порождающая эти противоречия - борьба
личного и общего начала), то ведомо и лекарство от нее: утверждение в
качестве главной этической нормы КаУм и обустройство общественного бытия на
основе гармонической формулы, которую мы вывели в разделе, посвященном
социальному обустройству: Бог=Человек=Отечество =Социальная группа= Семья.
Смысл прозрения, которое должно осенить человечество, чтобы предотвратить
новые глобальные потрясения, заключается в том, что нельзя строить бытие на
принцах подчинения ни личного общему, ни общего личному. Путь к
гармоническому развитию нашей цивилизации в установлении равноправия общего
и личного. А это предполагает равное, но как бы с противоположных сторон,
движение к общему знаку как Европеидного так и Азиатского культурно-
исторических типов.
В этом глобальном противостоянии, как я уже говорил, особая роль
принадлежит России. В течении длительного исторического периода мы пытались
обособиться как от Востока, так и Запада, хотя наша культура тяготела
именно к христианской Европе. Пока Запад был разобщен, такая линия
поведения была неизбежной. Однако сейчас ситуация изменилась. Европеидный и
Азиатский культурно-исторические типы стремительно консолидируются и нам
настала пора более ясно определить свою позицию, осознавая, что от этого
зависит глобальная расстановка сил.
События последнего времени показывают, что мы вновь пытаемся занять позицию
обособления, разыгрывая карту противоречий между северо-атлантическим
альянсом, наиболее реакционными режимами азиатской культуры и Китаем. Такая
позиция представляется мне глубоко порочной. Она во многом предполагает
повторение сценария, который уже был воплощен накануне второй мировой
войны. Тогда мы делали свою игру на противоречиях между тоталитарной
Германией и западными демократиями. В итоге мы фактически способствовали
взращиванию германского милитаризма, снабжая его стратегическими ресурсами,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18