Философия жизни

души, мы поговорим далее.

У меня спросили

У меня спросили: "Почему Вы отрицаете церковь? Почему в ней Вы видите

только корыстного посредника?"

Церковь отрицать нельзя. Человечество - дерзновенная юность

трансцендентности. Ему просто необходимо духовное наставничество. В этом -

высшая предназначенность церкви. Идет ли речь о христианстве, иудаизме,

исламе, буддизме и т.д.

Однако ни одна церковь сегодня еще не готова в полной мере исполнить свою

миссию. Более того, господствующая церковная идеология сегодня направлена

на усиление разобщенности в человечестве, на подчеркивание

исключительности, она порождает высокомерие в отношениях между людьми,

принадлежащими к разным конфессиям. Каждая из церквей сегодня исходит из

того, что только ей дано спасти человечество, а все другие формы реализации

религиозного сознания обрекают людей на погибель.

Сознание групповой исключительности - признак духовной и интеллектуальной

незрелости, признак ограниченного мировосприятия

.

Сама история человечества наглядно показывает, что одно из важнейших

направлений духовного прогресса и движения к подлинной свободе - исключение

исключительности и признание равноправия особенностей. Это в полной мере

применимо и к формам реализации религиозного сознания.

Един Бог - един мир - едино человечество! Однако Бог создал Бытие как бытие

разнообразия. Поэтому подлинное единство может быть только в единстве

разнообразия. Только разнообразие дает движение, дает жизнь, в том числе и

подлинную духовную жизнь. Сведение к однообразию - путь к смерти, лишение

Бытия источника движущих сил.

Греховно все то, что разъединяет человечество на взаимоисключающие части.

Свято все, что объединяет человеческое разнообразие, не сводя его к

одинаковости. Подлинно святой может быть лишь церковь, стоящая на таком

основании. И я говор: грядет вселенское обновление, когда церкви, сохранив

свою особинность, воздвигнутся на единый фундамент.

Не корысть ли говорит: "Только я знаю дорогу и воздайте мне по заслугам

моим. Только я знаю дорогу, а другие ведут вас к пропасти"?

Ибо: един Бог, но неисчислимы его имена. Един Бог, но неисчислимы пути,

ведущие к нему.

Назад к содержанию

2.Цель бытия

Я говорю, что все сущее - лишь ручейки в теле могучей реки под названием

Бытие. Но эта река течет лишь для того, чтобы выносить в своих волнах

вознесущееся над потоком.

Если смысл жизни в творчестве, то какова цель творчества и самой жизни? Не

является ли творчество самодостаточным актом, направленным исключительно на

самоудовлетворение творца? Или "зеркальная" постановка вопроса: не обретает

ли само бытие смысл лишь тогда, когда оно имеет цель? Однако опять же: в

чем заключается эта цель?

Попытки найти ответ на этот вопрос человек начал делать, наверное, сразу

же, как только его бытие стало осознанным и осмысливаемым. Осознанное

целеполагание пронизывало все его бытие, всю его деятельность: чтобы сбить

плод, я беру палку; чтобы напиться воды, я иду к ручью. Причем именно цель

определяла характер действия, именно она была его исходной точкой,

побудительным мотивом.

Отсюда неизбежное философское обобщение этого всеобще-целеполагающего

принципа, построенное от обратного: я живу для того, чтобы... Однако дать

непротиворечивое объяснение цели своего бытия не просто. Еще сложнее

сделать его понятным и актуальным (не только умозрительно, но и

поведенчески) на уровне обыденного сознания. Поэтому не удивительно, что

вопрос этот давно уже фигурирует в разряде извечных "проклятых" вопросов, и

задающий его рискует прослыть досужим человеком, а размышляющие над ним по

мнению многих вообще достойны снисхождения.

И все же по большому счету вопрос о смысле и цели бытия - действительно

самый главный, фундаментальный вопрос не только философии, но - самой

жизни. И как бы он ни отодвигался сиюминутными житейскими задачами (сделать

карьеру, обрести богатство и прочая и прочая), везде мы чувствуем его

присутствие, везде он преследует нас. И что бы мы ни делали, и чем больше

цена усилий соизмеряется с ценой самой жизни, тем явственней мы слышим

вопрошающий голос: "А зачем все это? Стоит ли оно жертвования самим собой и

своей душой?" И чем громче этот голос, тем болезненнее и смертельней

дисгармония реального бытия и высшей его предназначенности. Тем глубже

переживания не счастности жизни.

Вопрос о цели бытия - это прежде всего вопрос гармонизации своего личного

бытия. Не разрешив его принципиально, мы обрекаем себя на постоянный

душевный разлад, на трагедию осознания в конце пути бессмысленности всех

своих усилий, иллюзорности ценностей, ради которых растрачен бесценный дар

жизни. Ключ к личному счастью, к подлинной свершенности - в гармонизации

жизни с ее целью. Живущий в согласии с естественной целью своего бытия

подобен пловцу, движенье которого согласно с течением реки. Сама жизнь

несет его на своих волнах.

При всем разнообразии философских и религиозных систем, которые так или

иначе касаются проблемы смысла и цели бытия, принципиально можно выделить

три основных варианта разрешения этого вопроса:

1.Смысл и цель бытия - понятия не универсальные, а сугубо индивидуальные.

Они как бы в свернутом состоянии содержатся в каждой индивидуальности (будь

то человек, собака, дерево или космическая система). Наиболее образно это

выражено у Л.Фейербаха: "Любое существо предназначено только для того, для

чего оно есть: животное назначено быть животным, растение - быть растением,

человек - быть человеком... Существование, бытие есть совершенство, есть

исполненное назначение". [Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения

антропологии. Избранные философские произведения. М.1955 т.1 стр. 337 -

339]. Или у него же более развернуто: "Разум, любовь и сила воли - это

совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная

сущность человека как такового и цель его существования. Человек

существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? -

Разум. Любви? - Любовь. Воли? - Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать,

любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, т.е. быть свободными. Истинно

совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого." [

Фейербах Л. Сущность христианства. Избранные философские произведения. М.

1955 т.2. стр.30-32].

2.Разрешение этого вопроса в духе позитивистской и марксистской теории

прогресса: смысл и цель индивидуального и массового человеческого бытия - в

подготовке грядущего высшего совершенного состояния человечества.

3. Трансцендентальное определение смысла и цели бытия: всякое бытие есть

лишь предуготование к жизни будущей, к жизни вечной, находящейся за

пределами земного бытия.

В основе двух первых определений цели и смысла жизни - узко

материалистическое понимание сущности Бытия, как бытия исключительно

физического. Согласно этому взгляду весь Мир - материальная субстанция,

саморазвитие которой обусловлено исчерпывающим набором внутренних законов.

Вне физической сущности и помимо ее ничего не существует. Причем физическая

сущность здесь чаще всего выступает в виде уже известных нам форм материи и

ее элементарной (в смысле первичной) основы. В рассуждениях об иных,

трансцендентальных сферах приверженцы этой теории могли бы повторить слова

Лапласа, относящиеся к определению роли Бога в мироздании: "Я не нуждаюсь в

этой гипотезе".

Из представленных вариантов разрешения проблемы цели бытия лишь один

очевидно неприемлем: основанный на теории прогресса. Глубокая и беспощадная

критика религиозной и морально-этической стороны этой теории дана

Н.Бердяевым в его книге "Смысл истории". Позволю себе привести лишь самую

суть высказанного им: "Никакое грядущее совершенство не может искупить всех

мучений предшествующих поколений. Такое подчинение всех судеб человеческих

какому-то мессианскому пиру того поколения, которому удастся взобраться на

вершину прогресса, возмущает религиозно нравственную совесть человечества.

Религия прогресса, которая основана на такого рода обоготворении грядущего

поколения счастливцев, - беспощадна к настоящему и прошлому, она соединяет

безграничный оптимизм в отношении к будущему с безграничным пессимизмом в

отношении к прошлому". [Бердяев Н. Смысл истории. М. "Мысль" 1990 г. Стр.

147 - 148 ]

Вообще с этической точки зрения теория прогресса содержит в себе

практически неразрешимое противоречие: поколения, которые должны обрести

нравственное и моральное совершенство просто не смогут его принять из-за

осознания той ужасной цены, которая заплачена за их совершенство.

Жертвенность бесчисленных предшествующих поколений страшным призраком будет

терзать совесть "совершенного" поколения.

Но и с точки зрения сугубо материалистической теория прогресса также не

выдерживает критики. Согласно логике материализма, внутреннее развитие

всякой сущности должно идти с соблюдением непосредственной и неразрывной

связи между реализованной сущностью и ее предназначенностью в бесконечной

цепи эволюции. Так осуществившаяся (т.е. выполнившая свое предназначение)

гусеница превращается в куколку; осуществившаяся куколка - в бабочку;

осуществившаяся бабочка, откладывая яйца, дает жизнь гусенице.

В схеме прогресса такой непосредственной и неразрывной связи между всеми

жертвенными и венчающими поколениями нет: все предшествующие ни на йоту не

приближаются к цели прогресса ибо между ними и блаженством целедостижения -

бездонная и непреодолимая пропасть смерти, между ними - разрыв

перевоплощений. Этот разрыв делает абсолютно неестественной и призрачной

связь между усилиями тех, кто живет сейчас, и тех, кто будет жить после.

Поколения рабов никогда не обретут блаженства и совершенства свободы,

которая предназначена лишь грядущим счастливцам.

Преодолеть эту разорванность можно, лишь определив цель бытия либо как

заключенную в самом реализованном в данный момент бытии (любое существо

предназначено только для того, для чего оно есть), либо придав бытию

непосредственную связь с инобытием (земная жизнь лишь эволюционная ступень

в развитии бессмертной души). Ответ на вопрос о цели индивидуальной жизни и

всеобщего Бытия может быть дан только на такой основе.

Я уверен, что цель Бытия не есть следование какой-то "абсолютной идее". У

нее должен быть естественный смысл, в основе которого - действие вполне

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты