души, мы поговорим далее.
У меня спросили
У меня спросили: "Почему Вы отрицаете церковь? Почему в ней Вы видите
только корыстного посредника?"
Церковь отрицать нельзя. Человечество - дерзновенная юность
трансцендентности. Ему просто необходимо духовное наставничество. В этом -
высшая предназначенность церкви. Идет ли речь о христианстве, иудаизме,
исламе, буддизме и т.д.
Однако ни одна церковь сегодня еще не готова в полной мере исполнить свою
миссию. Более того, господствующая церковная идеология сегодня направлена
на усиление разобщенности в человечестве, на подчеркивание
исключительности, она порождает высокомерие в отношениях между людьми,
принадлежащими к разным конфессиям. Каждая из церквей сегодня исходит из
того, что только ей дано спасти человечество, а все другие формы реализации
религиозного сознания обрекают людей на погибель.
Сознание групповой исключительности - признак духовной и интеллектуальной
незрелости, признак ограниченного мировосприятия
.
Сама история человечества наглядно показывает, что одно из важнейших
направлений духовного прогресса и движения к подлинной свободе - исключение
исключительности и признание равноправия особенностей. Это в полной мере
применимо и к формам реализации религиозного сознания.
Един Бог - един мир - едино человечество! Однако Бог создал Бытие как бытие
разнообразия. Поэтому подлинное единство может быть только в единстве
разнообразия. Только разнообразие дает движение, дает жизнь, в том числе и
подлинную духовную жизнь. Сведение к однообразию - путь к смерти, лишение
Бытия источника движущих сил.
Греховно все то, что разъединяет человечество на взаимоисключающие части.
Свято все, что объединяет человеческое разнообразие, не сводя его к
одинаковости. Подлинно святой может быть лишь церковь, стоящая на таком
основании. И я говор: грядет вселенское обновление, когда церкви, сохранив
свою особинность, воздвигнутся на единый фундамент.
Не корысть ли говорит: "Только я знаю дорогу и воздайте мне по заслугам
моим. Только я знаю дорогу, а другие ведут вас к пропасти"?
Ибо: един Бог, но неисчислимы его имена. Един Бог, но неисчислимы пути,
ведущие к нему.
Назад к содержанию
2.Цель бытия
Я говорю, что все сущее - лишь ручейки в теле могучей реки под названием
Бытие. Но эта река течет лишь для того, чтобы выносить в своих волнах
вознесущееся над потоком.
Если смысл жизни в творчестве, то какова цель творчества и самой жизни? Не
является ли творчество самодостаточным актом, направленным исключительно на
самоудовлетворение творца? Или "зеркальная" постановка вопроса: не обретает
ли само бытие смысл лишь тогда, когда оно имеет цель? Однако опять же: в
чем заключается эта цель?
Попытки найти ответ на этот вопрос человек начал делать, наверное, сразу
же, как только его бытие стало осознанным и осмысливаемым. Осознанное
целеполагание пронизывало все его бытие, всю его деятельность: чтобы сбить
плод, я беру палку; чтобы напиться воды, я иду к ручью. Причем именно цель
определяла характер действия, именно она была его исходной точкой,
побудительным мотивом.
Отсюда неизбежное философское обобщение этого всеобще-целеполагающего
принципа, построенное от обратного: я живу для того, чтобы... Однако дать
непротиворечивое объяснение цели своего бытия не просто. Еще сложнее
сделать его понятным и актуальным (не только умозрительно, но и
поведенчески) на уровне обыденного сознания. Поэтому не удивительно, что
вопрос этот давно уже фигурирует в разряде извечных "проклятых" вопросов, и
задающий его рискует прослыть досужим человеком, а размышляющие над ним по
мнению многих вообще достойны снисхождения.
И все же по большому счету вопрос о смысле и цели бытия - действительно
самый главный, фундаментальный вопрос не только философии, но - самой
жизни. И как бы он ни отодвигался сиюминутными житейскими задачами (сделать
карьеру, обрести богатство и прочая и прочая), везде мы чувствуем его
присутствие, везде он преследует нас. И что бы мы ни делали, и чем больше
цена усилий соизмеряется с ценой самой жизни, тем явственней мы слышим
вопрошающий голос: "А зачем все это? Стоит ли оно жертвования самим собой и
своей душой?" И чем громче этот голос, тем болезненнее и смертельней
дисгармония реального бытия и высшей его предназначенности. Тем глубже
переживания не счастности жизни.
Вопрос о цели бытия - это прежде всего вопрос гармонизации своего личного
бытия. Не разрешив его принципиально, мы обрекаем себя на постоянный
душевный разлад, на трагедию осознания в конце пути бессмысленности всех
своих усилий, иллюзорности ценностей, ради которых растрачен бесценный дар
жизни. Ключ к личному счастью, к подлинной свершенности - в гармонизации
жизни с ее целью. Живущий в согласии с естественной целью своего бытия
подобен пловцу, движенье которого согласно с течением реки. Сама жизнь
несет его на своих волнах.
При всем разнообразии философских и религиозных систем, которые так или
иначе касаются проблемы смысла и цели бытия, принципиально можно выделить
три основных варианта разрешения этого вопроса:
1.Смысл и цель бытия - понятия не универсальные, а сугубо индивидуальные.
Они как бы в свернутом состоянии содержатся в каждой индивидуальности (будь
то человек, собака, дерево или космическая система). Наиболее образно это
выражено у Л.Фейербаха: "Любое существо предназначено только для того, для
чего оно есть: животное назначено быть животным, растение - быть растением,
человек - быть человеком... Существование, бытие есть совершенство, есть
исполненное назначение". [Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения
антропологии. Избранные философские произведения. М.1955 т.1 стр. 337 -
339]. Или у него же более развернуто: "Разум, любовь и сила воли - это
совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная
сущность человека как такового и цель его существования. Человек
существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? -
Разум. Любви? - Любовь. Воли? - Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать,
любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, т.е. быть свободными. Истинно
совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого." [
Фейербах Л. Сущность христианства. Избранные философские произведения. М.
1955 т.2. стр.30-32].
2.Разрешение этого вопроса в духе позитивистской и марксистской теории
прогресса: смысл и цель индивидуального и массового человеческого бытия - в
подготовке грядущего высшего совершенного состояния человечества.
3. Трансцендентальное определение смысла и цели бытия: всякое бытие есть
лишь предуготование к жизни будущей, к жизни вечной, находящейся за
пределами земного бытия.
В основе двух первых определений цели и смысла жизни - узко
материалистическое понимание сущности Бытия, как бытия исключительно
физического. Согласно этому взгляду весь Мир - материальная субстанция,
саморазвитие которой обусловлено исчерпывающим набором внутренних законов.
Вне физической сущности и помимо ее ничего не существует. Причем физическая
сущность здесь чаще всего выступает в виде уже известных нам форм материи и
ее элементарной (в смысле первичной) основы. В рассуждениях об иных,
трансцендентальных сферах приверженцы этой теории могли бы повторить слова
Лапласа, относящиеся к определению роли Бога в мироздании: "Я не нуждаюсь в
этой гипотезе".
Из представленных вариантов разрешения проблемы цели бытия лишь один
очевидно неприемлем: основанный на теории прогресса. Глубокая и беспощадная
критика религиозной и морально-этической стороны этой теории дана
Н.Бердяевым в его книге "Смысл истории". Позволю себе привести лишь самую
суть высказанного им: "Никакое грядущее совершенство не может искупить всех
мучений предшествующих поколений. Такое подчинение всех судеб человеческих
какому-то мессианскому пиру того поколения, которому удастся взобраться на
вершину прогресса, возмущает религиозно нравственную совесть человечества.
Религия прогресса, которая основана на такого рода обоготворении грядущего
поколения счастливцев, - беспощадна к настоящему и прошлому, она соединяет
безграничный оптимизм в отношении к будущему с безграничным пессимизмом в
отношении к прошлому". [Бердяев Н. Смысл истории. М. "Мысль" 1990 г. Стр.
147 - 148 ]
Вообще с этической точки зрения теория прогресса содержит в себе
практически неразрешимое противоречие: поколения, которые должны обрести
нравственное и моральное совершенство просто не смогут его принять из-за
осознания той ужасной цены, которая заплачена за их совершенство.
Жертвенность бесчисленных предшествующих поколений страшным призраком будет
терзать совесть "совершенного" поколения.
Но и с точки зрения сугубо материалистической теория прогресса также не
выдерживает критики. Согласно логике материализма, внутреннее развитие
всякой сущности должно идти с соблюдением непосредственной и неразрывной
связи между реализованной сущностью и ее предназначенностью в бесконечной
цепи эволюции. Так осуществившаяся (т.е. выполнившая свое предназначение)
гусеница превращается в куколку; осуществившаяся куколка - в бабочку;
осуществившаяся бабочка, откладывая яйца, дает жизнь гусенице.
В схеме прогресса такой непосредственной и неразрывной связи между всеми
жертвенными и венчающими поколениями нет: все предшествующие ни на йоту не
приближаются к цели прогресса ибо между ними и блаженством целедостижения -
бездонная и непреодолимая пропасть смерти, между ними - разрыв
перевоплощений. Этот разрыв делает абсолютно неестественной и призрачной
связь между усилиями тех, кто живет сейчас, и тех, кто будет жить после.
Поколения рабов никогда не обретут блаженства и совершенства свободы,
которая предназначена лишь грядущим счастливцам.
Преодолеть эту разорванность можно, лишь определив цель бытия либо как
заключенную в самом реализованном в данный момент бытии (любое существо
предназначено только для того, для чего оно есть), либо придав бытию
непосредственную связь с инобытием (земная жизнь лишь эволюционная ступень
в развитии бессмертной души). Ответ на вопрос о цели индивидуальной жизни и
всеобщего Бытия может быть дан только на такой основе.
Я уверен, что цель Бытия не есть следование какой-то "абсолютной идее". У
нее должен быть естественный смысл, в основе которого - действие вполне
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18