Философия жизни

Однако прежде чем мы попробуем понять, что разделяет добро и зло и

позволяет человеку реализоваться без противоречий с нравственными началами,

я хочу ответить еще на один вопрос, который многие могут задать: "А зачем

человек вообще должен стремиться к полной реализации, почему это должно

быть его целью? Разве может быть целью то, что и так уже во мне? Разве цель

это не то, что вне нас и к чему мне надо идти?"

Вы материалист и принимаете объективированный мир самодостаточным? Значит

ваше сознание лишь на мгновение вспыхнувшая искра в бездне Космоса. Но и за

этот бесконечно малый перед лицом вечности миг ужас именно мгновенности

жизни успел охватить вас. От этого ужаса не избавляет даже осознание

неизбежности вашего конца.

Преодолеть его и обрести подлинно философический взгляд на смерть можно

только через творческую свершенность жизни, через осознание этой

свершенности: все что было в Вас, уже реализовано, раскрыто, осуществлено,

Вы достигли предела. Дальше - бесконечная усталость от жизни,

опустошенность до дна испитого сосуда: я сделал, прожил, прочувствовал все,

что мог. Все потенции к установлению связей со всем сущим и идеальным уже

реализованы. Тогда смерть - исход, который примете Вы с истинным

облегчением.

Конечно, было бы наивно предполагать, что большинство людей действительно

могут достигнуть такого состояния полной творческой свершенности. И все же

стремиться к этому - вот подлинно естественная цель Человека, следование

которой наполняет его жизнь столь же естественным смыслом, а конец жизни не

вызовет ужаса неисполненности.

Такое целеполагание находится в полной гармонии с естественными законами

(инстинктами), которым подчиняются биологические формы материи. В том числе

с инстинктом видового выживания. Чем больше будет создано человеком в

процессе его реализации, тем в меньшей степени человек, как вид, будет

игрушкой в руках внешних обстоятельств. Тем меньше сама егои ндивидуальная

жизнь и жизнь его потомков будет зависеть от капризов природы.

И все же сказанное здесь удовлетворит далеко не каждого и дает основания

для новых и новых вопросов. Главный из них: как разрешить противоречие

между внешними обстоятельствами и потребностями самореализации? Достижимо

ли принципиально счастье для того, кому не было дано родиться в

благоприятных обстоятельствах, чьи силы уходят на заботы о хлебе насущном,

на преодоление жизненных невзгод?

Вопрос этот важен не только для нерелигиозного сознания. Хотя именно для

материалиста он обретает особую трагическую окраску: предполагается, что

это мировоззрение не преемлет жизнь иную, вечную. Вся свершенность судьбы

только в жизни данной. Ответы на эти вопросы еще впереди, ибо для того,

чтобы понять и принять их, нужно постичь еще немного простых, но

исключительно важных истин. Поэтому продолжим пока наш путь.

Вы человек религиозный, принимающий именно трансцендентальное начало Мира?

Но и такое мировоззрение органично принимает внутреннее целеполагание

человека.

Если наше тело лишь кокон, в котором зреет душа для жизни иной, то разве не

полнее будет эта зрелость, чем полнее осуществится наш земной путь? Разве

не есть способность к творчеству, данная нам в этой жизни, приближением к

Богу, к Божественной воплощенности? И чем полнее будет творческая

воплощенность, чем полнее прозвучит в человеке весь регистр вселенской

музыкальной гармонии чувств и переживаний, тем совершеннее станет душа

человека.

Но не находится ли полнота внутренней реализованности человека в

противоречии с его трансцендентальным предуготованием? Особенно если

обратиться к тому, что есть потенциальное зло в самом человеке? У

Н.Бердяева есть блестящее определение понятия свободы, которое дает ключ к

пониманию и этой проблемы:

"Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и

свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленным передо мной

добром и злом, а мое созидание добра и зла. Самое состояние выбора может

давать человеку чувство угнетенности, нерешительности, даже несвободы.

Освобождение наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем"

[Бердяев Н. Самопознание (опыт философской автобиографии). М. "Книга" 1991

стр. 61 - 62]

Только через внутреннюю борьбу между реализуемым добром и злом, через муки

переживания этой борьбы человек может подняться до подлинного понимания

добра и зла, а значит и стать способным, перейдя в трансцендентальное

бытие, творить совершенство и слиться с божественным.

Этот мир нам дан, чтобы в нем душа развилась до способности слиться с

трансцендентальностью. Развиться же она может только через постоянное

творение, через осуществление и овеществление (объективирование) всего

данного ей в потенции всеобщим творческим началом.

Парадоксально, но если следовать глубинному смыслу Святого писания, то мы

увидим, что эта Книга и о том, как сам Бог прошел через муки постижения

добра и зла, через муки обретения подлинной свободы творчества, когда

совесть Творца не вопиет от невольного зла, которое может принести

Творение. Вчитайтесь в Ветхий завет. Что было положено Творцом в основу

высшего нравственного закона для созданного им человечества? Принцип

равноценного воздаяния: око за око! Добро за добро, но ведь и зло за зло!

Оказался ли состоятельным этот принцип, дал ли он человечеству

действительный нравственный стержень, на котором могла утвердиться

праведность?

Нет. Сколько раз самого Бога постигало разочарование от того, что данный им

Закон лишь умножал зло и не прибавлял праведности и нравственности! Сколько

раз он наказывал человеков (всемирный потоп, Содом и Гоморра и многие

другие индивидуальные и массовые казни-воздаяния), пока не понял, что зло

не в созданном им же человеке, а в данном ему Законе!

Это прозрение Бога дало нам Христа, посланного уже не в наказание человека,

а в его всепрощение и во искупление сотворенного зла. Такое искупление

могла дать лишь личная жертвенность Творца. Однако Христос - Богочеловек.

Поэтому это было двойное жертвенное искупление: Бога - за то, что он дал

множащий зло Закон; Человека - за то, что творил зло. Именно это двойное

жертвенное искупление, а не очередное наказание Человека и открыло новую

эру, эру Евангелия. Эру всепроникающей любви и добра, как светоча

нравственности и благочестия.

Но и эта эра еще не открыла человеку Истины всего сущего, освобождающей

путь к спасению и подлинной свободе духа - состоянию, которое избавит

человека от угнетения обстоятельствами и даст ему силы слить воедино и

воплотить в себе объективированное бытие и трансцендентальность. Сегодня мы

только на пороге новой великой эры и об этом в свое время будет особый

разговор.

У меня спросили.

Одна женщина во время беседы спросила меня: "У моей подруги сын -

гомосексуалист. Что ей делать?"

- То, что ее сын имеет "нестандартную" сексуальную ориентацию, достойно

сожаления. Но это не значит, что мать должна стремиться исправить этот

каприз природы. Она должна принять его таким, как есть, и отдать ему всю

свою любовь, защитив от непонимания другими.

-

Но ведь это же страшно! Он влюбился в мужчину, у них страстная переписка.

Ведь это же противно природе, это может привести к тому, что пресечется их

род!

- Да, это достойно сожаления, но если уж природа так "ошиблась", то нужно

принять эту "ошибку" и дать ей реализоваться. Чтобы не искалечить

назначенную природой ее сыну жизнь.

И скажите подруге, что это не помешает ее сыну исполнить свое главное

предназначение - быть творцом. Как не помешало это Сократу, Чайковскому и

многим другим. Возможно это даже усилило их гений. Лишенные гармонии плоти,

они с еще большей страсть искали гармонию в иных сферах. И то, что они дали

миру - не это ли высшее оправдание их жизни?

А род его не пресечется. Ибо истинное родство передается не кровью, а тем,

что сверх нашего тела. Разве не бывает так, что кто-то ближе вам, чем брат?

А брат - более чужой, чем кто-либо? Родство - это гармонический резонанс

душ, встретившихся в вечном круговроте перевоплощений. Не потому ли и в

христианстве вера выше родства?

Назад к содержанию

4.Цель жизни. Бессмертность души как всеобщий принцип развития

Жизнь вечная будет всем, но как ты распорядишься этим бесценным даром,

чтобы она не превратилась в вечную муку?

Продолжая тему целеполагания, я должен сказать, что его подлинный дуализм

проявляется в том, что жизнь в творчестве, в неустанном следовании цели

дает перспективу жизни иной, жизни вечной, как бы мы ни трактовали Бытие:

как материалистическую самодостаточную сущность или как объективированное,

Богосотворенное бытие.

Сознание, самосознание - свойство высокоорганизованной объективированной

сущности, которая есть далеко не только наше тленное тело и мозг. Всякое

индивидуальное сознание формируется в нашем мозгу как особоый информационно-

энергетический ном тонкой материи. Развиваясь на протяжении человеческой

жизни, он приобретает устойчивость и способность выступать отдельным

элементом информационно-энергетических систем более высокого уровня.

Биологическая смерть человека ведет к высвобождению этого нома для жизни

иной, жизни включенной в жизнь тонкой материи. Той, которая в религиозном

сознании воспринимается как трансцендентальное бытие.

Отсюда легко понять и генезисный смысл нашего объективированного бытия: оно

есть лишь этап всеобщего развития и качественного первоплощения

материальных сущностей. Этап, на котором происходит созревание

энергетических номов. элементов формирующейся сейчас информационно-

энергитической сверх-системы, в которую вливаются индивидуальные номы

биологической и даже кибернетической форм движения материи.

Любопытно, что дуалистическое толкование места земного бытия невольно

проявляется даже у философов, которых трудно упрекнуть в материализме. Во

всяком случае высказывание идеалиста Фридриха Шлегеля может быть

равнозначно истолковано как в духе религиозной, так и сугубо

материалистической предназначенности человека: "Земной человек - это

определенная, необходимая ступень в ряду организаций, имеющая определенную

цель. Эта цель земного элемента на высшей ступени организации -

раствориться, перейти в высшую форму, возвратиться в свободу высшего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты