Философия жизни

элемента".[Шлегель Ф. Развитие философии в 12-ти книгах. Эстетика.

Философия. Критика. М. 1983. Т.2 стр. 186 - 187]

Конечно, это лишь общее представление о принципах перевоплощения материи из

ее биологической и социальной форм движения в движение тонкой материи. О

сущности этого перевоплощения и перехода к сверх-системам пока мы можем

строить только гипотезы и догадки.

Можно предположить, что не всякий информационно-энергетический ном может

созреть в течении биологической жизни до способности к интеграции в сверх-

системы. Это может произойти или в результате преждевременной биологической

смерти или от того, что у человека не хватило воли к развитию своего

индивидуального сознания до его полного структурирования в качестве

устойчивого энергетического нома.

Не этим ли объясняются феномены "воспоминания" о прежней жизни, которые

зафиксированы с достаточной достоверностью во многих случаях? Может быть до

полного "созревания" нома должно пройти не одно его разворачивание от точки

сингулярности сознания (в момент его "вхождения" в зародыш человеческого

энергоносителя) до того момента, когда он достигнет "зрелости" целостной

устойчивой системы? При этом всякая неудачная попытка достижения зрелости

завершается возвращением к новому циклу: "сворачивание" (сингулярное

сознание) - вхождение в новый энергоноситель - "разворачивание" и

формирование целостного нома.

И если возвратиться к понятиям смысла и целеполагания индивидуальной жизни,

то можно сказать, что возможность перехода индивидуального сознания в сферу

включенности в сверх-системы (или если хотите в трансцендентальность)

обуславливается степенью творческой реализации личности, осуществлением

всех ее потенций к образованию связей.

Всякое воплощение индивидуального сознания, осуществляясь, приближает нас к

рождению мирового сознания, информационно-энергетической сверх-системы,

возникновение которой есть результат эволюции объективированной сущности от

простейших форм к высшим.

Однако хотя вся эта детализация носит лишь гипотетический характер,

свидетельств того, что такое понимание общего принципа развития отражает

реальность, мы имеем уже достаточно: феномен отстраненного сознания,

переживаемого в моменты клинической смерти, раздвоение сознания, феномен

воспоминания о прошлой жизни, пророчества и т.д.

Я не буду перечислять громадное множество достаточно достоверно

зафиксированных свидетельств об этих феноменах, хотя они так будоражат наше

воображение. Приведу лишь одно свидетельство, безусловно пережитое мной.

Моя жена находилась в роддоме. В ночь перед рождением дочери я долго не мог

заснуть. После того, как мной овладело сонное забытье, я вдруг словно

очнулся от мощной вспышки какого-то ослепительного сияния. Машинально

взглянул на часы: было около трех часов ночи. Как оказалось, именно в это

время родилась моя дочь.

В моей жизни были и другие случаи соприкосновения с трансцендентальностью,

однако они носят слишком личный, интимный характер, чтобы распахивать свою

душу на виду у всех без боязни быть не понятым. Для меня существование

инобытия, тонкого мира, трансцендентальности есть подлинная реальность, без

которой мир просто немыслим.

Взаимодействие с тонким миром есть неизбежный и закономерный результат

логики развития объективированного Бытия. Его трансформация в инобытие

столь же очевидны и предсказуемы на основании уже имеющихся у человека

знаний, как очевиден и предсказуем результат действия закона всемирного

тяготения, привязывающего наше бренное тело к земной тверди.

Здесь стоит подвести некоторые итоги того, что уже нами сказано:

Смысл человеческого бытия, да и вообще бытия заключается в творении.

Только оно есть истинное наше предназначение, только творение подлинно

приближает нас к трансцендентности, к Богу. Только оно приближает нас к

истинной свободе, дает праведность жизни.

Цель человеческой жизни - полная реализация, осуществление своих творческих

возможностей, способностей, потенций.

Только полная реализация, свершенность жизни есть истинное предуготование к

инобытию, только она обеспечивает возможность достижения нашим

индивидуальным номом готовности к новому качеству, готовности к слиянию со

сверхсистемами.

Цель же и смысл Творения - полное осуществление трансцендентальности,

реализация божественного.

Это и есть священный круг: Трансцендентальность, Бог осуществляется в нас.

Мы осуществляемся в Трансценденталь-ности, Боге. Реализация

Трансцендентальности, Бога и человека есть творение Бытия во всех его

проявлениях, воплощениях, объективациях.

Однако творение и целеполагание кроме чисто онтологического смысла имеет и

нравственно-этический смысл. Что мы творим - Добро? Зло? Вернемся к уже

поставленному нами вопросу о том, как должна осуществляться реализация

личности, чтобы не творить Зло? Что вообще является истинным критерием

высшей нравственности и праведности личностного бытия?

Назад к содержанию

5.Категорический универсум

- И это всё? - Всё. Просто, как всё гениальное. Но чтобы постичь это, нужно

чтобы в Вас вошла вся предшествующую жизнь человечества.

Составлением этических поведенческих систем, обеспечи-вающих здоровое

развитие социального организма и разрешающих противоречия между

общественным и индивидуальным началом, человечество занимается, наверное, с

самых первых шагов своего существования.

При этом явственно различаются два подхода: разработка перечней этических

норм, соответствующих поведенческим ситуациям, и попытки определить

универсальный критерий этических оценок.

Первый подход получил свое наиболее полное воплощение в религиозных

системах: десять заповедей, нагорная проповедь Христа, шариат и т.д.

Заслуга этих систем в нравственном совершенствовании человечества

несомненна. Именно благодаря им нравственный прогресс стал реальностью.

Однако и эти системы не смогли приобрести всечеловеческой характер,

преодолеть антагонизм религиозных культур. Споры о религиозно-нравственных

приоритетах были и до сих пор остаются источниками вражды и войн, а

религиозная практика зачастую распространяет этические нормы только на

единоверцев.

Главный порок этих систем в том, что ни одна из них (хотя каждая и

претендует на истинность) не обеспечивает подлинного единства человечества

во всем многообразии культурно-исторических типов, не обладает

универсализмом, создающим основу для преодоления конфессиональных

антагонизмов и жизни в едином Боге. При этом практически все системы

подчеркивают не только свою исключительность, но и принципиальную

несовместимость с другими.

Именно поэтому человек всегда стремился найти универсальный этический

закон, который мог бы не только охватывать и разрешать все многообразие

поведенческих ситуаций, но и обеспечить единство подходов человечества к

определению нравственных критериев.

Еще в VI веке до нашей эры греческий философ Питтак из Митилены

сформулировал правило, которое можно считать наиболее ранней формулировкой

универсального этического принципа: "Что возмущает тебя в ближнем, того не

делай сам". В последствии эта установка трансформировалась в золотое

правило христианской этики: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами

поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки."

[Евангелие от Матфея 7:12]

Стоит однако заметить, что выведение этой формулы - заслуга не только

европейской и христианской мысли. Примерно в одно время с Питтаком

китайский философ Конфуций (ок.551-479 гг. до н.э.) учил, что претворять

гуманность (жэнь, основное понятие этики Конфуция) означает, в частности,

"не делать другому того, чего не пожелал бы себе".

Самое примечательное в приведенных нами формулировках - высший этический

Закон исходит фактически не из трансцендентальности, не от Бога, а из

человека. Построенная на этом принципе система нравственных ценностей

является по существу своему эгоцентричной и как бы не имеет внешнего

источника.

Для древнего грека такой образ мышления, которому соответствует золотое

правило, вполне естественен. Однако поразительно, что этот совершенно

несвойственный для ортодоксально-религиозного мышления эгоцентризм как бы

"не замечает" христианское богословие. Традиционная религиозная мысль

отмечает здесь лишь то, что на поверхности: золотое правило исходит от

Христа. А то, что он прямо указывает: система этических координат исходит

из персонифицированной души, остается как бы сокрытым, опущенным "за

незначительностью".

И это вполне понятно: ортодоксально-религиозное мышление исходит из того,

что во всяком Законе должно быть начало божественное, а не человеческое. В

эту мировоззренческую систему просто не вписывается ни творческое

Богоподобие человека (о чем мы уже говорили), ни то, что именно в человеке

заключено высшее нравственное начало объективированного бытия.

Еще один шаг к формулировке высшего этического Закона сделал Кант. Его

категорический императив - безусловно приближение к универсальному началу:

"Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и

принципом всеобщего законодательства". [Кант И.Соч., т4, ч.1 М.,1965. Стр.

260 ]

Однако сам же Кант понимал, что побный подход к определению высшей

этической установки требует все же введения определенных ограничений,

которые позволили бы избежать чисто формального понимания этики:

"...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице,

и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к

нему только как к средству". [Кант И. Соч., т4, ч.1 М.,1965. Стр. 270]

Но ни золотое правило, ни категорический императив все же не являются

действительно всеобъемлющим, универсальным этическим законом, в котором бы

так же отражалось истинное место человека в общей системе ценностей.

В этих формулировках содержится определенный изъян, который не только

значительно ограничивает сферу их действия, но и возводит к абсолюту

эгоцентризм закона, лишая его универсализма. Отсюда неизбежное обращение

закона в свою противоположность: вместо всеобщего начала нравственности, он

становится началом, от которого - путь к злу.

Иначе говоря, золотое правило и категорический императив законы-оборотни:

представляясь абсолютно универсальными, они по существу своему представляют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты