абсолютно противоположное универсализму начало.
Если я должен поступать с людьми так, как мне хотелось, чтобы и они
поступали со мной, то я неизбежно буду переносить на других людей весь
комплекс моих представлений об этике отношений. Индивидуальное переносится
на общее и определяет его. Тупиковость буквального следования этому
принципу очевидна: далеко не во всех случаях будет совпадать то, что желало
бы Я с тем, что желали бы Мы, но именно Я предписано определять принципы
"общего законодательства".
Это можно проиллюстрировать массой примеров от простейше-бытовых до
глобально-планетарных. Представьте себе двух людей, один из которых
любитель бражных и шумных компаний, другой - погруженный в себя философ.
Теперь поселите их в одно место. Хотя бы в одну комнату студенческого
общежития и пусть они применят друг к другу золотое правило.
Представьте себе человека, в характере которого заложена потребность
следования за лидером, и человека, для которого свобода самопроявления -
высший идеал. Куда будут направлены максимы их воли, скажем, при
определении политического устройство общества? К полному неприятию
демократии у первого и полной неприемлемости диктатуры у второго. Вот вам и
готовые исходные данные для этического и социального конфликта,
порождаемого неизбежным в этой ситуации навязыванием чужой воли.
Конечно, к этим формулам можно пристегнуть массу оговорок, "исправляющих"
возможные "огрехи" их действия, однако это не изменит существа проблемы ни
на йоту, ибо порок закона в самой его сути.
Я ясно вижу, что человечество не может удовлетворить ни попытка составить
перечни этических норм, исчерпывающих все возможные бытийные ситуации, ни
предложенные этические универсумы.
Первые потому, что не могут исчерпать всего разнообразия ситуаций и кроме
того, не имеют подлинно универсального и общечеловеческого характера, так
как относятся к конкретно-историческим типам культур.
Вторые потому, что возводят в абсолют эгоцентризм и в силу этого не
позволяют гармонизировать отношения человек - человек, человек - общество,
общество - человек.
Так где же тот Категорический Универсум, который мог бы действительно
внести в человечество подлинную гармонию отношений? Который мог бы стать
всеобщим этическим Законом, основой и критерием подлинной нравственности.
Решая эту проблему мы вновь должны обратиться к стержневому понятию Бытия -
творческому началу. Я говорю: Высший Этический Закон, который я называю
Категорическим Универсумом, - прост. Он - органическое следствие
определения высшего смысла и цели Бытия.
Реализуя свое Я, стремись к тому, чтобы максима твоей реализации либо
совпадала с максимами реализации других Я, либо нейтрализовала, реализуя
их, либо была направлена параллельно им, но не ограничивала и не
препятствовала этим максимам.
Или: Реализуя свое Я-Творец, ты можешь делать все, что хочешь и можешь, но
поступай так,чтобы не ограничить и не воспрепятствовать реализации другой
личности.
У меня спросили
У меня спросили: "А если в человеке заложены садистические начала, то как
быть с реализацией такой личности? Следуя вашей логике, его садистическое
начало тоже должно найти свое воплощение!"
- Да. Чтобы не произошло разрушение личности порожденными воздержанием
чудовищами, чтобы она достигла полной своей воплощенности, садистическое
начало тоже обязано реализоваться.
- Однако как это возможно?
- Вы сами теперь можете дать ответ: если максима садистической воли
нейтрализует максиму мазохизма. Все очень просто: достаточно, чтобы садист
встретился с мазохистом. Пределы их взаимоотношений определяются
Категорическим Универсумом. Не преступая их, человек не нарушит высший
этический Закон, но даст возможность взаимной реализованности.
Не слишком ли у нас опыта, чтобы наконец понять: Все что подавляется в
психике человеке, неизбежно прорвется неуправляемой паталогией. И то, что
говорю я, это не потакание в человеке Зверю, это приручение его. То же
самое относится и к сексуальной "нестандартности".
- А если это педофилия?
Даже если ребенок склонен принят ее, это будет подавлением
несформировавшейся еще воли, а значит противоречием Категорическому
Универсуму. В отношении несформировавшейся воли любое действие чревато ее
подавлению. Поэтому в отношении ребенка даже самые очевидно благие
намерения должны осуществляться со всей осторожностью.
А если человек склонен к пьянству, он тоже должен реализовать это свойство
своей натуры?
- Мера всему и критерий всего - способность творения. Алкоголь, разрушая
психику и организм, ограничивает возможности творения, убивает в человеке
творца.
- А как же быть с теми, чье творчество наоборот стимулировалось вином?
- Человек должен найти в себе силы, чтобы не превзойти меру, за которой
вино приводит к убийству в нем творца.
Назад к содержанию
6.На пороге новой эры
Первое откровение от Бога. Второе откровение от Богочеловека. Третье
откровение будет от Человека.
Я уверен, что в третьем тысячелетии человечество переживет еще одну
нравственно-этическую революцию, которая вознесет человека на вершину
персоналистической воплощенности, вершину земной свободы. И с этой вершины
перед человеком откроется новый горизонт: ведущей тенденцией станет не
персонификация, не обретение личной свободы индивидуальности, а стремление
человеческого социума (сообщества индивидуальностей), к слиянию в единый
мировой организм, единую информационно-энергетическую систему.
Но ведущей линией начала третьего тысячелетия будет именно освобождение
индивидуальности, достижение полноты индивидуальной воплощенности.
Блестяще существо этой революции было выражено Бердяевым, которого с полным
основанием можно считать одним из первых предвестников наступления новой
эры. "Моя попытка построить философию вне логической онтологической и
этической власти "общего" над личным плохо понимается и вызывает
недоумение. Но я уверен, что все основы философии требуют пересмотра в этом
указанном мной направлении. Это имеет важные социальные последствия, но еще
более последствия религиозные и моральные. Такой тип философии совершенно
ошибочно было бы смешивать с философией прагматизма или с философией жизни.
Персоналистическая революция, которой по-настоящему еще не было в мире,
означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости,
освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному миру, к духовному миру."
[Бердяев Н. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М. "Книга" 1991
г. стр.298-299 ]
Основа этики эры персоналистической революции - Категорический Универсум,
который сформулирован в предыдущей главе. Важнейшая особенность КаУм -
способность разрешения противоречия между требованиями всеобщей
необходимости и личностной реализацией. Оно разрешается перемещением центра
объективации этических норм к субъекту.
Этический Закон становится внутренним законом, не требующим переложения в
нормы всеобщего, которые не способны исчерпать все многообразие частного.
Действительно, если наша реализация сознательно ограничивается
"реализационными полями" других, но в пределах своего "поля" индивидуальная
воля не ограничена ничем - разве это не истинно новая ступень человеческой
свободы?
Вы можете спросить: что это за подлинное освобождение духа, если оно
ограничено свободой других? Чем оно отличается от не свободы? И разве оно
избавляет человека от переживания ограниченности свой свободы другими
индивидуальными волями?
Но не бойтесь этого противоречия, ибо оно есть истинно жизненная сила.
Бойтесь всего абсолютного. В том числе и абсолютной свободы. Абсолют это
исчерпанность развития, движения.
Подлинная свобода это свобода внутренняя, свобода осознания своих
возможностей и свободное парение в них. Истинно: учитывать волю других не
значит жить по воле других. Свобода - это полнота личной возможности и в
этом смысле КаУм дает действительно бесконечную свободу ибо в каждом из нас
- безграничность вселенной.
Человек - существо общественное, в нем воплощено единство и
противоречивость общего и индивидуального. Поэтому истинная свобода и может
быть достигнута только через воплощение этого единства и противоречивости,
через гармонизацию воли личной и максимы общей воли. Осознание безусловной
необходимости этого и есть путь к обретению подлинной свободы и
нравственной жизни.
Было бы наивным полагать, что жизнь по КаУм есть полное избавление от
противоречий между волями людей. Было бы наивным полагать, что можно уже
сейчас прожить жизнь в строгом соответствии с КаУм. Даже если человек
подлинно хочет не воспрепятствовать реализации другого, он может это
сделать по неведению. Но безусловно то, что нужно жить в стремлении к
полному следованию Закону, в стремлении приводить все свои поступки в
соответствие с высшей этикой.
Принятие этики Категорического Универсума будет знамением вхождения
человечества в новую эру, которая имеет и религиозный смысл.
Высокий смысл этой эры в грядущем Пришествии. Но не в возвращении Христа-
искупителя, а в схождении Святой Троицы на человечество, ее воплощении в
нем. и это будет признанием того, что всякий человек - истинно сын Божий,
его душа - частица органическая и неотъемлемая самой Трансцендентальности,
самого Творца. Грядет пришествие Трансцендентальности, вхождения Бога в дух
каждого. Но человечество должно предуготоваться к этому.
Следующая жертва Бога вновь во Христе, но не в смерти и воскрешении его в
инобытии, а в жизни среди нас. Христос войдет в каждую душу человеческую,
но всякая ли душа будет готова принять его?
У меня спросили
У меня спросили: "Что есть: человек, живущий по этике третьего тысячелетия?
В чем его правда? В чем сила?"
Он истинно свободен, ибо живет в согласии с истинным смыслом, целью Бытия и
лишен оков, которые неизбежно накладывает следование общим нормам.
Это истинно Человек, ибо он не овца в стаде, не лицо в толпе, во всем
следующее общим порывам. Он истинно нравственен, ибо единый и непреложный
Закон сообщества Творцов движет им: реализуясь сам, не препятствуй
воплощению Творца в другом. Не в этом ли все не убий, не укради, не
прелюбодействуй, помни день субботний, сверши хадж и многие иные внутренние
законоположения, которым следует человечество во всех своих культурно-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18