Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия

течении двух тысячелетий каждый сентябрь недалеко от Афин устраивались эти

великие торжества) [25].

В эпоху Средневековья, когда на кострах Европы горели тысячи людей,

обвиненных в колдовстве, были уничтожены последние хранители секретов

естественной магии. Следует заметить, что в лице "ведьм" и "колдунов" новая

культура искореняла не только носителей древнего религиозно-мистического

мировоззрения, но и остатки системы языческого "здравоохранения", поскольку

лекарственные средства и весь опыт в этой области также принадлежали

ведовскому сословию. Эти люди были названы слугами дьявола, а их зелья -

прямой дорогой встретиться с самим князем тьмы. В пятнадцатом веке нашей

эры Папа Иннокентий VIII запретил лечебное использование конопли. Искать

исцеления прелагалось в молитвах Всевышнему, но не принимать помощь от

"лукавого". Церковь всегда была строжайшим цензором языческой культуры,

исключив даже идею о том, что растения могут быть связаны с духовной

практикой [15]. (Однако остатки русской языческой традиции ритуального

употребления псилоцибиновых грибов сохранились в православной архитектуре -

форма многих куполов русских храмов (так называемые "луковичные" купола)

абсолютно идентична форме шляпки "шаманских" грибов (см. рис. 1).

Изображение таких грибов можно встретить и в росписи ряда культовых зданий

(например, каменная резьба на стенах Псковского Кремля также изображает

псилоцибиновые грибы). Уже был популярен дистиллированный алкоголь,

наиболее подходивший для других целей - искусство виноделия стало

постепенно превращаться в механизм манипуляции массовым сознанием.

Общеизвестно, что вино и пиво не способны вызвать болезненное пристрастие,

но "повышенный градус" обрекает примерно десятую часть пьющих на

алкоголизм, то есть происходит полное подчинение -этой категории людей

нуждам государства, торгующего крепкими спиртными налитками, и остро

нуждающегося в дешевой, послушной и выносливой рабочей силе.

[pic]

[pic]

[pic]

А) Многие православные храмы (особенно те, которые расположены в

северной и северо-западной части России) имеют купола так называемой

"луковичной" формы

[pic]

Б) А так выглядят галлюциногенные грибы Psilocybe semilanceata,

применявшиеся языческими шаманами на территории нынешнего Северо-Запада

России (Псков, Новгород)

Рис. 1

С появлением психофармакологии ситуация резко меняется. К началу XX века

синтетические наркотики высокой чистоты (кокаин, морфий) пользовались уже

широкой популярностью, пугая общественность примерами тяжелого пристрастия,

которое возникает у поклонников этих препаратов. Нет ничего удивительного в

том, что эти вещества оказались вне закона, но запрет вовсе не означает

исчезновения наркотиков. Государственный аппарат стал сотрудничать с

наркоторговцами, используя эту сферу деятельности не только для обогащения,

но и для подавления массовых волнений в собст венных колонизованных

странах.

Мы покорно соглашаемся с давно укоренившимся представлением о

психоактивных веществах, как о чем-то недостойном и пагубном для человека-

Наша культура знает примеры только их разрушительного использования. Когда

же в середине XX века в связи с прорывом в психологии и открытием необычных

свойств галлюциногенов, наметилось создание психоделической культурной

традиции, государственная машина сделала все, чтобы эти вещества были

поставлены в один ряд с наркотиками и запрещены.

Многократно описан мистический опыт, который переживали наши

современники под воздействием псилоцибиновых грибов, мескалина и ЛСД.

Неудивительно, что попытки использовать галлюциногены [качестве наркотиков

(для "расслабухи") для многих заканчивались нервным расстройством [29]. В

рамках материалистических представлений о реальности мы практикуем лишь

"развлекательное" и, соответственно, разрушительное использование

психоактивных веществ, что исключено в ситуации с галлюциногенами - эти

снадобья глубокой древности служили инструментами целительства, прорицания,

средствами общения с чудотворной Природой. Общество оказалось не готовым к

такому повороту. Перепутанные атеисты исключили возможность даже

медицинского использования галлюциногенов, где они зарекомендовали себя как

мощные инструменты в лечении разнообразных расстройств личности [4, 29].

После запрещения ЛСД (в октябре 1966 года) все открытые программы были

свернуты. В США осталось лишь несколько строго санкционированных работ,

готовых подтвердить то, что угодно услышать хозяевам.

Психотерапия с применением "молекул мистики" - один из современных способов

обретения целостности бытия.

Изменения в сознании, происходящие после знакомства с психоделическими

переживаниями, ведут к формированию более устойчивого типа мышления,

ориентирующего людей на решение проблем личностного роста и гуманистические

ценности в целом. Вероятно, это происходит за счет разрядки негативных

психических комплексов, накапливающихся у человека с момента родовой травмы

(дородовой период развития эмбриона также влияет на особенности его будущей

психики) [3].

Первые сообщения об исследованиях в области галлюциногенов привлекли

серьезное внимание и побудили психиатров и психологов различных стран мира

провести собственные терапевтические эксперименты с ЛСД и другими

психоделиками. Многие сообщения, опубликованные в течение последующих

двадцати лет, подтвердили первоначальные предположения, что психоделики

способны ускорять психотерапевтический процесс и сокращать время,

необходимое для лечения различных эмоциональных и психосоматических

расстройств [5, 29, 34, 35, 40].

Кроме того, появились многочисленные исследования, указывающие на то,

что основанная на применении психоделиков психотерапия может оказать помощь

различным категориям психиатрических пациентов, которые считались

непригодными для психоанализа и других форм психотерапии. Многие сообщения

указывали на терапевтический успех с хроническими алкоголиками,

наркоманами, социопатами, криминальными психопатами, людьми с извращенной

сексуальностью и серьезными расстройствами личности [5, 38].

В начале 60-х годов была обнаружена новая сфера применения

психоделической терапии: работа с безнадежными раковыми больными и другими

неизлечимыми пациентами. Этот подход смог не только облегчить эмоциональные

страдания и сильные физические боли, но значительно изменить представления

о смерти и отношения к ней [13, 36].

Опыт использования ЛСД и других психоделиков в лечении эмоциональных

расстройств насчитывает теперь уже более трех десятилетий. Много времени и

усилий было посвящено исследованию их терапевтических возможностей,

опубликованы сотни профессиональных статей. Как и следовало ожидать, в этой

сложной и революционной области не обошлось без ошибок и достижений.

В течение этих тридцати лет были предложены многие техники

терапевтического использования ЛСД и других психоделиков. Некоторые из

техник не выдержали испытания временем и были оставлены. Другие подверглись

модификациям или были ассимилированы в более сложные терапевтические

процедуры.

Среди подходов, преданных забвению из-за их примитивности и

несоответствия сложному воздействию психоделиков, можно отметить попытку

рассматривать психоделики как еще одну группу фармакологических веществ и

использовать их химические свойства. Это попытки использовать ЛСД и его

аналоги в качестве антидепрессанта, агента шока, отреагирования или

вещества, активизирующего хронические и стационарно-клинические состояния,

чтобы сделать их еще более поддающимися традиционному психиатрическому

лечению [29].

Исследователи, сохранившие доверие к психоделической терапии в условиях

противоречивых сообщений начального этапа, пришли к заключению, что

психоделические вещества являются в большей или меньшей степени

неспецифическими усилителями, а терапевтический успех решающим образом

зависит от факторов нефармакологической природы (экстра- фармакологических

переменных). Наиболее важными среди них являются структура личности

пациента, личность гида, или сидящего, терапевтические отношения, природа и

мера специфической терапевтической помощи, физический и межличностный

контекст сеанса [4, 27, 38].

Сами по себе психоделические вещества могут лишь активизировать психику

и способствовать выявлению бессознательных и сверхсознательных процессов в

сознании. Будет ли этот процесс терапевтическим или деструктивным и

дезорганизующим, зависит от целого ряда иных переменных, не имеющих ничего

общего с фармакологическим воздействием химических веществ. Поскольку

факторы организации и устройства сеанса оказываются крайне важными, нельзя

ожидать волшебных результатов просто от принятия психоделиков; их следует

использовать в контексте сложной психотерапевтической программы [5].

Даже если ограничиться терапевтическим использованием психоделиков в

контексте психотерапии, нетрудно видеть, что эти две составляющие -

психотерапевтические процедуры и воздействие психоделиков - могут быть

соединены различным образом, с различной степенью эффективности. Менее

интересная возможность - использование небольших доз психоделиков для

интенсификации психотерапевтического процесса, случайные психоделические

сеансы в рамках нефармакологической терапии для преодоления защит и

сопротивлений, использование малых доз в групповой психотерапии и сочетание

гипноза и психоделиков, или гипноделическая терапия. Среди техник терапии с

использованием психоделиков наиболее интересными и наиболее

распространенными являются две: психолитическая и психоделическая терапия

[5].

Психолитическая терапия. Термин был введен английским исследователем,

пионером в области ЛСД-терапии, Рональдом А. Сэндисоном. Корень "litic" (от

греч.: elisis" - растворение) указывает на процесс освобождения от зажимов,

разрешения конфликтов в психике. Как в теории, так и в практике, метод

представляет собой модификацию и расширение фрейдовского анализа. Он

предполагает прием ряда (15 - 100) средних доз психоделиков с недельными

или двухнедельными интервалами.

Психолитическая терапия представляет собой постепенное исследование все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты