более глубоких уровней бессознательного. Терапевт, как правило,
присутствует в течение нескольких часов кульминационного периода сеанса,
обеспечивая поддержку и в случае необходимости давая интерпретации. Все
феномены, происходящие во время сеансов или между ними, трактуются с
использованием основных принципов фрейдовской терапии.
Психоделическая терапия. Сам термин был предложен психиатром и
исследователем ЛСД Хэмфри Осмондом и одобрен в его переписке с Олдосом
Хаксли [27]. Психоделическая терапия в нескольких важных аспектах
отличается от психолитического подхода. Ее главная цель состоит в том,
чтобы создать человеку оптимальные условия для глубокого трансформирующего
переживания трансперсональной природы. Для большинства людей это принимает
форму смерти и рождения Эго, с последующим переживанием космического
единства и других трансперсональных феноменов [3].
Среди факторов, способствующих таким переживаниям, специальная
подготовка, использование больших доз психоделиков, применение средств,
способствующих углублению человека в себя через использование повязок для
глаз, высококачественной стереофонической музыки в течение всего сеанса,
использование духовных сюжетов, искусства и красоты природы в организации
сеанса и обстановки. Разговоры допускаются только перед сеансом и после
него. Во время реального психоделического переживания разговоры не
поощряются, поскольку это мешает погружению в глубину эмоционального и
психосоматического исследования себя. Психоделический терапевт не верит в
блестящие и своевременные словесные интерпретации или иные вмешательства,
соответствующие представлениям той или иной психотерапевтической школы. Он
предлагает пациенту отпустить себя, отказаться от обычных защит и отдаться
спонтанному терапевтическому потенциалу глубинной динамики души.
Большинство психиатров и психологов, проводивших клинические
исследования с психоделиками, явно склоняются либо к психолитической, либо
к психоделической модальности. С моей точки зрения, каждый из этих подходов
в своей чистой форме имеет существенные недостатки. В психолитической
терапии это теоретическое ограничение биографическими рамками,
соответствующее фрейдовскому психоанализу, непризнание перинатальных и
трансперсональных аспектов психики, а также экстернализация процесса
посредством чрезмерного использования словесных интерпретаций.
В противоположность этому в психоделической терапии недостаточно
внимания уделяется биографическому материалу, когда он появляется в сеансе,
и слишком много ожидается от воздействия единичного трансформирующего
переживания. Использование "единичной большой дозы", характерное для
психоделической терапии, эффективно для алкоголиков, наркоманов,
депрессивных пациентов и людей, умирающих от рака: большинство
терапевтических изменений у пациентов с раз-. личными психоневрозами,
психосоматическими заболеваниями и дефектами личности требует обычно
проработки в течение ряда психоделических сеансов [5].
По-видимому, психоделики наряду с содержащейся в них опасностью обладают
также терапевтическими, творческими и религиозными возможностями. Хотя
данные хорошо контролируемых экспериментов немногочисленны, существует ряд
историй болезни, подтверждающих значительный терапевтический успех
психоделиков, принимаемых под профессиональным контролем и наблюдением.
Многие отчеты описывают драматические и устойчивые сдвиги к лучшему у
пациентов, страдающих тяжелыми и безнадежными с точки зрения других методов
терапии заболеваниями; люди, стоящие перед лицом смерти, находили большое
утешение в переживаниях, вызванных воздействием психоделиков [24, 36, 38].
Необъяснимая тревога, иногда охватывающая человека под действием
психоделического вещества, провоцирует аналитический поиск ее причины.
Рассуждая, мы связываем те или иные переживания с подходящими смысловыми
комплексами, то есть, проецируем эмоции на внешнюю ситуацию или внутренние
психологические проблемы, если не вполне уверены в себе. В такие моменты,
особенно у мнительных людей опасения за собственное душевное здоровье могут
вызвать глубокие дезорганизующие переживания - панику, способную задержать
естественное перерождение тревожных эмоций в ощущение обновленного
существования (как это происходит в профессиональном психоделическом
сеансе). Такой опыт довольно часто случается во время самодеятельных
экспериментов [5]. В психотерапевтической практике он называется
незавершенным сеансом, а в просторечии - "плохая поездка" ("bad trip")
[36].
В конце 60-х после запрещения открытых исследований, когда американская
контркультура активно пропагандировала психоделический образ жизни,
эксперименты на себе носили массовый характер. Была широко распространена
практика приема высоких доз ЛСД - 500-600 мкг. (в психотерапии средняя доза
- 200 мкг.). Конечно, среди сотен тысяч людей, безответственно
употреблявших этот препарат, случались трагические инциденты (в основном,
несчастные случаи, но иногда имели место и внешние проявления агрессии
[34].
Действие психоделиков связано с анализом собственных эмоций "Я", и, что
принципиально, с нашей способностью им противостоять. Поэтому тяжелее всего
эти переживания даются людям, живущим в неустойчивом внутреннем мире и
плохо контролирующим выражение своих чувств. Преодоление возникающего
кризиса требует от человека иной раз предельной выдержки и самообладания,
но приносит самое настоящее освобождение - начало новой жизни в ином
качестве. А.Маслоу пишет об этом так: "И вот парадокс - то, что было
болезненным, патологическим и "низменным", становится частью самого
здорового и "возвышенного" аспекта человеческой природы. Погружение в
"безумие" пугает только того, кто не до конца уверен в своей нормальности.
Образование должно помочь научиться жить в обоих мирах" [18].
Психологические кризисы в процессе употребления галлюциногенов могут
выражаться в ощущении неполноценности собственного бытия, например, когда
привычный внутренний мир человека обнаружил свою иллюзорность, но
альтернатива прежним смысловым связям не найдена. Именно образование -
единственный рецепт от понятийной путаницы, возникающей в этом процессе.
Оно дает главное - уверенность в выборе, необходимость которого часто
становится очевидной в измененном состоянии сознания. Если этой уверенности
нет, личностная позиция человека демонстрирует неустойчивость, а для
близких людей его поведение кажется странным. Это связано с процессом
восстановления границ между внешней и внутренней реальностями [18, 37].
Психологические кризисы, возникающие у некоторых людей после
экстатических переживаний (например, связанных с употреблением
галлюциногенов), следует понимать как важные этапы личностного роста,
связанные с последовательным отреагированием добиографических и
биографических моментов травмировавших переживаний, с реорганизацией ранее
неосознаваемых психических структур [5]. По мере освобождения их от
эмоциональной напряженности человек все отчетливее ощущает трансцендентное,
надличностное измерение собственного опыта, осваивает духовное отношение к
окружающей действительности. Кризисы, вызываемые психоделиками, бывают
самыми разнообразными — от острых до хронических. Со временем возможна
активизация психопатологии, в том числе психозов, у предрасположенных к
этому индивидов. Практика показывает, что негативно реагируют на
психоделики, как правило, люди, плохо подготовленные, использующие их в
неподходящей обстановке, употребляющие смесь препаратов или уже страдающие
психопатологией. У лиц, прошедших отбор, в клинических условиях такие
осложнения редки, а вызываемые психоделиками кризисы обычно преодолеваются
с помощью специально подготовленного терапевта. К настоящему времени нет
никаких доказательств того, что психоделики наносят необратимый ущерб
мозгу, даже в случаях длительного их употребления [29].
Работы в области психотерапии с психоделиками дают экспериментальное
подтверждение социальной детерминации человеческой психики, показывают, что
идя вглубь своего бессознательного, человек выходит за границы своего
"ЭГО", находит единую связь с окружающим его миром и людьми [17, 27, 40].
Глубина самосознания - это лучший рецепт от душевной боли, который когда-
либо выписывала Природа людям [37]. По накопленному опыту; можно
предположить, что растительные галлюциногены - тот самый рецепт...
Литература
1. Батай Ж. О самозванстве смерти //В сборнике "Танатография эроса". -
СПб.: 1994
2. Гроф К. Жажда целостности: наркомания и духовный кризис. М., Изд.
Трансперсон. Ин-та, 1999.
3. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансцендентация в
психотерапии. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1993
4. Гроф С. Области бессознательного: данные исследований ЛСД. - М.: Изд.
Трансперсон. Ин-та, 1995
5. Гроф С. Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые
перспективы психотерапии и внутреннего сознания. - М.: Изд.
Трансперсон. Ин-та, 1996
6. Делез Ж. Логика смысла. - М., "Раритет", 1998
7. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - СПб., "Андреев и
сыновья", 1992.
8. Капра Ф. Дао физики :Исследование параллелей между современной физикой
и мистицизмом Востока. - СПб.:ОРИС,1994.
9. Леви-Брюлль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: 1994
10. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.: 1994
11. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.:1980
12. Лилли Дж. В центре циклона. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1997
13. Лири Т., Мецнер Р., Алперт Р. Практика приема психоделиков:
руководство, основанное на Тибетской книге Мертвых. - Минск, 1999
14. Маккенна Т. Истые галлюцинации: быль о необычайных приключениях автора
в дьявольском раю. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1996
15. Маккенна Т. Пища богов: поиск первоначального древа знания. - М.: Изд.
Трансперсон. Ин-та, 1995
16. Мамардашвили М. Проблема человека в философии. - М.: "Наука", 1992
17. Маслоу А.. Дальние пределы человеческой психики. - СПб., "Евразия",
1997.
18. Маслоу А. Происхождение психологии бытия. - СПб., Евразия, 1997.
19. Моуди Р. Жизнь после смерти. (1985) INTERNET:
http://lib.ru/Psychology/Moudi/
20. Пригожин И. От существующего к возникающему М., "Наука", 1985
21. Пути за пределы ЭГО: трансперсональная перспектива. Антология. /Под
ред. Р. Уолша и Ф. Воон/. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1998
22. Ранк О. Травма рождения. (1924) INTERNET:
http://www.psychology.ru/Library/
23. Соловьев Вл. Понятие о Боге. - СПб.:1993
24. Тарт Ч. Измененные состояния сознания. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та,
1997
25. Торчинов Е. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и
трансперсональные состояния. - СПб, "Петербургское востоковедение",
1997
26. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - СПб.: "Университетская
книга", 1997
27. Хаксли О. Вещества, которые формируют умы людей. (1963) INTERNET:
http://www.high.ru/Library/
28. Хаксли О. Остров. Врата восприятия. Небеса и ад. - Киев: "София", 1995
29. Шарлаускас И., Бистрицкис Р. Психоактивные препараты в исследовании
человека. (1999)
INTERNET:http://www.incart.spb.ru/~ikv/meta/russian/texts/
30. Элиаде М. Азиатская алхимия. - Киев: "София", 1998
31. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. - СПб.: "Алетейя", 1998
32. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. - Киев: "София", 1998
33. Энциклопедия мистицизма [Сост.:Н.Дядьков]. СПб.: "Литера": ВИАН, 1997.
34. Hofmann A. LSD - My problem child. The story of discovery and use.
//In "Psychedelic Reflections" Ed. Grinspoon L., Bakalar J.B. -N.Y,
1983
35. Krippner S. Psychedelic drugs and the creative process //Humanist.
Psychol. Inst. Rev., L.A. (1980), vol.2, pp.9-34.
36. Leary Т. The psychology of Ecstasy. - San-Francisco: Harvard
University Press, 1975
37. Maslow A. Religions, Values, and Peak Experiences. - Los-Angeles: The
Viking Press, 1970
38. Shulgin А. TIHKAL: Tryptamines I Have Known And Loved. - Berkeley, CA:
"Transform Press", 1996
39. Wasson R.G. Persephone's Quest: Entheogens and the Origins of
Religion. - New Haven, 1986
40. Watts A. The Joyous Cosmology: Adventures in the Chemistry of
Consciousness. - N.Y.: "Pantheon Books", 1962
41. Wilson J. Shamanism and trance states. //Humanist. Psychol. Inst.
Rev., L.A. (1978), vol.1, pp.15-28.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20