случаях он может отождествить себя с росянкой, другими плотоядными
растениями, стать планктоном в океане, почувствовать опыление или клеточное
деление. Субъекты упоминают о своих свидетельствах ботанических процессов
на молекулярном уровне; они осознают биохимический синтез, лежащий в основе
производства ростовых веществ, растительных пигментов, масла, сахара,
ароматических субстанций и различных алкалоидов [4].
Единение с жизнью и со всем творением
В редких случаях субъекты в ИСС могут иметь чувство, что их сознание
расширилось, чтобы охватить всю полноту жизни на этой планете, включая все
человечество и целостность флоры и фауны от одноклеточного организма до
высокодифференцированных видов. Индивидуум может отождествиться с
филогенетической эволюцией жизни во всей ее сложности и достичь
интуитивного понимания всех лежащих в ее основе биологических законов. Он
может исследовать факторы, влияющие на возникновение новых видов или
ответственные за их исчезновение, и видеть действие сил, определяющих
"выживание наиболее приспособленных". Подобные интуиции можно пережить и
относительно взаимодействия различных форм жизни. Переживания такого рода
могут в результате привести к увеличению осознания экологических проблем,
связанных с технологическим развитием и быстрой индустриализацией [4].
Сознание неорганической материи
Субъекты неоднократно сообщали, что переживают сознание океана,
отличающееся своей безвременностью, текучестью, сочетанием неизменности и
динамических перемен. В других случаях они идентифицировали себя с тем, что
по их мнению являлось сознанием огня. Довольно общим является осознавание
сил, высвобожденных при катастрофах: разрушительные, а также созидательные
горообразующие аспекты вулканических извержений, динамическое напряжение и
перемещение при землетрясениях, сила воздушных течений во время зимних
бурь, лишь несколько бросающихся в глаза примеров. Возможно исследовать
сознание компьютера, отождествиться с реактивным самолетом, спутником и
другими техническими предметами. Многие субъекты в состояниях измененного
сознания утверждают также, что переживали сознание неопределенного
материала; наиболее часто это были алмаз, гранит, золото и сталь. Подобные
переживания могут касаться даже микромира и описывать динамическую
структуру атомов, природу задействованных электромагнитных сил, межатомных
связей или броуновское движение молекул [3].
Планетарное сознание
В этом переживании сознание субъекта, по-видимому, охватывает все
аспекты нашей планеты, включая ее геологическую субстанцию, неорганические
материалы на ее поверхности и целостность всех жизненных форм. С этой точки
зрения Земля оказывается сложным космическим организмом с различными
аспектами геологической, биологической, культурной и технологической
эволюцией на этой планете, рассматриваемых как попытку достичь более
высокого уровня интеграции и самореализации [3].
Экстpапланетаpное сознание
Здесь субъект переживает явления, связанные с небесными телами,
отличными от нашей планеты, и с астрономическими событиями, происходящими в
солнечной системе и за ее пределами. Особый вид переживаний, входящий в эту
категорию, сознание межзвездного пространства, описанного в нескольких
случаях разными лицами. Оно характеризуется чувством безграничности и
вечности, спокойствия, безмятежности, чистоты и единства всех
противоположностей. Люди, знакомые с физикой и математикой, иногда
сообщают, что многие из концепций этих дисциплин, которые ускользают от
рационального понимания, могут стать более постижимыми и даже могут быть
пережиты в измененных состояниях сознания [3].
Сознание органа, биологической ткани, клетки.
В большинстве случаев это переживание включает части тела субъекта и
физиологические процессы, которые при нормальных условиях недоступны
осознаванию. Субъекты в таком состоянии настраиваются на осознание
различных органов своего тела. Они могут оказаться свидетелями работы
датчика сердечного пульса, сокращения сердечной мышцы и открытия-закрытия
сердечных клапанов. Подобным же образом можно наблюдать функционирование
печени, производство и накопление желчи, пищеварительные процессы, функции
любого органа. Иногда субъекты утверждают, что они пережили себя в качестве
нейронов в собственном мозгу, белых и красных кровяных шариков, зародышевых
клеток [5].
Переживание встреч со сверхчеловеческими и духовными существами
Субъект воспринимает этих существ как сверхчеловеческие или духовные
существа, обитающие на более высоких энергоуровнях или на более высоких
планах сознания. Феноменология этой категории переживаний описана Джоном К.
Лилли в его книге "Центр циклона" [12].
Переживания других вселенных и встреча с их обитателями
Странные и чуждые миры, которые испытуемый открывает в этом виде
переживаний, по-видимому, наделены своей собственной реальностью, хотя и не
в пределах нашего космоса; они, очевидно, существуют и в других измерениях.
Пройдя через такие экстраординарные приключения, субъекты сравнивали их с
прочитанными фантастическими романами [4].
Архетипические переживания и сложные мифологические эпизоды
Эта группа трансперсональных переживаний представляет собой феномены,
которые К.Г.Юнг называл первообразами, доминантами коллективного
бессознательного, или архетипами. В некоторых из наиболее универсальных
архетипов человек может отождествляться с образами Матери, Отца, Ребенка,
Женщины, Мужчины или Любящего. Многие обобщенные роли воспринимаются как
сакральные, как воплощенные архетипы Великой Матери, Ужасной Матери, Матери-
Земли, Матери-Природы, Великого Гермафродита или Космического человека.
Часто встречаются архетипы, олицетворяющие определенные аспекты личности —
Тень, Анимуса или Аниму и Персону [4].
Нередко неискушенные люди рассказывают истории, очень напоминающие
древние мифологические сюжеты Месопотамии, Индии, Египта, Греции,
Центральной Америки и других стран. Эти сообщения сравнимы с юнговским
описанием неизвестных, но явно архетипических тем детских снов и снов
наивных пациентов, а также с симптоматикой некоторых людей, страдающих
шизофренией. Некоторые люди проникают в различные системы эзотерического
знания. Так, люди, не имеющие понятия о каббале, переживают состояния,
описанные в книге Зогар и Сефер Иецир, и демонстрируют неожиданную
осведомленность в каббалистической символике. Подобный феномен внезапно
сформированного понимания наблюдался также в отношении таких древних форм
предсказания, как И-Цзин и Таро [3].
Переживания встреч с божествами
Большинство божеств, встречающихся в описаниях субъектов делятся на две
категории: силы света и добра, силы тьмы и зла. Некоторые божества
принадлежали определенной религии, происхождение некоторых не удалось
установить ни испытуемым ни терапевтам. Основная часть субъектов не
ощущает, что имеет дело с главным или верховным существом во вселенной [4].
Активизация чакp и подъем змеиной силы (куиндалини)
На первой международной конференции по Научной йоге в Индии в декабре
1972 г. аудитория состояла более чем из 200 лиц, представлявших много
различных духовных ориентаций, существующих в современной Индии. Участники
дискуссии после доклада С.Грофа пришли к соглашению, что больше всего ЛСД-
терапия похожа на систему Йоги Куиндалини. И та и другая техника
способствует мгновенному и огромному освобождению энергии, порождает
глубокие переживания и может принести впечатляющие результаты в короткий
период времени. Они обе несут в себе огромный риск и могут быть опасны,
если проводятся не под наблюдением специалиста [21].
Сознание Универсального Разума
Сознание Универсального Разума — одно из наиболее глубоких и
всеобъемлющих экстатических переживаний. Отождествляясь с сознанием
Универсального Разума, человек переживает в опыте всеобъемлющее единство
существования. Он чувствует, что достиг реальности, лежащей в основе всех
реальностей, и стоит перед высшим и абсолютным принципом, олицетворяющим
все бытие. Здесь полностью преодолеваются иллюзии материи, пространства и
времени, равно как и бесконечное число других субъективных реальностей, и
все они приходят к этому единому модусу сознания, которое является их общим
истоком и общим знаменателем. Это переживание безгранично, непостижимо и
невыразимо; это само существование. Вербальная коммуникация и символическая
структура нашего повседневного языка оказывается до смешного беспомощной в
попытке постичь и передать природу и качество этого переживания. Опыт
феноменального мира и того, что мы называем обычным состоянием сознания,
кажется в этом контексте лишь крайне ограниченным, искаженным и частичным
аспектом всеобъемлющего сознания Универсального Разума.
Обсуждая подобные переживания, люди часто утверждают, что поэтический
язык, хотя он тоже является несовершенным, больше подходит для их описания.
Становится понятным, почему провидцы, пророки и религиозные учителя
прибегали к поэзии, притче и метафоре, описывая свои трансперсональные
переживания.
Опыт сознания Универсального Разума тесно связан с переживанием
Космического Единства, но не тождествен ему. Его важными составляющими
являются интуитивные прозрения относительно процесса творения
феноменального мира, каким мы его знаем, и постижение буддийских
представлений о Колесе смерти и перевоплощения. Это может привести к
временному или устойчивому чувству достижения глобального, нерационального
и транс- рационального понимания фундаментальных онтологических и
космологических вопросов существования [4].
Сверх- космическая и мета- космическая пустота
Последний и наиболее парадоксальный трансперсональный феномен,
обсуждаемый в этом контексте, — переживание сверх- космической или мета-
космической пустоты. Это опыт изначальной пустоты, опыт ничего и молчания,
представляющих собой исток и начало всего сущего, переживание
“несотворенного, невыразимого Всевышнего”. Термины “сверхкосмический” и
“метакосмический”, которыми в этом контексте пользуются высокообразованные
участники ЛСД- сеансов, выражают то, что эта пустота кажется одновременно
лежащей в основе мира и определяющей его сверхпорядок. Она лежит за
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20