Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия

индивидуальной "души" накладываются некие дополнительные колебания, и

частота такого "суммарного" колебания как раз совпадает с частотой

колебания над-личностного Сознания. На роль источника таких дополнительных

вибраций могут претендовать какие-либо химические молекулы, атомы которых

вибрируют с необходимой частотой (эти вибрации, кстати, можно зафиксировать

с помощью современных физико-химических методов), например, обсуждавшиеся

выше "молекулы мистики", либо комплекс какой-либо "молекулы мистики" с

соответствующим рецептором нервной клетки [14]. В пользу этой теории

свидетельствует уже упоминавшийся факт, что вещества, сильно отличающиеся

по химическому строению, но имеющие похожую квантовую (то есть

колебательную) структуру (галлюциногенные фенэтилалкиламины, с одной

стороны, и индольные галлюциногены, с другой), способны вызывать сходные

мистические переживания.

Таким образом, согласно этой гипотезе "квантового резонанса в

синапсических полях", мы имеем следующую картину: Сначала экзогенная

молекула галлюциногена попадает в организм человека или прямо в организме

вырабатывается эндогенная молекула серотонина или дофамина, далее такая

молекула взаимодействует с одним из серотониновых рецепторов, в результате

чего происходит наложение (интерференция) колебаний этой молекулы (или ее

комплекса с рецептором) на поток вибраций ЭГО-сознания. В конечном итоге

частота колебаний ЭГО-сознания изменяется и совпадает с одной из частот

вибраций надличностного Сознания - возникает резонанс, который осознается

как Божественный Экстаз, а весь мир в таком состоянии кажется

одухотворенным и исполненным смысла, поскольку отсутствуют границы

индивидуального сознания - ЭГО растворяется в надличностном Сознании [14].

Поскольку надличностное Сознание (в некоторых религиозных традициях

называемое Богом) существует вне времени, не ограничено пространственными

рамками и едино для всех личностей, то нет ничего удивительного в том, что

субъект в состоянии подобного трансперсонального переживания вспоминает

какие-либо эпизоды из собственного раннего детства, эмбрионального

развития, жизни своих предков (в том числе и предшественников на

эволюционном развитии), других объектов (других людей, животных, растений,

планет, звезд, сверхчеловеческих и мифологических существ и т.п. - описания

см. в главе "Основные виды мистических переживаний"), событий из прошлого и

будущего [5].

Основные виды мистических переживаний.

"Наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание

представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него

отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой

перегородкой... Наше представление о мире не может быть полным, если мы не

примем во внимание и эти формы сознания" [7].

Если изобразить внутренний мир личности в виде паутины смысловых

взаимоотношений, сотканной вокруг главной экзистенциальной позиции

человека, то измененное состояние сознания (ИСС) - это смещение последней,

влекущее перестройку стереотипов самоосознавания - личностную трансформацию

[24].

Представим себе наблюдателя, стоящего на лесной поляне и пытающегося

определить направление своего дальнейшего движения. Все, что он видит, -

это кромка леса, опоясывающая небосвод. Однако, достаточно залезть на

высокое дерево, чтобы увидеть далекую панораму и выбрать путь. Внутренняя

реальность человека такой же дремучий лес, а измененное состояние сознания

- вид этого леса с новой точки зрения, отличной от предыдущей. Согласно

этой метафоре, путешествуя по жизни, мы все периодически пользуемся

подобными способами ориентирования, хотя стремимся найти такие места, где

окружающее будет просматриваться на много лет вперед.

Иными словами, измененные состояния сознания обладает познавательной

ценностью, и в определенных обстоятельствах может быть успешно использовано

для достижения внутреннего покоя и равновесия. ИСС - это экзистенциальный

сдвиг смысловых связей, вызванный изменением позиции "наблюдателя" в

сознании человека (разотождествлением с ЭГО), временным выходом души из

привычных ролевых позиций. Если перестройка происходит осознанно, то есть,

человек понимает цели и смысл расставания с прошлой реальностью, то он

расширяет свое сознание за счет утверждения новой личностно-ролевой позиции

- душа обновляется [5].

В практике психотерапевтического применения ЛСД часто описываются случаи

задержки внутреннего перерождения. Если человек не достаточно глубоко

анализирует себя, чтобы понять смысл происходящих перемен, формирование

новой личностно-ролевой позиции и его сознании будет протекать болезненно.

В такие мгновения человека может охватить паника, ощущение собственной

пустоты, "потерянность" или глубокая депрессия. На нашем примере с

наблюдателем в лесу это может выглядеть следующим образом: забравшись на

высокое дерево, он с ужасом обнаруживает, что безнадежно заблудился, и его

знаний явно не достаточно, чтобы выбраться.

Существует множество специальных методов для достижения измененных

состояний сознания, хотя и без этого ИСС занимают видное место в динамике

внутренней жизни полноценного человека. Любая перестройка важных смысловых

комплексов, связанная с узнаванием чего-либо, влечет ощутимое изменение

свойств сознания. С этой точки зрения, измененным можно назвать сознание

людей, переживающих влюбленность, вдохновение, катарсис (личностная

трансформация, вызванная контактом с художественным произведением) и т. д.

ИСС также стимулируют природный сон, различные фазы засыпания и

пробуждения, сексуальные эмоции, пение, барабанный бой, монотонные танцы,

гипноз и самовнушение, гипервентиляция легких (холотропное дыхание),

сенсорная перегрузка, сенсорная изоляция, длительное одиночество, пост,

наконец, действие на организм различных психоактивных веществ - все эти

процессы непосредственно связаны с изменением характера мышления, глубины и

способа самоосознавания. Интересно отметить что спектр переживаний,

вызванных психоделиками, практически не отличается от переживаний,

вызванных различными немедикаментозными средствами [24].

Перинатальные переживания

Основные характеристики перинатальных переживаний связаны с проблемами

биологического рождения, физической боли и агонии, болезни и дряхлости,

умирания и смерти. Пугающее столкновение с этими критическими аспектами

человеческого существования, глубокое переживание его эфемерности неизбежно

сопровождается мучительным экзистенциальным кризисом. Благодаря такому

опыту человек приходит к пониманию того, что, независимо от его

прижизненных занятий, ему придется покинуть этот мир, лишиться всего, что

он приобрел и чего достиг, к чему он был эмоционально привязан. Сходство

рождения и смерти, поразительное открытие, что начало жизни тождественно ее

концу, — важный философский вывод, сопровождающий перинатальные переживания

[4].

Образ смерти как утраты ЭГО, переживание смерти очень часто встречается

как во время психотерапевтических сеансов с применением галлюциногенов, так

и во многих религиях [1]. (Сравнение психоделического опыта и переживаний

смерти, описанных в древнем тибетском трактате "науки об умирании" -

"Тибетской книги мертвых" (Бардо Тходол) можно найти в работе [13])

Для шаманизма характерна имитация смерти (и переживание ее) во время

посвящения, сопровождаемая созерцанием уничтожения плоти и создания из

скелета, субстанциальной основы организма, нового шаманского тела [41].

Подобного рода ритуалы характерны для ряда индийских йогических садхан

(практик), особенно связанных с тантризмом: в ходе этой практики йогин

создает себе новое нерушимое йогическое тело (йога духа), соотносящееся со

старым как незрелый плод со зрелым, или, в терминологии Расаяны (“колесницы

ртути", то есть индийской алхимии), как незрелый вульгарный (профанический)

металл с алхимическим золотом. Практикуется созерцание скелета и в

классическом буддизме. Однако семантика этого созерцания в шаманизме и

даосизме, с одной стороны, и буддизме — с другой, различна. В первом случае

речь идет о скелете как о знаке некоей первоосновы, возвращаясь к которой

человек через приобщение ей и переживание смерти-возрождения обретает новые

силы и творит новое бытие, новое тело (ср. образ возвращения в лоно матери,

уподобления неродившемуся младенцу в "Дао дэ цзине" и его онтологическую

коннотацию: возвращение в материнское лоно Дао-Отсутствия — у и обретение

нового рождения как бессмертного и совершенного человека). Из глубины и

мрака “хаотического и смутного” лона Матери-Дао творится свет просветления

и новая жизнь. В случае же буддизма подобные созерцания направлены на

достижение убежденности во всеобщей бренности, непостоянстве и смертности,

то есть на медитативное уяснение идеи сансары (круговорота смертей-

рождений) как страдания [25, 30].

Другое важное следствие — эмоциональное и физическое потрясение от

феномена смерти — открывает сферы духовных и религиозных переживаний,

являющихся существенной частью человеческой личности. Они не зависят от

культурных и религиозных корней и воззрений человека. Опыт исследования

глубинных пластов психики показывает, что люди, достигшие этих уровней,

получают возможность проникнуть в наиболее тонкие духовные и религиозные

измерения существующего порядка вещей. Даже ярые материалисты,

позитивистски ориентированные ученые, скептики и циники, бескомпромиссные

атеисты и антирелигиозно настроенные философы-марксисты, столкнувшись с

этими уровнями, начинают интересоваться духовными вопросами [3].

Каким-то образом — пока не вполне понятно, каким именно, — такого рода

переживания представляются связанными с обстоятельствами биологического

рождения. Многие люди нередко совершенно определенно ссылаются на них как

на проживание своей собственной родовой травмы. Люди, не чувствующие этой

связи и описывающие свое столкновение с переживанием смерти и смерти-

возрождения с чисто психологической и духовной точек зрения, регулярно

демонстрируют ряд характерных физических симптомов, напоминающих процесс

биологического рождения. Их позы и движения поразительным образом

соответствуют положениям и движениям ребенка на различных стадиях родов.

Кроме того, эти люди обычно сообщают о своей идентификации с эмбрионом,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты