плодом в утробе и новорожденным ребенком. Помимо этого, встречаются
вариации аутентичных неонатальных чувств и поведения, а также образы
женских гениталий и груди.
Эти феномены принято называть перинатальными переживаниями. Причинная
связь между актуальным биологическим рождением и бессознательными матрицами
этих переживаний все еще остается не установленной. Перинатальные
переживания — проявление глубинного уровня бессознательного — выходят за
пределы классических фрейдовских методов. Возникновение подобных структур
психики, по-видимому, связано с т.н. "травмой рождения" (подробнее о травме
рождения в работе Отто Ранка [22]). Феномены этой категории никогда не
описывались в психоаналитической литературе и не принимались во внимание в
психоаналитической теории. Более того, классический фрейдовский анализ не
позволяет объяснить эти феномены и не может предложить понятий, пригодных
для их интерпретации.
Перинатальные переживания представляют собой очень существенное
пересечение индивидуальной и трансперсональной психологии или, если так
можно выразиться, психологии и патопсихологии, с одной стороны, и религии —
с другой. Если считать их связанными только с рождением, они могли бы
относиться к структуре индивидуальной психологии, но характерные аспекты
придают им совершенно определенный трансперсональный оттенок. Напряженность
этих переживаний превышает все обычно предполагаемые для человека пределы.
Зачастую они сопровождаются отождествлением с другими людьми или с борьбой
и страданиями человечества. Более того, их составной частью нередко
оказываются некоторые формы явно трансперсональных переживаний:
эволюционные воспоминания, элементы коллективного бессознательного и
некоторые юнгианские архетипы [4].
Каждая стадия биологического рождения имеет специфическое духовное
соответствие: для благополучного внутриутробного существования это опыт
космического единства; начало родов сопровождается чувством поглощения
вселенским водоворотом, первая клиническая стадия родов со схватками в
замкнутом утробном пространстве соотносится с переживанием “отсутствия
выхода” или ада; духовным соответствием продвижения по родовому каналу во
второй стадии клинических родов является борьба смерти-возрождения, а
метафизический эквивалент собственно рождения и событий третьей клинической
стадии родов представляет собой переживание смерти “ЭГО” и возрождения [4].
Большое теоретическое значение имеет глубинная параллель между
физиологической деятельностью в последовательных стадиях биологического
рождения и паттернами активности различных эрогенных зон, особенно зон
генитального оргазма. Это дает возможность сместить этиологический акцент в
психогенезисе эмоциональных нарушений из сексуальной сферы в перинатальные
матрицы, не отрицая при этом значимости многих принципов фрейдизма [21].
Трансперсональные переживания
Трансперсональные переживания (мистический, или "пиковый", опыт; экстаз,
транс), спонтанно посещающие некоторых вполне здоровых и трезвых людей,
свидетельствуют о том, что это врожденное свойство нашей психики, которое,
конечно, зависит и от социальных и генетических факторов личностного
развития [17].
Многие переживания такого рода известны уже несколько столетий или
тысячелетий. Рассказы о них можно найти и в священных писаниях всех великих
религий мира, и в письменных документах множества малых сект, фракций и
религиозных движений. Они играли важную роль в видениях святых, мистиков и
религиозных учителей [37]. Этнологи и антропологи обнаружили их в священных
обычаях различных народов, в состояниях экстаза и религиозных мистериях, в
практике целительства и ритуалах различных культур [32, 41]. Психиатры и
психологи наблюдали трансперсональные феномены, не называя их таким
образом, в своей повседневной практике у психотических пациентов, особенно
шизофреников [26]. Историки, антропологи, религиеведы, психиатры и
психологи-экспериментаторы знали о существовании разнообразных древних и
современных методов индуцирования трансперсональных переживаний, многие из
которых подобны описанным выше процедурам, ведущим к возникновению
перинатальных переживаний [24, 33, 36].
Вопреки распространенности этих феноменов и их очевидной значимости для
многих сфер человеческой жизни, в прошлом делалось удивительно мало
серьезных попыток включить их в теорию и практику современных психиатрии и
психологии. Позиция большинства профессионалов колеблется между несколькими
подходами к этому феномену. Некоторые лишь отдаленно знакомы с различными
трансперсональными переживаниями и склонны более или менее игнорировать их.
Для другой большой группы профессионалов, трансперсональные феномены
представляются столь странными, что они склонны считать их отклонением от
нормального психического функционирования, психотическими [3].
Наследственные переживания
В качестве примера такого переживания я приведу воспоминания одной из
пациенток С. Грофа во время ЛСД-сеанса:
"К моему удивлению, идентичность моего ЭГО неожиданно изменилась. Я была
моей матерью в возрасте 3-4 лет; это должно быть 1902г. На мне было
аляповатое платье - накрахмаленное, доходящее до щиколоток; с расширенными,
как у испуганного животного, глазами - я находилась в состоянии тоски и
одиночества. Я закрывала свой рот рукой, осознавая, что случилось нечто
ужасное: я сказала что-то плохое, меня грубо отругали, кто-то положил руку
на мой рот. Из своего укрытия мне видна была сцена с множеством
родственников - теть и дядь, сидящих на крыльце дома в одеждах, характерных
для того времени. Все были заняты разговорами, забыв обо мне. Я чувствовала
себя отверженной, пристыженной и виноватой. Я сказала матери, что у меня
был сон, касающийся ее детства, и мне важно знать, так ли было на самом
деле. Как только я начала рассказывать, она перебила меня и закончила в
полном соответствии с пережитым мною" [4].
Коллективные и расовые переживания
Подобные переживания могут относиться к любой стране, любому
историческому периоду и культурной традиции, хотя, очевидно, определенное
предпочтение оказывается культурам и странам с высоко развитыми
религиозными, философскими традициями и традициями в искусстве. Удивительно
часто встречаются переживания, относимые к Египту, Индии, Тибету, Китаю,
Японии, доколумбовой Мексике, Перу, Древней Греции. Выбор культур и их
специфических аспектов явно не зависит ни от этнической основы субъекта, ни
от страны рождения, ни даже от полученного воспитания, образования,
интересов. Поэтому англосакс может переживать полное отождествление с
различными периодами истории афро-американцев или североамериканских
индейцев, и в результате обнаруживает новое понимание и переживание расовых
проблем. Информация, получаемая благодаря таким переживаниям, обычно
совершенно точна и может быть проверена при консультации с археологическими
и антропологическими кругами. Иногда бесхитростные индивидуумы описывают
детали египетских похоронных церемоний, включая форму и значение различных
амулетов и камер в гробницах, цвет похоронных конусов, технологию
бальзамирования и мумификации и сцены последующих процедур [4].
Филогенетические (эволюционные) переживания
Некоторые люди описывают переживания себя в образе каких-то
предшественников человека на эволюционном пути. Так, например, одна женщина
во время ЛСД-сеанса почувствовала свое полное отождествление с самкой
огромных рептилий, вымерших миллионы лет назад. Она чувствовала себя сонной
и ленивой во время отдыха на песке у большого озера и блаженно грелась на
солнышке. Она открыла глаза и посмотрела на терапевта, который во время
сеанса трансформировался в самца того же вида. Ее чувство лени мгновенно
исчезло и она стала испытывать сильное сексуальное возбуждение, не имеющее
ничего общего с человеческим возбуждением, это был особый интерес рептилии
к представителю другого пола. Она была совершенно очарована ступенчатыми
фасетками на сторонах головы. Одно большое поле такого рода имело такую
форму и цвет, что излучало мощные сексуальные вибрации. Консультант-
палеонтолог предложил выдержки из зоологической литературы, указывающие на
то, что у современных рептилий определенные участки на голове играют важную
роль, вызывая сексуальное возбуждение... [3].
Переживания прошлых воплощений
Субъект сохраняет идентичность своего ЭГО, хотя переживает себя в другой
форме, другом месте и времени, другом контексте, он чувствует, что он - та
же индивидуальная сущность, что и в его настоящем существовании. У него
сохраняется острое ощущение встречи с воспоминанием, повторного переживания
того, что он уже видел и пережил [4].
Предвидение, ясновидение, яснослышание, "путешествия во времени".
Иногда испытуемые сообщают о предвидении событий, которые случатся в
будущем. Временами они становятся свидетелями сложных сцен будущих событий,
они могут слышать даже акустическое сопровождение, составляющее их часть.
Некоторые из переживаний проявляют различные степени сходства с событиями,
случающимися позднее [4].
Отождествление с другими лицами
Это отождествление полное и комплексное; оно включает в себя
представление о теле, эмоциональные реакции и отношения, психологические
характеристики, выражение лица, типичные манеры и жесты, позы, движения и
даже интонации голоса [4].
Групповое отождествление и групповое сознание
В измененных состояниях сознания можно пережить тотальность страдания
всех солдат, погибших на полях сражений, революционную горячечность всех
коммунистов мира, доброту всех матерей, любящих своих детей... В этих
переживаниях можно отождествиться с соц. классом, кастой, даже с населением
целой страны [5].
Отождествление с животными
Три вида ИСС связаны с животными: атосимволические трансформации в
животных, отождествление с животными и филогенетические воспоминания, при
этом каждое наделено своими специфическими чертами. Субъекты, встретившиеся
со всеми тремя видами переживаний легко могут отличить их одно от другого
[4].
Отождествление с растениями
Примеры таких переживаний встречаются гораздо реже, чем отождествление с
животными. Субъект может ощутить себя как вызванное к жизни семя, лист в
процессе фотосинтеза, корень, тянущийся в поисках воды и пищи. В других
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20