Шпоры по Философии
1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
2. Предмет, основные аспекты и функции философского знания.
3. Зарождение философской теоретической мысли. Формирование восточного и
западного стилей философствования.
4. Основополагающие принципы древнеиндийской философии и её основные
школы.
5. Характерные черты и основные философские школы Древнего Китая.
6. Специфические характеристики, основные этапы развития и значимость
античной философии.
7. Поиск первоосновы мира в античной философии.
8. Софисты и Сократ как представители гуманистического этапа
древнегреческой философии.
9. Основные положения философии Платона и энциклопедический характер
философии Аристотеля.
10. Философские школы эллинистической эпохи (киники, эпикурейцы, стоики и
скептики).
11. Теоцентризм, основные источники и проблемы средневековой философии.
Философские идеи библии.
12. Патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии:
основные проблемы и представители.
13. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм – отличительные характеристики
философии Возрождения.
14. Реформация и социальная философия Ренессанса.
15. Научная революция, проблемы гносеологии и онтологии в философии Нового
времени.
16. Основные идеи философии Просвещения.
17. Философское учение И. Канта: априоризм, агностицизм, «Категорический
императив».
18. Развитие диалектического метода в философии Фихте, Шеллинга.
19. Гегель: Система абсолютного идеализма и диалектический метод.
20. Критика религии и антропологический материализм Фейербаха.
21. Философия К. Маркса и судьба марксизма.
22. Иррационалистические направления в философии ХХ века (философия жизни,
экзистенциализм, психоанализ).
23. Основные представители и идеи герменевтики, феноменологии,
структурализма и постмодернизма.
24. Философия науки ХХ века (позитивизм, эмпириократизм, постпозитивизм,
неопозитивизм).
25. Специфические характеристики и основные этапы развития русской
философской мысли.
26. Русская философия второй половины ХIХ – начала ХХ века: основные
представители и направления.
27. Особенности и достижения русской философии после 1917 года: советская
философия, философия русского зарубежья.
28. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная.
29. Философский смысл проблемы бытия. Виды бытия.
30. Бытие, субстанция, материя. Материальное и идеальное.
31. Идея развития и модификации её философского воплощения.
32. Категории, принципы и законы развития.
33. Дух как субстанция. Атрибуты духа.
34. Детерминизм, виды детерминизма. Индетерминизм.
35. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в
человеке.
36. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
37. Человек и деятельность. Виды и специфика человеческой деятельности.
38. Человек в системе социальных связей. Свобода и ответственность как
условие существования личности.
39. Человек как духовное существо. Проблема смысла жизни, смерти и
бессмертия.
40. Ценностные ориентации человека. Природа ценностей и их основные виды.
41. Сознание, его генетические предпосылки и специфические характеристики.
Проблема идеального.
42. Концепция бессознательного.
43. Познание как предмет философского анализа. Сущность и виды познания.
44. Проблема структуры познания. Рациональное и чувственное познание.
45. Проблема истины. Критерий истины.
46. Научное познание, его сущность и специфические характеристики.
47. Структура, формы и методы научного познания.
48. Современная наука, её характеристики и роль в обществе.
49. Общество как система. Структура общества.
50. Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
51. Проблема типологизации исторического процесса.
52. Динамика общественного развития и проблемы его направленности.
53. Современная цивилизация, её характеристики, проблемы и перспективы
развития.
54. Роль философии в решении глобальных проблем.
|1 Понятие |5 Характерные черты и|8 Софисты и Сократ |причин и отбрасывали |
|мировоззрения, его |основные философские |как представители |любые док-ва. В |
|струк- |школы Древнего |гуманистического |отличие от ЭП. и СТ. |
|тура и исторические |Китая.(в-3) |этапа древнегреческой|где достижение |
|типы. М.- совокуп |Др К гос-во- |философии. |предполагало познание|
|идей, чуств, эмоций |иерархическая |Основным достижением |явлений и законов |
|охват-х общее отнош-е|деспотия Глава |софистов было то, что|природы, эта ф-я |
|Ч. к миру.-познават-й|гос-ва- |они переместили |отказывается от |
|пласт; эмоцион-й; |наследственный монарх|главную проблему |познания. Достижение |
|поведенческий Основ |В Китае не было |философии с физиса на|счастья по Пиррону - |
|вопр-ы: чтотакое |сословия жрецов |человека. Софистика- |достижение атараксии |
|мир;по каким з-нам он|обряды возглав |сознательное |(спокойствия, |
|развив-ся; в чем |главами семейств |применение в споре |невозмутимости). Хотя|
|смысл жизни; что |чинов-ми царями. |или в док-вах |скептицизм во многом |
|такое добро и зло. |Закона не сущ-ло и |неправильных доводов.|критически постигает |
|Влияние: убеждения, |стоящий на более низ |Софисты впервые |реальную проблематику|
|идеалы.Субъект М. - |ступени соц лестницы |сделали ф-ю своей |сложности разв-я |
|личность, соц. группа|был полностью |профессией, они брали|познания, его |
|и общ-во в целом.М-ие|подче-нён стоящему |деньги за обучение, |основной чертой были |
|это совок-ть общих |выше. Господствовали |они сами искали себе |безнадежность и |
|предметов о |культы умер-ших |учеников. Одним из |отказ, ведущие к |
|действиях, |культы предков Вся |самых известныз |агностицизму. |
|кот.отраж-т и |жизнь живых проходила|представ-ей софистов |11 Теоцентризм, |
|раскрывают практич и |под знаком пост |был Протагор. Его |основные источники и |
|теоретич-ое отнош-е Ч|отчёта перед духами |основ положение |проблемы |
|к миру. В это понятие|умерших предков.Для |заключ-сь в том, что |средневековой |
|входят жизн позиции |миф-гии К х-но |он полагал человека |философии. |
|Ч, убеждения, |представлен о |как меру всех вещей. |Философские идеи |
|идеалы(истина, добро,|перво-начальном сост |Поэтому невозможна |библии.(в-12) |
|красота), принципы |мира как первобытном |абсолют истина, |Теоцентризм-религ-ое |
|познания и |хаосе и2-х противопол|истина относительна. |учение о Боге- центре|
|действительност(оптим|упорядоч-х началах – |Для одного и того же |мира определяющем всё|
|изм, пессмизм) |небесного (Ян) и |Ч никогда одно и то |сущее |
|ценностные |земного (Инь) Именно |же не бывает истинным|12 Патристика и |
|ориентации. |они учредили порядок |раз и навсегда, в |схоластика как этапы |
|Мировоз-ие бывает |на Земле. Для др К |различ время, ибо тот|развития |
|индивидуальное, общ.,|хар-на опора на свящ |же ч-к становится |средневековой |
|групповое. В м-ии |книги "пяти-книжие". |другим ч-ком. В этом |философии: основные |
|выделяют уровни: |(книга песен, кн |смысле все |проблемы и |
|чувственно-эмоциональ|истории, кн перемен, |относительно. СОКРАТ.|представители. |
|н. (обыденное)и |кн обрядов, летопись)|В центр своих фил |Возникло феод. |
|теоретич. |В них содерж готовые|интересов он ставит |общество (крепостное |
|Чувств.-эмоц.М- это |оветы на: что есть |проблему субъекта - |право). Знач. роль |
|цельное осознание |добро и зло, откуда |ч. Его ф-я основана |играло духовенство. |
|действительности в |произ зло, кто |на том, что |Монастыри были и |
|виде ощущ-й, |виновник зла, почему |нравственное нужно |крепостями и центрами|
|восприятий, эмоций. |чаще от зла страд |познать и усвоить, а |земледелия и очигами |
|Теоретич.уровень- |невинные, что делать |из значения |просвещения и |
|интеллек-й аспект М-я|чтобы меньше |нравственности |культуры. Церковь |
|(действительность ч/з|страдать. В «книге |следует всегда |стала хранительницей |
|призму з-нов). |истории» о 5-ти |действие в соотв-вии |письменности и |
|Струк-ра:1)миропоним-|началах мира: воде, |с ним. Нравственным |образованности в |
|е(интелл-ая часть |огне дереве металле |явл.то действие, |Европе. Раннее |
|м-я, основ-но на |земле, и о 5 явл |кот.дает истинную |средневековье |
|данных фундам-х наук)|природы: дождь, |пользу, а вместе с |характер. |
|2)мировоспр-е |солнеч сияние, жара, |тем и истинное |становлением христ. |
|(осознан мира в виде |холод, ветер.И |блаженство. Поэтому |догматики в услов. |
|образов и представ-й)|делается вывод что |предпосылкой практич |формирования евр. |
|3)мироощущ-е (осоз-е |причиной зла явл |приспособленности |гоуд. в р-те падения |
|мира на базе |неблагоприятное |явл. самопознание |Римской империи. В |
|непосредств-х ощущ-й)|сочетание начал и |(“познай самого |условиях жесткого |
|Историч.формы м-я: |явл-й. И осущ-ся |себя”). Для Сократа |диктата церкви и гос |
|миф- свящ-ое |переход к тому что |знание явл |власти ф. была |
|придание, сложенное о|достойное поведе-ние |определяющим |объявлена служанкой |
|деянии богов, в |правителя, |критерием для нормы |богословия, кот. |
|кот.повествуется о |прозорливость |повед-я. Знание у |должна была |
|том как устроен мир. |чиновника, мудрость |него отождеств-сь с |использовать свой |
|Мифол-я- самая первая|жреца явл прямыми |добродетелью, а |рацион. аппара для |
|форма осознания |следст-виями этой |невежество- со злом. |подтверждения |
|действит-ти, |гармонии, а=> негат |Осн. доброд-ями |догматов |
|свя-занная с |кач-ва вызывают |Сократ счит |христ-ва..Патристика.|
|обрядами, ритуалами. |экспансию зла. Глав |сдержанность, |-совокуп-ть |
|Черты: коллек-й х-р, |рекомендация: |мужество и |теологич-х учений |
|неразлич-е естеств и |всемерно сво-ей |справедл-ть. |христ мыслителей |
|сверхъес-о, |жизнью поддержив |9 Основные положения |(отцов церкви) кот в |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17