Бюджетная система
1. Экономическая сущность и содержание бюджета
Эконом значение гос-го бюджета – может активно влиять на общественное
воспроиз-во с помощью налогов, посред-м направления мобилизов-х ресурсов на
развитие приоритетных отраслей.
Гос-й бюджет яв-ся главным в системе фин-х планов страны, т.к. объед-ет их
в целост-ю систему, опред-я на текущий год фин взаимоотнош-я гос-ва с
различ-ми звеньями экономики. Это положение бюджета дает ему силу закона.
Основной фин-й план или централиз фонд фин-х рес-в гос-ва – это внешн
признак бюджета, его форма, его матер-е воплощение.
Глубинная сущ-ть бюджета – экономические отношения: гос-во, нуждаясь в ден-
х сред-х для вып-я своих функций, формирую доход-ю часть бюджета выступ-ет
как один из субъектов эконом отношений в фин взаимоот-я с плат-ми налогов.
По своей сути бюджет – экономическая категория или сов-ть эконом-х
отношений по поводу формир-я и распр-я центр фонда фин-х ресурсов. При этом
эконом отношения являются главным сущ-м признаком бюджета.
При определении понятия бюджет отражают 3 его важнейшие стороны:
1. форму
2. сущность
3. матер сод-е
Ст 6 БК. Бюджет – форма образования и расходования фонда ден-х средств,
пред-х для обеспечения задач и функций гос-вак и местного самоуправ-я.
2. Федеральный бюджет в условиях перехода к рынку
До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР
базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они
занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из
двух платежей- налога с оборота и платежей из прибыли
В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы
претерпели коренные изменения.
Переход к рын отношениям предполагал сущест-е изменение всех эконом
категорий, в т.ч. и ГБ. Произ-е отношения базир-ся на полной эконом
независимости, их широкой самостоятельности, предопределяет свободное
движение Т и кап-в.
Рын-е отношения приводят к стихийному образованию всех стоимостных и
натуральных пропорций, что не всегда опережает объективные потребности
общества => гос-во пытается эконом-ми методами воздействовать на воспроиз-е
процессы, сглаживать некоторые последствия стихийных рыночных сил. В этом
случае гос-во прибегает к ГРЭ, которое приобретает форму эконом и соц
регулирования.
Прямые (антимоноп декреты) и косвенные ме-ды (бюджет)
Т.к. ГБ яв-ся главным фин-м планом, аккомулир-м и перерасп-м основн часть
централиз-го фонда фин-х ресурсов гос-ва, то он играет первостепенную роль
в регулирование рыночной экономики.
Гос-во использует бюджет для регул-я применяя различные методы в процессе
формир-я и распр-я дох и расх. К наиболее важн из них относятся:
1. Налоги, влияющие на развитие произ-ва, спроса и предложения.
2. Прямое бюджетное финансирование общегос-х программ, обеспеч-х
расширение об-го воспроиз-ва.
3. Субсидирование некот отраслей, п/п и хоз-в для выравнивания эконом
условий их хозяйствования (с/х в Алт кр)
4. Выдача без % (льготных) кредитов
5. Создание за счет бюджета особых фондов и резервов для предупреждения
диспропорций в развитии экономики страны.
Большую роль бюджет играет и в социальном регулировании, осущ гос-м для
обеспечения соц гарантий всем членам об-ва.
Достигается это через перераспределение части НД на развитие социальной
сферы, на содержание соц-культ учереждений, на оказание помощи отдельным
слоям.
Характерные черты бюджета в условиях рынка:
- Доходная часть формируется как правило за счет налоговых платежей =>
обеспеч стабильность поступлений, созд единые условия хоз-я товаропроиз-й,
возможность прогнозирования перспективы.
- Разнообразная расх часть бюджета
- Сейчас бюджет не в состоянии фин-ть все п/п, только те которые находятся
в гос-й собственности => финансирование расходов по приоритетам, измен-ся
каждый год.
3.Фонды Фин.помощи бюджетам субъектов РФ.
ФФПР
Создается и реал-ся с целью вырав-я доступа граждан к основ-м бюджет-м
услугам с соц гарантиям не зависимо от места их проживания, от обеспеч-ти
суб-та РФ. В соотв-е с программой развития бюд-го федерализма до 2005 фонд
сохранит свое значение в кач-ве основного инструм-та вырав-я бюджет-й
обеспеч-ти по тек расходам.
Создан в 1994 г. за счет 22% от НДС
Формир-ся за счет 14% налог-х жоходов ФБ, за искл таможенных пошлин
экспор/импорт хар-ра (2004 г – 176 млрд, 2003-172).
80% - дотации на выр-е уровня бюдж-й обеспеч-ти (Алт-й край – 9,1 млрд.)
20% - субсидии (на фин поддержку закупки и доставки нефти, топлива и прод-в
в КР. Севера – 10 млрд) и субвенции (компенсация тарифов на электр-ю по
терр Д.Востока и Архан. Обл – 2,6 млрд)
Средства ФФПР распр-ся:
1. 80% м/у суб-ми пропор-но отстав-ю бюджет-й обеспеч-ти дан региона от
сред по РФ
2. концитрир только в наименее обеспеч регионах, обеспеч повыш-е бюдж-й
обеспеч-ти регионов с душевыми дох ниже ср уровня, для наименее
развитых регионов.
Фонд Компенсации (ФК)
Причина введения – невып-е зак-в, обеспеч-е права детей, инвал- в и т.д.
В состав Фонда компенсаций включены:
- субвенции на выплату пособий гражданам, имеющим детей;
- субсидии на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”, в части
полномочий субъектов РФ;
- субсидии на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг
связи, проезда на общественном транспорте городского и пригородного
сообщения ражданам, подвергшимся радиационному воздействию Чернобыльской
АЭС, аварии на производственном объединении “Маяк” и ядерных испытаний на
Семипалатинском полигоне;
- субвенции на реализацию ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий”;
- субвенции на реализацию Закона РФ “О статусе Героев Советского Союза,
Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы” и ФЗ “О
предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным
кавалерам Ордена трудовой славы”;
субвенции на реализацию ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ
“Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты РФ
в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг”.
Создается и распр-ся с целью оьеспеч-я фин-я из конс-х бюдж-в РФ расходов
на реализацию ФЗ. В РФ объективно слож-сь «не фин-е» мандаты.
ФК фор-ся за счет поступлений 15% отчис-й от НДС, т.е. с 2001 НДС полн стал
зачисл-ся в ФБ. (Алт край 1011тыс руб) 2003 г. – 700 млн
Фонд регионального развития (ФРР)
Идинственный инвест-й фонд, в бюджете на 2003г – 17 млрд
Аккомул-т сред-ва, пред-е для фин-я фед-х и регион-х программ и проектов
отраслевого фин-я и др кап-х вложений.
В рамках ФРР осущ-ся консалид-я рас-в ФБ в т.ч. по реализ-и фед-х целевых
программ, которые направ-ны на создание единой соц инфраструк-ры, мин
необход-х устано-х Конституцией и ФЗ гарантий. Обяз-е условие для выдел-я
средств ФРР – раз-ка орг власти суб-в РФ плана инв-й деят-ти по развитию
соц-й инфрастр-ры на терр субъекта. Распр-е средств ФРР осущ-ся с учетом
объективно обуслов-х различий в бюджет-х потребностях регионов по основ-м
напрв-м бюдж расходов.
Этапы:
1. опр-ся кол-во объектов соц стр-ры, которые должны сущ-ть в субъекте
РФ. Для реализации на его территории пред-х услуг. Местными и фед-ми
органами испол-й власти на основе выраб-х нормативов расчет-ся необход-
е кол-во объектов, соглас-ся данные о фокт-м наличии данных объектов,
степени их изнош-ти.
2. органы испол-й власти субъекта РФ заключает с МинЭконом соглашение о
плане инвест деят-ти по развитию соц инфрастр-ры на территории
субъекта.
3. расч-ся потреб-ть в кап влож кождого из субъектов.
4. исходя из воз-й и ресурсов фонда опр-ся в какой мере может быть удов-
на данная бюдж-я потреб-ть и устанав-ся максим-я потреб-ть.
При финансировании доля ФБ не может быть >50% общего объема финансир-я.
Выделение средств из ФБ осущ-ся пропор-но расходам на реал-ю проекта из
бюдж-в субъекта.
В кач-ве одного из круп-х критериев при выделении гос-х инвестици пред-ся
исп-ть представление регионам докум-но оформ-го обяз-ва на снижение в буд-м
перед-х трансфертов на тек фин-е из ФФПР с указ-ем конкр (( по годам.
В ФБ на 2002 год в рамках фонда:
1. развитие Курильских ос-в и Сахалин обл. (221)
2. Презеден-я прог-ма «Эконом-е и соц-е развитие Д.Вост и Забойкалья
(681)
3. развитие особой эк-й зоны в Калинен-й обл. (490)
4. «Юг России» (1835)
5. соц-эконом раз-е Татарстана (12265)
6. сокращение различий в соц-эконом-м раз-е регионов до 2015 (2 млрд) В
2002 в Алт край – 114 млн.
Фонд реформир-я рег-х финансов. (ФРРФ)
Фин-ся с к. 2001 г. (7 субъ-в) Цели:
- финансовое оздоров-е Б субъектов РФ.
- Содействие рефор-ю бюдж-го процесса
- Стимул-е эконом-х реформ
Источники образов-я – кредиты м/н орган-й, а так-же др сред-ва опр-е Прав-м
на возврат-й основе. Сейчас 3 транша МБРР.
В первую очередь в число уч-в пред-ся вкл-ть без-е и низкодотац-е регионы,
т.е регионы соз-е благоприят-ю обстановку для развития.
2001 – 20млн$, 2002 – 40 млн$
Фонд софин-я социальных расходов (ФССР)
2003 г – 5 млрд
Цели:
- частичное возмещение расходов конс-х бюд-в РФ в связи повыш-м 1
разряда ЕТС раб-в бюдж-й сферы
- на пред-е жилищ-й субсидий насел-ю по оплате жилья и ком-х услуг
Расп-е дотаций на повыш-е ЕТС в 2 этапа:
1. дотации пред-ся субъ-м получ-м в данном году средства ФФПР в размере
обеспеч-м объем сред-в ФФПР в тек году на уровне прошлого года.
2. дотации на поваш-е ЕТС расп-ся м/у субъ-ми имеющ-ми право на получение
дан дотаций пропорц-но объему расходов связ-х с повыш-м 1 раз-да ЕТС,
скоректир-х на уровень бюджет-й обеспеч-ти после распр-я сред-в ФФПР
(в Алт края в 2002 – 348 млн)
4. Принципы построения бюджетной системы и бюджет процесса
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ
(статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из 3-х уровней:
. ФБ и бюджетов госу-х внебюджетных фондов;
. бюджетов субъектов РФ (региональных бюд-в) и бюджетов территор-х гос-х
внебюджетных фондов;
. местных бюджетов.
Принципы функционирования бюджетной системы Р.Ф. следующие:
- единства бюджетной системы РФ;
- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов гос-ых
внебюджетных фондов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13