Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций

Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный экономический университет

ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

Кафедра финансов

Допущено к защите

Заведующий кафедрой

____________________

"___"___________2000 г.

ДИПЛОМНАЯ работа

на тему: "Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий,

организаций".

Студент-дипломник

ФК, 5 курс, гр. ФФ-2 ____________ А.М. Зуев

Руководитель

доцент, к.э.н. ____________ Л.Г. Колпина

Минск

2000 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ 5

1. Цели, задачи и объекты финансового анализа 5

2. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия 9

3. Детализированный анализ финансового состояния 20

2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 28

1. Понятие финансового планирования 28

2. Стратегическое планирование 31

3. Среднесрочное планирование 39

4. Оперативное планирование 39

3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 49

1. Сущность и значение контроля 49

2. Организация финансового контроля 51

4. ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 56

1. Причины экономического кризиса в Республике Беларусь 56

2. Политика создания и перспективы развития рыночной среды 62

заключение 72

Список использованной литературы 75

Приложение 76

ВВЕДЕНИЕ.

Финансовый менеджмент – область производственных отношений, связанная с

оптимизацией использования финансовых ресурсов с целью обеспечения

максимального дохода собственникам предприятия.

Под финансовым менеджментом подразумевается сочетание стратегических и

тактических моментов финансового обеспечения предпринимательства,

позволяющих управлять огромными денежными потоками и находить оптимальные

денежные решения. При этом, не удивительно, что основным аспектом

реализации данной системы на конкретном предприятии будет ее соотношение с

прибылью этого предприятия.

Следует отметить, что прибыль выступает в данном случае в качестве того

изначального момента, от которого отталкивается любое руководство фирмы при

принятии решения.

Именно поэтому для руководителя, принимающего решение о дальнейшем развитии

фирмы, наиболее важным аспектом жизнедеятельности предприятия выступает

определение источников возможной прибыли предприятия, выбор одного или

нескольких из них, концентрация на них основных усилий, анализ возможности

их использования в ходе деятельности предприятия в той или иной форме и,

как результат, планирование данного использования.

Подготовка и обоснование вариантов достижения прибыли возложена на

финансовых менеджеров, обеспечивающих управление финансами предприятия. В

наиболее общем виде деятельность финансового менеджера сориентирована на:

. прогнозирование денежных поступлений и направлений их рационального

использования, соответственно обоснование финансовых потребностей и

возможностей на текущий период и перспективу;

. определение степени риска, вероятности его наступления во всех проектах,

операциях, а также определение предельного уровня риска и путей его

сокращения;

. обеспечение непрерывного кругооборота денежных средств и устойчивого

финансового состояния субъекта хозяйствования как основы его эффективной

деятельности;

. выбор наиболее рациональных форм, методов финансирования, кредитования,

денежных вложений, расчетов с партнерами, финансовыми и кредитными

институтами;

. увеличение прибыли;

. обоснование стратегии финансирования развития и совершенствования

производств, расширения бизнеса, повышения экономического рейтинга

предприятия.

Таким образом, эффективная работа предприятия или организации зависит от

финансового менеджера – управляющего финансовой деятельностью

хозяйственного субъекта, обеспечивающего нормальное функционирование и

положительные конечные результаты его деятельности.

В данной дипломной работе рассмотрены принципы и методы, позволяющие

менеджеру стать настоящим хозяином финансового положения предприятия,

обеспечить его нормальное функционирование, своевременное выполнить

финансовые обязательства перед государством, своими партнерами, членами

коллектива.

1. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ.

1.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА.

Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и

использования информации финансового характера, имеющий целью:

1. оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;

2. оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции

финансового их обеспечения;

3. выявить доступные источники средств и оценить возможность их

мобилизации;

4. спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа

ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную

картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков,

изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и

кредиторами, при этом аналитика или управляющего (менеджера) может

интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его

проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые

параметры финансового состояния.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей

финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового

анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации. Субъектами

анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно,

заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия,

заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые

органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает

информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо

определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить

эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам

и поставщикам - целесообразность продления кредита, условия кредитования,

гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам -

выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить,

что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ

отчетности, используя данные производственного учета в рамках

управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа,

которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности

предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы

пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи,

юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного

взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача

представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных,

информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.

Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной

информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или

финансовая отчетность предприятия - это лишь "сырая информация",

подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта,

финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая

осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом

отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации.

Необходимо также аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей

анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов- это дедуктивный

метод, т.е. от общего к частному. В ходе такого анализа как бы

воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных

фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты

деятельности.

Практика финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику

анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с

предыдущим периодом;

вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых

финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на

результат в целом;

трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом

предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции

динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных

особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные

значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный

прогнозный анализ;

анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между

отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности,

определение взаимосвязей показателей;

сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный

анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия,

филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей

данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со

среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на

результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических

приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым

(собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и

обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения

суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного

за счет отдельных факторов.

Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты