Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций

бюджетов областей и других административных территорий, обращая особое

внимание на правильность и эффективность использования средств

централизованного фонда государства. Государственный налоговый комитет и

его территориальные звенья проверяет правильность и своевременность

расчетов плательщиков с бюджетом по налогам и сборам. Банки могут проверять

финансовое состояние клиента с целью установления реальной возможности

своевременного возврата ссуд и уплаты процентов по ним.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и

внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства,

ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям,

организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного

финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов

исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные группы,

контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными

службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль

осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных предприятиях

(объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного

контроля, кроме этих служб, создаются контрольно-ревизионные отделы,

группы.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские

фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы

оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские

фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать

повышению качества контроля, его объективности.

В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется

на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-финансовых

операций; текущий контроль осуществляется в процессе осуществления

финансовых и хозяйственных операций; последующий контроль осуществляется

после совершения указанных операций и призван выявить те нарушения, которые

не были установлены во время предварительного и текущего контроля.

Основным методом осуществления предварительного и текущего контроля

являются визуальные проверки. Такие проверки актами, справками не

оформляются. Все дело сводится к отдаче распоряжения, приказа в письменной

или устной форме о недопущении или приостановлении незаконной хозяйственно-

финансовой операции.

Последующий контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся:

проверка, экономический анализ, ревизия. Проверка может быть счетной или

тематической.

Счетная проверка – это проверка достоверности бухгалтерских отчетов,

балансов, налоговых расчетов.

Тематическая проверка – это изучение отдельных сторон участков хозяйственно-

финансовой работы подконтрольного объекта, например, проверка правильности

удержаний из заработной платы; проверка правильности отнесения затрат на

себестоимость продукции и т.д.

Экономический анализ – это оценка финансово-хозяйственной деятельности

объекта, выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой

основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения.

Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями,

организациями, учреждениями, так и внешними органами контроля – банками,

финансовыми, аудиторским фирмами.

Ревизия – это комплексный метод последующего контроля. Она представляет

собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всех сторон и участков

финансово-хозяйственной деятельности.

Органы государственного финансового контроля свою работу проводят по

планам. Планы составляются с учетом установленной по закону периодичности

проверок и ревизий. В планах намечаются объекты контроля, тема проверки или

ревизии, срок начала и окончания, количество исполнителей и их состав и

т.д. Органы аудита свою работу проводят на основе договора.

В зависимости от порядка назначения ревизии и проверки подразделяются на

плановые и внеплановые. В зависимости от круга охватываемых вопросов и

операций ревизии и проверки могут быть полными и частичными.

По методу изучения документов ревизии и проверки подразделяются на сплошные

и выборочные.

По организационным формам ревизии и проверки могут быть: индивидуальными,

т.е. осуществляемые одним проверяющим; бригадными, т.е. осуществляемые

несколькими проверяющими, один из которых является бригадиром;

комплексными, т.е. бригадные ревизии с привлечением специалистов:

инженеров, бухгалтеров, и др.

Весь процесс проведения ревизии или проверки состоит из нескольких этапов:

предъявление полномочий; проведение организационного совещания с

ответственными работниками подконтрольного объекта; личное ознакомление с

подконтрольным объектам, технологией его деятельности; предварительный

анализ его деятельности; непосредственная документальная ревизия или

проверка; систематизация материалов ревизии или проверки; составление акта

или справки; реализация материалов ревизии или проверки; проверка

устранения выявленных недостатков.

Осуществляя ревизию или проверку, важно правильно выбрать метод изучения

документов. Различают хронологический и систематизированный метод просмотра

документов.

Хронологический метод – это изучение документов без их предварительной

группировки в той последовательности, в какой они совершались. Такой метод

приемлем при изучении документов небольших объектов контроля и совершенно

не пригоден на крупных объектах, так как не позволяет охватить вниманием

все хозяйственно-финансовые операции. Поэтому, осуществляя ревизию или

проверку на крупных объектах, документы изучают по определенной системе,

т.е. по отдельным операциям: например проверяются все документы, связанные

с получение денег в кассу и выплатой их, или проверяются все документы,

связанные с получением и списанием каких либо материалов и т.п. Такой метод

изучения документа называется систематизированным.

Для того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной деятельности

имеется несколько методов установления достоверности и правильности

операций: формальный; фактической проверки; встречной проверки;

корреспондирующий; аналитически-нормативный; метод изучения законности

финансово-хозяйственных операций.

Формальный метод заключается в контроле за правильностью оформления

документа (соблюдена ли установленная форма; наличие подписей и их

достоверность; наличие печатей, штампов; заполнены все реквизиты; наличие

исправлений, подчисток; правильность итогов и т.п.).

Метод фактической проверки состоит в проведении инвентаризации материальных

ценностей и денежных средств с целью установления их сохранности.

Аналитически-информативный метод состоит в химико-технологическом анализе

выпускаемой продукции; в контроле выпускаемой продукции; в контрольных

замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в

проверке соблюдения установленных форм и нормативов и т.д.

Метод встречной проверки представляет собой установление достоверности той

или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом

объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в совершении этой

операции. Цель такой проверки – убедиться, что значащаяся в документах

финансово-хозяйственная операция действительно имела место.

Корреспондирующий метод представляет собой сопоставление одной и той же

операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях

подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате такого

сопоставления не получается одна и та же цифра, значит в документах скрыта

незаконная операция, хищение, приписка и т.п.

Метод изучение законности финансово-хозяйственной операции состоит в

установлении соответствия произведенной операции действующим законом,

инструкциям, приказам, распоряжениям. Дело в том, что нередко финансово-

хозяйственная операция после применения всех предыдущих методов проверки

может выглядеть достоверной и правильной, в то время как она просто

незаконная.

Результативность ревизии или проверки в значительной степени зависит от

качества составленного акта.

Составление акта начинается задолго до написания самого текста. Обилие и

разнообразие вопросов, с которыми проверяющий сталкивается в процессе своей

работы, обязывает его с самого начала ревизии (проверки) подбирать и

систематизировать материал в соответствии с разделами и вопросами программы

и рабочего плана.

На основе систематизированного материала составляется акт. Акт ревизии

(справка) – это не просто перечень допущенных нарушений финансово-

хозяйственной деятельности, это документ, который должен послужить

основанием для правильных выводов о качестве, законности, целесообразности

работы проверяемого объекта и на базе этого для выработки реальных

предложений, рекомендаций, предписаний в целях устранения выявленных

нарушений, принятия мер к виновным лицам. В связи с этим к акту ревизии

(справке) предъявляется ряд требований.

Прежде всего акт ревизии должен содержать системное изложение выявленных

нарушений, основанное на конкретных фактах и документах. В обязательном

порядке надо указывать полное наименование нормативного документа,

положения которого были нарушены. В необходимых случаях записи в акте надо

подкреплять копиями (или подлинниками) документов, на основании которых

сделано нарушение или злоупотребление. Составляя акт, проверяющий должен

заносить в него только те факты, которые послужат в последующем для

выводов, предложений рекомендаций, указаний. Не следует загружать акт

второстепенными деталями, описанием однотипных мелких нарушений. Все это

лучше сосредоточить в промежуточном акте, справке, ведомости и приложить их

к основному акту ревизии, изложив в нем основную суть и общие итоги.

В изложении фактов проверяющий должен соблюдать строгую объективность, не

употреблять выражений, свойственных органам следствия или прокуратуры.

Нарушения, установленные путем обследования или анализа, следует заносить в

акт только после фактической и документальной проверки. Недопустимо, когда

в акт заносятся недостаточно проверенные нарушения, которые в последующем

могут быть опровергнуты, или видимые, а не действительные причины

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты