Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций

т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение

этого показателя может ощутимо варьироваться в зависимости от структуры

капитала и отраслевой принадлежности предприятия.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений. Логика расчета этого

показателя основана на предположении, что долгосрочные ссуды и займы

используются для финансирования основных средств и других капитальных

вложений. Коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих

внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами, т. е. (в

некотором смысле) принадлежит им, а не владельцам предприятия.

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. Характеризует

структуру капитала. Рост этого показателя в динамике – в определенном

смысле – негативная тенденция, означающая, что предприятие все сильнее и

сильнее зависит от внешних инвесторов.

Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств. Как и некоторые

из вышеприведенных показателей, этот коэффициент дает наиболее общую оценку

финансовой устойчивости предприятия. Он имеет довольно простую

интерпретацию: его значение, равное 0,178, означает, что на каждый рубль

собственных средств, вложенных в активы предприятие, приходится 17,8 коп.

заемных средств. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении

зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о

некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что не существует каких-то единых

нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от многих

факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования,

сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных

средств, репутации предприятия и др. По этому приемлемость значений этих

коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть

установлены только в результате пространственно-временных сопоставлений по

группам родственных предприятий. Можно сформулировать лишь одно правило,

которое “работает” для предприятий любых типов: владельцы предприятия

(акционеры, инвесторы и другие лица, сделавшие взнос в уставный капитал)

предпочитают разумный рост в динамике доли заемных средств, напротив,

кредиторы (поставщики сырья и материалов, банки, предоставляющие

краткосрочные ссуды, и другие контрагенты) отдают предпочтение предприятиям

с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью.

Оценка деловой активности.

Показатели этой группы характеризуют результаты и эффективность текущей

основной производственной деятельности. Оценка деловой активности на

качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности

данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий.

Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта

рынков сбыта продукции: наличие продукции, поставляемой на экспорт;

репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов,

пользующихся услугами предприятия, и др. Количественная оценка дается по

двум направлениям:

38. степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или

самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их

роста;

39. уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

Для реализации первого направления анализа целесообразно также учитывать

сравнительную динамику основных показателей. В частности, оптимально

следующее их соотношение:

Тпб > Тр > Так > 100%, (1)

где Тпб, Тр, Так – соответственно темп изменения балансовой прибыли,

реализации, авансированного капитала (Бн).

Эта зависимость означает, что: а) экономический потенциал предприятия

возрастает: б) по сравнению с увеличением экономического потенциала объем

реализации возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия

используются более эффективно; в) прибыль возрастает опережающими темпами,

что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек

производства и обращения.

Приведенное соотношение можно условно назвать “золотым правилом экономики

предприятия” (по аналогии с золотым правилом механики”). Однако возможны и

отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует

рассматривать как негативные. В частности, весьма распространенными

причинами являются: освоение новых перспективных направлений приложения

капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т.п. Такая

деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых

ресурсов, которые по большей части не дают сиюминутной выгоды, но в

перспективе могут окупиться с лихвой.

Следует отметить, что такое сопоставление в настоящее время осложняется

искажающим влиянием инфляции.

Для реализации второго направления могут быть рассчитаны различные

показатели, характеризующие эффективность использования материальных,

трудовых и финансовых ресурсов. Основные из них – выработка, фондоотдача,

оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного

цикла, оборачиваемость авансированного капитала.

К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов

предприятия и динамичности его развития относятся показатель ресурсоотдачи

и коэффициент устойчивости экономического роста.

Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала).

Характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств,

вложенных в деятельность предприятия. Рост показателя в динамике

рассматривается как благоприятная тенденция.

Коэффициент устойчивости экономического роста. Показывает, какими в среднем

темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже

сложившееся соотношение между различными источниками финансирования,

фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т.п.

Оценка рентабельности.

К основным показателям этого блока, используемым в странах с рыночной

экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того

или иного вида, относятся рентабельность авансированного капитала и

рентабельность собственного капитала. Экономическая интерпретация этих

показателей очевидна – сколько рублей прибыли приходится на один рубль

авансированного (собственного) капитала. При расчете можно использовать

либо балансовую прибыль, либо чистую прибыль.

Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте, необходимо

принимать во внимание три ключевые особенности этих показателей,

существенные для формулирования обоснованных выводов.

Первая связана с временным аспектом деятельности предприятия. Так,

коэффициент рентабельности продукции определяется результативностью работы

отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций

он не отражает. Когда предприятие делает переход на новые перспективные

технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, значения

показателей рентабельности могут временно снижаться. Однако, если стратегия

перестройки была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся,

т.е. снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как

негативную характеристику текущей деятельности.

Вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие

решения связаны с дилеммой “хорошо кушать или спокойно спать?”. Если

выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение

высокой прибыли, хотя бы и ценой большего риска. При втором варианте

–наоборот. Одним из показателей рисковости бизнеса как раз и является

коэффициент финансовой зависимости – чем выше его значение, тем более

рискованным с позиции акционеров и кредиторов является предприятие.

Третья особенность связана с проблемой оценки. В частности, числитель и

знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены (в

некотором смысле) в денежных единицах разной покупательной способности.

Числитель показателя, т.е. прибыль, динамичен, он отражает результаты

деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за

истекший период. Знаменатель показателя, т.е. собственный капитал,

складывался в течение ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценке,

которая может весьма существенно отличаться от текущей оценки.

Кроме того, учетная оценка собственного капитала не имеет никакого

отношения к будущим доходам. Действительно, далеко не все может быть

отражено в балансе; например, престиж фирмы, торговая марка,

суперсовременные технологии, классный управленческий персонал не имеют

денежной оценки (речь не идет о продаже фирмы в целом) в отчетности.

Поэтому рыночная цена акций может значительно превышать учетную цену. Таким

образом, высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала

вовсе не эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый в фирму капитал; при

выборе решений финансового характера необходимо, следовательно,

ориентироваться не только на этот показатель, но и принимать во внимание

рыночную цену фирмы.

2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

2.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

Финансовый план хозяйствующего субъекта - это документ, отражающий объем

поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и

направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый

период.

Финансовый план необходим предприятию для того, чтобы заранее знать

финансовые результаты своей деятельности и организовать рациональное

движение финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой

стратегией.

Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании

намечаемых расходов по производственному и социальному развитию трудовых

коллективов с финансовыми возможностями предприятия.

В процессе составления финансового плана осуществляется следующее:

40. определяются источники и объем собственных финансовых ресурсов

предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.);

41. изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых

ресурсов за счет выпуска цененных бумаг, получения кредитов, займов,

благотворительных взносов и т.д.;

42. выбираются оптимальные для конкретной ситуации формы образования и

использования фондов денежных средств, взаимоотношений с бюджетом,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты