Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций

цепочки (5);

самостоятельное давление в случае нарушения сбалансированного

финансирования текущих издержек, прежде всего выплаты зарплаты.

Вот почему грамотное управление циклом потока денежных средств многие

специалисты называют хребтом всей финансовой деятельности фирмы.

В оперативном управлении циклом потока денежных средств важное место

отводится специальным форматам. Для этих целей чаще других используется

формат платежного календаря. Важно, чтобы этот документ являлся базой

управления денежными потоками, а проще – с него должен начинаться рабочий

день финансиста и им заканчиваться.

Например, сегодня в России стало модным называть оперативное планирование и

контроль денежных потоков бюджетным управлением. Но это по существу другая

модель. На Западе с давних пор фирмы используют бюджетное управление, есть

стандартные схемы построения и использования бюджетного управления. Их

называют логистикой бюджетирования.

Бюджетирование потока денежных средств — это комплекс мер и инструментов

прогнозирования и систематического регулирования или оперативного

управления кругооборота денежных средств фирмы.

Стандартная схема бюджетного управления предполагает участие в нем большей

части управленческого персонала фирмы. Но эффект от этого достигается лишь

при наличии общей высокой финансовой культуры на фирме. По этой причине

бюджетное управление с огромным трудом внедряется в отечественной практике.

Многие отечественные фирмы предпочитают испытанную в течение десятилетий

схему управления ограниченным числом специалистов, а важнейшим

управленческим документом является платежный календарь.

Построение платежного календаря обычно не вызывает серьезных затруднений,

поскольку это всего лишь свод заранее известных притоков и оттоков денежных

средств во времени, поэтому его часто сравнивают с "бюджетом домохозяйки".

Платежный календарь составляется в разрезе недель, декад, месяцев,

кварталов в зависимости от динамики изменений в хозяйственной жизни фирмы.

Кроме того, важно иметь в виду: периодичность платежного календаря должна

быть синхронизирована с периодичностью реструктуризации цикла потока

денежных средств. Только при этом условии платежный календарь становится

важным документом в повседневной работе фирмы.

3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

3.1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ.

Контроль является составной частью управления общественным

воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и

развиваться без четко организованной системы контроля за производством и

распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни.

В широком смысле контроль – это процесс, обеспечивающий соответствие

функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениями и

направленный на успешное достижение поставленных целей. Основная цель

контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел

в различных областях общественной и государственной жизни, выявить те

факторы и условия, которые отрицательно сказываются на выполнении принятых

решений и достижении поставленных целей.

Контроль дает информацию о том, какие процессы происходят в обществе,

помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специальных

вопросов развития экономики, предоставляет возможность судить о

правильности принятых решений, своевременности и результативности их

выполнения.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной

реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса

формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех

сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой

реализации контрольной функции финансов.

По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций

по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов

хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его

организации.

Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления

финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими

элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное

управление финансами. Посредством финансового контроля проверяется

выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной

деятельности. С другой стороны, результаты финансового контроля

используются в финансовом планировании, в оперативном управлении.

Результатами финансового контроля является выявление различных факторов

экономической жизни (как правило, отрицательных) и количественных

показателей, например: самоликвидация предприятий, замедление реализации

некоторых видов товаров, сокращение ввоза в республику определенных

товаров. Эти факты свидетельствуют о неэффективности установленных форм и

методов реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных

пошлин) и сигнализируют о необходимости их изменения.

Количественные показатели представлены, например, данными о суммах

допричисленных налогов, о величине завышения финансирования бюджетных

учреждений или недостаточного финансирования их. Эти данные наряду с

показателями бухгалтерской, статистической отчетности образуют базы

финансовой информации. Собранная информация анализируется и используется в

прогнозировании, планировании, оперативном управлении финансами. Она

позволяет определить источники и размеры реального увеличения финансовых

ресурсов, направления их более эффективного использования.

Финансовый контроль выступает как механизм обратной связи в цепочке от

постановки целей и задач финансовой политики до получения практических

результатов развития экономики. Полученные в ходе финансового контроля

цифры и факты, их анализ являются основанием для изменения концепции

финансовой политики, для разработки новых прогнозов, планов,

перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений. А

вновь созданные планы, формы и методы реализации финансовых отношений опять

нуждаются в контроле.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы,

укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права,

обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в

законодательном порядке.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы

при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме

фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые

(стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную

стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на

различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер,

поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все

стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности

объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных

взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые

с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и

т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но

и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических

законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения

стоимости валового общественного продукта и национального дохода;

составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового

состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых

ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый

контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

. содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и

размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

. обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств

перед государственным бюджетом;

. выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в

том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

. содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных

ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также

правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

. обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе

в области налогообложения предприятий, относящихся к различным

организационно-правовым формам;

. содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в

том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий,

организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских

структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может

быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных)

мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального

назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и

независимый (аудиторский) контроль. В свою очередь государственный

финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого

объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. В нашей

республике этот контроль осуществляется такими органами, как Комитет

государственного контроля, Государственный налоговый комитет,

Государственный комитет финансовых расследований, Министерство финансов,

Национальный банк, Государственный таможенный комитет и др. Каждый из

названных органов финансового контроля имеет свои функциональные

обязанности и цели.

Комитет государственного контроля – выступает в качестве центрального

органа контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики

Беларусь, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм

собственности законодательства, в том числе в области финансов.

Министерство финансов проверяет правильность составления и исполнения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты