цепочки (5);
самостоятельное давление в случае нарушения сбалансированного
финансирования текущих издержек, прежде всего выплаты зарплаты.
Вот почему грамотное управление циклом потока денежных средств многие
специалисты называют хребтом всей финансовой деятельности фирмы.
В оперативном управлении циклом потока денежных средств важное место
отводится специальным форматам. Для этих целей чаще других используется
формат платежного календаря. Важно, чтобы этот документ являлся базой
управления денежными потоками, а проще – с него должен начинаться рабочий
день финансиста и им заканчиваться.
Например, сегодня в России стало модным называть оперативное планирование и
контроль денежных потоков бюджетным управлением. Но это по существу другая
модель. На Западе с давних пор фирмы используют бюджетное управление, есть
стандартные схемы построения и использования бюджетного управления. Их
называют логистикой бюджетирования.
Бюджетирование потока денежных средств — это комплекс мер и инструментов
прогнозирования и систематического регулирования или оперативного
управления кругооборота денежных средств фирмы.
Стандартная схема бюджетного управления предполагает участие в нем большей
части управленческого персонала фирмы. Но эффект от этого достигается лишь
при наличии общей высокой финансовой культуры на фирме. По этой причине
бюджетное управление с огромным трудом внедряется в отечественной практике.
Многие отечественные фирмы предпочитают испытанную в течение десятилетий
схему управления ограниченным числом специалистов, а важнейшим
управленческим документом является платежный календарь.
Построение платежного календаря обычно не вызывает серьезных затруднений,
поскольку это всего лишь свод заранее известных притоков и оттоков денежных
средств во времени, поэтому его часто сравнивают с "бюджетом домохозяйки".
Платежный календарь составляется в разрезе недель, декад, месяцев,
кварталов в зависимости от динамики изменений в хозяйственной жизни фирмы.
Кроме того, важно иметь в виду: периодичность платежного календаря должна
быть синхронизирована с периодичностью реструктуризации цикла потока
денежных средств. Только при этом условии платежный календарь становится
важным документом в повседневной работе фирмы.
3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
3.1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ.
Контроль является составной частью управления общественным
воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и
развиваться без четко организованной системы контроля за производством и
распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни.
В широком смысле контроль – это процесс, обеспечивающий соответствие
функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениями и
направленный на успешное достижение поставленных целей. Основная цель
контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел
в различных областях общественной и государственной жизни, выявить те
факторы и условия, которые отрицательно сказываются на выполнении принятых
решений и достижении поставленных целей.
Контроль дает информацию о том, какие процессы происходят в обществе,
помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специальных
вопросов развития экономики, предоставляет возможность судить о
правильности принятых решений, своевременности и результативности их
выполнения.
Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной
реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса
формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех
сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой
реализации контрольной функции финансов.
По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций
по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его
организации.
Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления
финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими
элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное
управление финансами. Посредством финансового контроля проверяется
выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной
деятельности. С другой стороны, результаты финансового контроля
используются в финансовом планировании, в оперативном управлении.
Результатами финансового контроля является выявление различных факторов
экономической жизни (как правило, отрицательных) и количественных
показателей, например: самоликвидация предприятий, замедление реализации
некоторых видов товаров, сокращение ввоза в республику определенных
товаров. Эти факты свидетельствуют о неэффективности установленных форм и
методов реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных
пошлин) и сигнализируют о необходимости их изменения.
Количественные показатели представлены, например, данными о суммах
допричисленных налогов, о величине завышения финансирования бюджетных
учреждений или недостаточного финансирования их. Эти данные наряду с
показателями бухгалтерской, статистической отчетности образуют базы
финансовой информации. Собранная информация анализируется и используется в
прогнозировании, планировании, оперативном управлении финансами. Она
позволяет определить источники и размеры реального увеличения финансовых
ресурсов, направления их более эффективного использования.
Финансовый контроль выступает как механизм обратной связи в цепочке от
постановки целей и задач финансовой политики до получения практических
результатов развития экономики. Полученные в ходе финансового контроля
цифры и факты, их анализ являются основанием для изменения концепции
финансовой политики, для разработки новых прогнозов, планов,
перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений. А
вновь созданные планы, формы и методы реализации финансовых отношений опять
нуждаются в контроле.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы,
укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права,
обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в
законодательном порядке.
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы
при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме
фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые
(стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную
стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на
различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер,
поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все
стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности
объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных
взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые
с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и
т. п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но
и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических
законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения
стоимости валового общественного продукта и национального дохода;
составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового
состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых
ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый
контроль; другие направления.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
. содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и
размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
. обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств
перед государственным бюджетом;
. выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в
том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
. содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных
ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также
правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
. обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе
в области налогообложения предприятий, относящихся к различным
организационно-правовым формам;
. содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в
том числе по валютным операциям и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий,
организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских
структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может
быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных)
мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.
3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального
назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и
независимый (аудиторский) контроль. В свою очередь государственный
финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.
Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого
объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. В нашей
республике этот контроль осуществляется такими органами, как Комитет
государственного контроля, Государственный налоговый комитет,
Государственный комитет финансовых расследований, Министерство финансов,
Национальный банк, Государственный таможенный комитет и др. Каждый из
названных органов финансового контроля имеет свои функциональные
обязанности и цели.
Комитет государственного контроля – выступает в качестве центрального
органа контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики
Беларусь, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм
собственности законодательства, в том числе в области финансов.
Министерство финансов проверяет правильность составления и исполнения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21