выявленных нарушений.
После написания акта его содержание необходимо согласовать с лицами,
которые его будут подписывать. После согласования, уточнения,
дополнительной проверки фактов, по которым имеются возражения, текст акта
перепечатывается и подписывается проверяющим, руководителем и главным
бухгалтером ревизируемого объекта. Один экземпляр акта выдается
руководителю проверяемого объекта под расписку на первом экземпляре.
После подписания акта начинается реализация материалов ревизии и проверки.
Она состоит в принятии конкретных мер по устранению выявленных недостатков.
В тех случаях, когда ревизией (проверкой) выявлены серьезные нарушения,
влекущие за собой судебную ответственность, материалы передаются
следственным органам. Ревизия (проверка) считается окончательно завершенной
только после того, когда все выявленные нарушения устранены и виновные
наказаны.
4. ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
4.1. ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
Сегодняшний экономический кризис Беларуси вызван в большей степени
кредитно–банковской политикой страны, которая привела к высокому уровню
инфляции. Высокая инфляция и другие нежесткие меры денежно–кредитной
политики усугубили проблемы в экономике, в том числе экономического роста и
структуры расходов, внешнеторгового баланса, обменного курса,
рентабельности предприятий, финансовой эффективности.
Инфляция, кредиты и банковская система.
Повышение инфляции в Беларуси после обретения независимости было в
некоторой степени вызвано примерно десятикратным увеличением цен на
энергоносители, необходимым для того, чтобы довести их до мирового уровня.
Однако это не объясняет в полной мере, почему с 1990 года цены в Беларуси
увеличились более чем в 50 000 раз. В 1990–1992 годах доля энергии в общих
расходах была очень мала, и даже после десятикратного увеличения расходы на
энергию составляют сегодня только 20% от ВВП. Очевидно преобладание других
факторов.
Реальным источником инфляции в Беларуси было нежелание правительства
осознать необходимость значительного снижения уровня жизни населения в
результате потери рынков экспорта и возрастания цен на энергию после
распада Советского Союза. Некоторые из бывших стран Союза без промедления
сократили расходы в ответ на шок в торговле, вызванный увеличением цен на
энергию. Эти страны смогли заменить экспорт в бывший Союз экспортом на
западные рынки, поддерживая конкурентный обменный курс и поощряя развитие
частных предприятий и реструктуризацию государственных, а также используя
квалифицированную рабочую силу, которая стала чрезвычайно конкурентной по
долларовому эквиваленту заработной платы за счет заниженного курса
внутренней валюты. Быстро предпринятые усилия этих стран по завершению
неизбежного процесса преобразований позволили им за два–три года свести к
минимуму спад экономики и восстановить рост.
Беларусь избрала совершенно иной путь, который обходится населению
чрезвычайно дорого. Задержав процесс преобразований, этот путь вверг
Беларусь в чрезвычайно трудное положение в ее стремлении догнать другие
страны с переходной экономикой. Задержки процесса преобразований привели к
серьезному разрушению основных фондов нации, обесцениванию всех сбережений
населения, накоплению значительного внешнего долга, к потере экспортных
рынков. Единственным способом восстановления уровня жизни в Беларуси
является создание сильной, конкурентной на мировых рынках рыночной
экономики.
В основе инфляции в Беларуси лежат прошлые попытки избежать социальных и
экономических проблем, которые являются неотъемлемой частью перехода от
одной экономической системы к другой. Правительство стремилось смягчить
переход к рыночной экономике, печатая деньги для поддержания уровня жизни.
Основная причина инфляции состояла в постоянных массированных кредитных
вливаниях в экономику. Вскоре этот процесс превратился в порочный круг,
когда инфляция, порожденная последним раундом кредитной эмиссии, уничтожала
ценность этого кредита, вызывая потребность в новых кредитных инъекциях,
что являет собой классический гиперинфляционный цикл.
Правительство оказалось в такой ситуации, имея лучшие намерения. Оно
стремилось помочь предприятиям избежать сокращения рабочих, чтобы ослабить
стресс, связанный с ухудшением уровня жизни. Вместо того чтобы с помощью
жестких бюджетных ограничений заставить убыточные предприятия провести ре
структуризацию, правительство субсидировало их – в основном через крайне
инфляционный механизм выделения Национальным банком рефинансирующих
кредитов банковской системе, которые затем предоставлялись конечным
пользователям в конкретных секторах экономики.
Как видно из рисунка 5, в Беларуси существует высокая степень
взаимозависимости между расширением кредитной массы и инфляцией. Интересно
отметить: ряд людей в Беларуси заявляют, что расширение кредитной массы
потребовалось для компенсации инфляции предприятиям, а предоставление новых
кредитов было необходимо для восстановления оборотного капитала, чтобы
предприятия продолжали работать. Проект "Программы социально–экономического
развития Беларуси в 1996–2000 годах" ("План развития"), утвержденный
президентом в сентябре 1996 года, открыто призывает к проведению более
либеральной монетарной и кредитной политики для стимулирования
экономического роста. Однако мировой опыт ясно указывает на то, что
расширение кредитной массы является причиной инфляции, а не ее результатом.
[pic]
Рис. 5. Беларусь: кредитная эмиссия и инфляция
Дальнейшее увеличение кредитной массы просто еще более усугубляет инфляцию.
Увеличение кредитной массы или чистых внутренних активов – это практически
единственный источник расширения денежной массы в банковской системе
Беларуси, учитывая, что чистые активы в иностранной валюте уменьшаются в
результате роста дефицита торговли и платежного баланса. Как следует из
рисунка 5, как только расширение кредитной массы замедлилось после
начального этапа 1995 года, ежемесячные темпы инфляции значительно
снизились. Беларусь не является исключением из этого универсального
экономического закона, который гласит, что общее расширение кредитной
массы, опережающее рост реального производства, ведет к увеличению
инфляции.
Именно дисциплина правительства в плане контроля над расширением кредитной
массы, а не фиксированный обменный курс, привела к снижению инфляции после
начального этапа 1995 года. Между кредитами, денежной массой, инфляцией и
обменными курсами существует тесная взаимосвязь, но не следует поворачивать
наоборот цепочку причинно–следственных связей. Низкий уровень инфляции и
стабильный обменный курс являются результатом монетарной дисциплины. С
целью поддержания стабильности цен и обменного курса необходим контроль за
расширением кредитной массы. Прилагаемые усилия, такие как постановления о
контроле над ценами, сохранению искусственного коридора обменного курса и
регулированию доступа к иностранной валюте, являются косвенной попыткой
решить это уравнение в обратную сторону. Это меры воздействия на симптомы,
а не на причины. Как таковые, они обречены на провал.
Распределение кредитных ресурсов по секторам экономики.
Из кредитных ресурсов, предоставленных предприятиям, большая часть была
направлена в сельское хозяйство. На самом деле, в то время как доля
кредитов сельскому хозяйству возросла с 7% до 28% от общей кредитной массы
в период с 1992 по 1994 годы, доля сельского хозяйства в ВВП снизилась с
2270 до 1370 млрд. руб. Валовой объем кредитов сельскому хозяйству почти
удвоился в период между последним кварталом 1995 года и первым кварталом
1996 года, что стало возможным благодаря выделению центральным банком
рефинансирующих кредитов коммерческим банкам, в основном Белагропромбанку.
Из кредитов, выданных Национальным банком на конец первого квартала 1996
года, 75% были целевые кредиты, из них 60% направлены в сельское хозяйство
(доля которого в ВВП в настоящий момент – лишь 12%). Резкий контраст этому
составляет промышленность, на долю которой пришлось менее четырех процентов
выданных кредитов, несмотря на то, что доля промышленности в ВВП была в
среднем на уровне 30–35% в течение этого периода.
Очень важно отметить, что дефицит реальных кредитных ресурсов, испытываемый
предпринимателями в сельском хозяйстве и промышленности, невозможно
преодолеть путем простого увеличения кредитной массы. Расширение
кредитования убыточных предприятий обречено на провал само по себе.
Во–первых, инфляция, порождаемая расширением кредитной массы, снижает ее
реальную стоимость. В результате этого, несмотря на огромную эмиссию
кредитных ресурсов в течение последних пяти или шести лет, реальный объем
кредитных ресурсов для предприятий в реальности уменьшился. Во–вторых, так
как основным следствием подобного расширения кредитной массы является
инфляция, то расширение кредитной массы фактически снижает стоимость
оборотного капитала предприятий. Снижается также стоимость доходов,
получаемых предприятиями за уже проданные товары. Из–за подрыва финансовой
мощи предприятий целевое расширение кредитной массы имеет воздействие,
абсолютно противоположное намечавшемуся. Несмотря на то, что целевой кредит
может иметь краткосрочную пользу для отдельного предприятия, в силу
указанных выше причин это наносит серьезный ущерб промышленному сектору в
целом. Когда весь сектор поддерживается за счет целевых кредитов, то
негативные последствия проявляются во всем секторе очень быстро. Более
того, когда используется практика целевых кредитов, то эффективно
работающим фирмам отказывают в кредите, необходимом им для сохранения
объемов производства, что помогло бы снизить инфляционное давление.
Наконец, в силу нарушения принципа жестких бюджетных ограничений, целевой
кредит ликвидирует стимулы для финансовой дисциплины, которая в противном
случае заставила бы фирмы, получающие целевой кредит, повысить
эффективность и конкурентоспособность.
Инфляция и население.
Инфляция последних лет, вызванная кредитной эмиссией, жестоко обошлась с
населением Беларуси. Люди чувствовали временное улучшение по мере того, как
правительство поднимало зарплату для покрытия инфляции. Но сам этот процесс
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21