комиссии, совещания и отчеты. А все это требует времени. Следовательно,
вполне вероятно, что цены не соответствуют затратам к тому времени, когда
наконец принимается и выполняется решение – хорошо известная проблема
регулятивного отставания. Эти проблемы всеобщи и почти неизбежны при всяких
попытках правительства устанавливать цены.
Наилучшим способом решения этой проблемы является создание среды, где
рыночные силы, а не правительство, формируют цены на товары и услуги –
цены, которые точно отражают истинный уровень дефицита, обеспечивая таким
образом максимальную эффективность и рост. Чтобы создать в Беларуси
рыночные основы, которые смогут обеспечить точное формирование цен,
руководству необходимо разукрупнить монополистические структуры и
разукрупнить и сократить государственную собственность.
Самыми серьезными монополистическими структурами в Беларуси, с точки зрения
их влияния на потребителей, являются розничные и оптовые торговые
организации. В процессе их разукрупнения был достигнут определенный
прогресс. Тем не менее местное политическое давление помешало центральному
правительству разукрупнить их так быстро и полно, как следовало бы.
Несмотря на начальный всплеск активности сразу после обретения
независимости, недостаточно сделано по сокращению влияния государства в
розничной торговле. Одним из направлений является разделение торговых
предприятий на более мелкие независимые структуры, ибо это способствует
развитию конкуренции между ними. Например, в Гомеле отделившиеся субъекты
бывшей розничной торговой организации конкурируют друг с другом за счет
лучшего сервиса, большего ассортимента изделий и их доступности.
Однако это не решает проблемы. До тех пор пока демонополизированные
предприятия будут оставаться в собственности государства, на них будет
оказываться определенное давление по формированию цен на товары и услуги
на основе "социальных", а не сугубо экономических факторов. Собственность
государства на оптовые организации также затрудняет поставку товаров в
приватизированные магазины. Даже без открыто выраженных указаний старые
директора государственных организаций часто ощущают свою принадлежность к
той же среде, что и другие подобные им государственные организации, и не
верят в честные намерения и высокое общественное сознание работников
частных магазинов, что приводит к поставке ими товаров другим
государственным предприятиям на управляемой государством основе.
Несмотря на то, что существование крупных и зачастую монополистических
государственных торговых организаций создает проблему для частного
предпринимательства, было бы ошибкой просто приватизировать эти крупные
государственные предприятия. Сначала их необходимо демонополизировать.
Частные монополисты скорее вызовут искажение цен и нанесут не меньший вред
интересам общества, чем хорошо управляемые государственные
монополистические структуры.
Таким образом, только демонополизация или только приватизация сама по себе
еще недостаточна. Необходимо одновременное скорейшее и комплексное решение
обеих проблем. В дополнение к более конкурентному ценообразованию, это
улучшило бы деловой климат, привлекая инвесторов, которые создавали бы
новые рабочие места, смягчая последствия реформирования крупных предприятий
с излишней рабочей силой. Малые предприятия в форме магазинов розничной
торговли являются одним из наилучших возможных способов обеспечения
занятости, в силу того что для создания рабочих мест им нужны небольшие
инвестиции.
Финансовая дисциплина и банкротство.
Цены не имеют экономического смысла, если потребители и производители не
будут платить за то, что они потребляют. Усилия по либерализации цен,
созданию конкурентных рынков, контролю над монополистическим
ценообразованием будут напрасными при отсутствии строгой финансовой
дисциплины. Производители и потребители должны научиться жесткой финансовой
дисциплине и жить по средствам.
В условиях отлаженной рыночной экономики финансовая дисциплина
устанавливается естественным образом. Если предприятие знает, что должно
платить за все сырье и комплектующие, то будет настаивать на том, чтобы
клиенты оплачивали все товары и услуги, получаемые от этого предприятия.
Это оказывает финансовое давление на клиентов, которые, в свою очередь,
будут настаивать на оплате производимой ими продукции. Предприятия будут
добиваться оплаты от клиентов, а рабочие будут настаивать на своевременной
выплате зарплаты, чтобы оплатить свои собственные счета.
Роль банковской системы в обеспечении финансовой дисциплины двояка. Во–
первых, банки должны предоставлять кредиты только в тех случаях, когда
заемщик может предоставить веские подтверждения своей кредитоспособности.
Это существенно отличается от принятой в настоящее время практики работы
многих банков Беларуси – особенно государственных. Эти банки регулярно
используются, как и при советской системе, для передачи субсидированных
кредитов убыточным предприятиям в сельском хозяйстве и промышленности.
Такое кредитование следует немедленно прекратить, так как это полностью
искажает приоритеты и ситуацию в коммерческих банках и заставляет их
выступать в роли экономического субъекта, способствующего расслаблению, а
не усилению финансовой дисциплины. В этом заключается их вторая важная
роль.
Субсидии должны перечисляться напрямую из бюджета субсидируемым субъектам.
Банкам должна быть предоставлена возможность работать на коммерческой
основе. Только предоставляя все кредиты на основании обычных коммерческих
критериев, они смогут обеспечить возвратность кредитов на той же основе.
Когда банку приказывают или разрешают выдавать кредиты по политическим
причинам, банк не в состоянии настаивать на их погашении. Однако, если
кредиты предоставляются на коммерческой основе, то банки имеют все права –
и веские стимулы – настаивать на их возвращении. Чтобы обеспечить
возвратность кредитов, банки должны угрожать применением процедуры
банкротства для своих клиентов.
Банкротство играет важную, но неправильно понимаемую широкими массами роль
в процессе становления финансовой дисциплины и соблюдения строгих
финансовых ограничений в экономике. Угроза банкротства намного важнее, чем
само банкротство. Если владелец предприятия знает, что его предприятие
могут отнять у него при неоплате счетов, он сделает все необходимое для
обеспечения оплаты, чтобы таким образом избежать банкротства. Угроза
банкротства, например, заставит его повысить эффективность производства,
продать неиспользуемые основные фонды и сократить излишки рабочей силы.
Процент предприятий, которые на самом деле объявляются банкротами, в
рыночной экономике фактически очень небольшой. Например, в 1988 году только
0,4 процента предприятий США были объявлены банкротами. Более того, только
0,2 процента всех процедур банкротства были проведены не по инициативе
предприятий. Большинство банкротств проводится по инициативе самих
предприятий для обеспечения защиты от кредиторов при реорганизации, которая
позволит вернуть долги кредиторам за счет будущих доходов реорганизованной
фирмы.
Субсидии и социальная защита.
Правительства многих стран попадают в капкан искажения цен в тщетной
попытке "защитить народ". Они контролируют цены на хлеб, молоко, жилье и
энергию во имя "социальной справедливости". К сожалению, правительство
Беларуси не является исключением, и это привело к серьезному искажению цен
на эти товары и услуги. Эти искажения приводят к неэффективному,
расточительному использованию ресурсов, которые в конечном итоге обходятся
потребителям дороже, чем если бы они изначально оплачивали полную стоимость
их производства.
Снижение эффективности вследствие занижения цен является вполне
естественной и рациональной реакцией на плохую политику в области
ценообразования. Например, низкая эффективность использования энергии на
предприятиях и в домах в Беларуси была вполне рациональной реакцией на
низкие цены на энергию в бывшем Советском Союзе. Зачем тратить
дополнительные средства на изоляцию и энергосберегающее оборудование, если
энергия почти ничего не стоит. Сейчас цены на энергию корректируются, и это
ведет к инвестициям в ресурсосбережение и повышение эффективности ее
использования. Однако предстоит еще много сделать, чтобы полностью
переложить затраты на потребителей – как промышленность, так и население –
и в полной мере обеспечить эффективное использование энергии.
Цены на некоторые сорта хлеба в Беларуси сейчас занижены и это также
приводит к большой расточительности в его использовании. Например,
сообщалось о том, что фермеры в Солигорском районе кормили хлебом
крупнорогатый скот и свиней, так как цена на хлеб была ниже стоимости
зерна, используемого для выпечки хлеба. С точки зрения фермеров,
скармливание хлеба животным – здоровое экономическое решение, принятое с
учетом относительных низких цен на хлеб и зерно. Однако не может быть
надежды на восстановление экономического роста и достижение его
максимальных показателей в Беларуси, если такая расточительность
сохранится.
Малоимущие действительно нуждаются в помощи, особенно во время переходного
периода, однако искажение цен на такие ценные товары, как хлеб и энергия –
неэффективный подход к решению проблемы, по следующим причинам:
1) искусственно низкие цены приводят к расточительному их использованию;
2) цены не способствуют расширению производства, порождая дефицит, что на
практике может привести к повышению себестоимости и, тем самым, разницы
между себестоимостью и ценой;
3) большинство субсидий, необходимость в которых вызвана искусственно
низкими ценами, имеют плохую адресность, в результате чего ими пользуются
как богатые, так и бедные. Так как богатые зачастую потребляют больше
бедных, то богатыми используется больший объем субсидий, нежели бедными. В
результате этого субсидии увеличивают, а не уменьшают разницу в доходах.
Например, искусственно низкие цены на электричество одинаковы как для
богатых, так и для бедных семей. Однако, владея кондиционерами,
электрообогревателями, холодильниками и электроплитами, богатые семьи
пользуются субсидией в ее абсолютном выражении в значительно большей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21