Налог на прибыль наряду с НДС явл-ся составным элементом налоговой с-мы Укр
и служит инструментом пераспр-ия НД. Налог на прибыль пп-й явл прямым, т.е.
его окончательная ( полностью зависит от конечненого фин результата.
Он исчисл-ся на основе закона Укр “О налогообл-ии прибыли пп-й”
Плательщиками налога на приб явл:
- субъекты предпринимат деят-ти, бюдж орг-ции в части осуществл хозрасч
деят-ти, банки (кроме НБУ и его учреждений), являющиеся юр лицами согласно
законод-ву Укр, междунар орг-ции, кот не польз иммунитетом и дипломат
привилегиями и осущ предприним деят в Укр;
- филиалы, отделения и другие обособл подразд-ия налогоплательщиков,
указанные выше, кот сост отдельн баланс и имеют р/с (текущий);
- нерезиденты, кот осущ предприним деят-сть через постоянные
представительства, расположенные на Укр;
- нерезиденты, кот осущ репатриацию прибылей, полученных на Укр.
Объектом налогообложения явл балансовая прибыль налогоплательщика,
увеличенная на:
- ( убытков по товарообменным операциям при реализации прод-ии (работ,
услуг), осуществл по ценам ниже обычных,опред-ых законод-ом;
- ср-ва фондов, созданных налогоплательщиками за счет c/c прод-ии, использ
ими не по целев назнач;
- ( средств, включая валютные ценности, стоимость мат ценностей и немат
активов, включая корпоративные права и ценные бумаги, полученные
налогоплательщиком от других субъектов предпринимательской деятельности на
собственные нужды безвозмездно или в виде безвозвратной финансовой помощи
или не учтенных в реализации.
Прибыль пп-й, включая предприятия, учрежденные на собственности отдельного
гражданина Укр, облаг-ся налогом по базовой ставке 30 %.
Прибыль от посреднических операций, аукционных торгов материальными
ценностями (кроме ценных бумаг, корпоративных прав, валютных ценностей и
других видов финансовых ресурсов) облагается налогом по ставке 45
процентов.
Прибыль от проведения лотерей (кроме государственных), от казино, других
игорных домов (мест), игровых автоматов с денежным выигрышем и иного
игорного бизнеса облагается налогом по ставке 60 процентов.
От уплаты налога освобождаются:
- пп-я ( с прибыли, получаемой от пр-ва сельхоз продукции и продукции ее
переработки на собств перерабатывающих мощностях, включая межхоз пп-я, за
исключением прибыли, получаемой от цветочно-декоративного растениеводства,
производства спирта, ликеро-водочных изделий, пива, меховых и табачных
изделий, виноматериалов;
Прибыль пп-й и орг-ций агропром комплекса по обслуживанию сельхоз пр-ва
облаг налогом по ставке 15 %.
Уплата налога на прибыль произв-ся в безнал порядке в сроки, установленные
действ законод-ом. Пп-я с иностр инвестициями могут уплачивать налог в
инвалюте по курсу НБУ, действующему на дату получения дохода.
№43. Сущность подоходн налога
Плательщиками подоходного налога явл-ся физ лица как имеющие, так и не
имеющие постоянного места жительства в Укр. Объектом налогообложения у
граждан, имеющих пост место жит-ва в Укр явл совокупный доход, полученный в
календарном году на территории Укр, в ее эк зоне и за пределами Укр как в
ден (национальной или иностр валюте) так и в натур форме. Доходы граждан,
не имеющих пост места жит-ва в Укр, подлежат обложению налогом, только если
они получены на территории Укр. В состав совокупного дохода граждан включ
также ( мат и соц благ, предоставл-ых пп-ми персонально своим работникам.
В совокупн годовой доход не включ:
- гос пособия по соцстраху и соцобеспечению, а также др виды помощи в ден и
натур форме, оказываемые из средств благотворительных, внебюдж и экологич
фондов
- все виды пенсий
- суммы, полученные работниками в возмещение ущерба за ухудшение здоровья,
связанное с исполнением ими своих трудовых обязанностей
- выходные пособия, выплачива-емые при увольнении
- компенсационные выплаты раб-ам
ЦИФРЫ !!!!!
ПП-я, учреждения, организации, физ лица, зарегистрир в качестве
предпринимателей, обязаны подавать в органы ГНИ декларацию о доходах, на
основании которой они уплачивают подоходный налог. Работники налоговых
органов обязаны контролировать своевременность подачи декларации о доходах
и тщательно проверять полученные материалы на основании имеющихся у них
сведений. Налоговые органы должны производить обследование деят-ти граждан,
в отношении которых имеются сведения о получении ими доходов не от работы
на пп-ях, в учреждениях и организациях. В целях выявления граждан,
извлекающих доходы, кот подлежат налогообложению, налог органы осущ прверки
также в местах реализ-ии изготовляемых изделий или оказания услуг.
За несвоврем перечисление подох налога за своих работников независимо от
наличия ден ср-в на счетах пп-й взыскивается пеня в установл размере за
каждый день просрочки. С физ лиц, зарегистрированных в качестве предприн-
ей, пеня взыскивается на основании платежного извещения, вручаемого им
налог органом по результ проверки.
В случае установления фактов перечисления пп-ем или организацией сумм
налогов за своих работников, указанные суммы включ в состав облагаемого год
дохода этих лиц.
№44. Фин-ы пп-й как осн звено фин системы Укр
Ф-ы пп-я явл составн частью фин с-мы. Они отраж ден отн-ия, кот возник в
проц кругооборота осн и обор ср-в при пр-ве и реализ-ии прод-ии или услуг,
а также при создании и исп ден фондов пп-я. Посредством рац организации фин
на пп-и обеспеч непрер кургооборот ден ср-в, их своеврем поступление на
счета пп-я, правильн распр по источникам и цел назначению и использ-ию
этих ср-в. Т.о. вся произв-комм. деятельн пп-я пронизана фин и ден отнош-
ми, кот позвол создавать необх прод и услуги, формир-ть конкр ден фонды и
развивать техн базу пр-ва. К таким фондам отн - фонд з/п, фонд
потребления, фонд дивидендов и др. Сущность фин пп-я явл создание и
использ-ие ден.доходов и фондов для обесп-ия конечн результ хоз деят-ти пп-
я. Фин предпр м.б. охаракт. с точки зр гос. предпр., АО, частн. пп-я,
арендн пп-я и др. разл. форм собств-ти. В завис от отраслей н/х разл фин
пром, с/х, транспорта, стр-ва, торговли и т.д.
Фин пп-й явл основ звеном фин с-мы в той связи, что здесь производится ВВП
и НД общества за счет кот. формир. доходы гос. и местн. бюджетов. Фонды ср-
в гос. и банк. кредита, такие фонды: Пенс Ф, фонд черн, Ф занят-ти, Фонд
охр труда, Устойч фин сост пп-й - это основа фин стабильности всей с-мы,
т.к. подавл часть фин рес отраслей (>80%) нах. в обращ-ии на пром пп.
Сущн фин. пп-я раскр в их функциях: 1. распред, 2. контрольная (соде-ржание
токае же, как и в ф-ции фин.
Осн задачи, кот стоят перед фин. службами сводятся к след: 1. анализ фин.
-хоз. и ком деят предпр. ; 2. мобил. фин ресурс, необход для обесп
процессов пр-ва и реализ прод. 3. составление бизнесс-плана, 4.
кредитование, 5. мобилизация ист. расширения пр-ва, т.е.кап. влож и
ремонта, 6. поиск путей увеличения приб и рентаб пр-ва. 7. осущ расчетов и
платежей с поставщ, потреб и орган. фин-кред. с-мы. 8. осущ-е контроля за
эфф. использ. ден. фондов. Общие принципы орган. финансов:1. демократиз.
фин отношений, 2. плановость, 3.ком. расчет и самоокупаемость, 3. распредел
ср-в на собств. и заемные и создание резервов.
Принцип демократиз означает. рац. сочетание гос. управл. финансов поср.
фин. решений с оперативной самост. предпр. Гос. регул. использ. в след.
направл: 1 налог. и финансово-кредитная политика, включя разработку налог.
ставок, льгот и санкций, процент по гос. кредиту, разработку цен и
принципов ценообр., установление вал. курса и др. фин. операц. 2.
приобретение гос. имущества, создание с-мы резервов ( лизинг, разраб соц-
экон норм и нормат). 3. Научно-техн. и соц программы.4. гос заказы и гос
договоры на выполнение конкр работ. 5. дотации и субвенции, предоставл.
отд. предпр. гос-ом. Самостоятельность предпр проявл. в том, что предпр.
самост. планирует V и номенклатуру произв. продукции, определяет
перспективы развития производства, исходя из спроса на продукцию, а также
необходимости обесп. трудящихся соц.-куль услугами и повышение доходности
предпр. Основу планирования предпр. сост. заказы и договоры, закл. с
потребителями изделий и с поставщ. мат.-техн. ресурсов. При этом предпр-е
№44. (продолжение)
сомост. реализует продукцию, распред. чистую прибыль и осущ. ВЭД. 2 принцип
заключается в том, что форм. всех видов дохода и ден. фондов, инвест. осущ.
на основе годовых и тек. произв. и фин. планов. Плановость закл. также в
стабильности норм и нормативов, а также в условиях марк. работы. Комм.
расчет и самоупр. закл в том, что предпр. само обесп. себя и добивается мах
прибыли при мин. затртах на пр-во.
Распр. ср-в на собств и заемные ср-ва обусл. тем, что предпр. не м.б.
обеспечено собств ОбС полностью в размере год. произв. программы, т.к. во
времен. период могут возникнуть излишки фин. ср-в, а в какой-то -
недостаток. Поэтому предпр покрывают часть нормтива собств. ср-в за счет
заемных ср-в, таких как средства банка, а также создают резервн. фонды
ликвидации врем фин. затрудн.
№45. Осн фонды пп-я, их состав и показатели эффек-ти использ-ия
Для осущ коммерч деят любое ппп-е располагает осн фондами и обор
срдствами. Осн фонды - это совокупность мат ценностей, кот многократно
участвуют в процессе пр-ва, сохраняя свою натур форму и постепенно
переносят свою ст-ть в виде аморт. отчислений на гот прод. По характеру осн
фонды подразд на: осн произв (ОПФ) и непроиз фонды. ОПФ: строения,
сооружения, оборудование - 64%, машины, механизмы и приспособления - 16%,
трансп. ср-ва - 4%. Непроизв. фонды - жилье, дома, дет сады, кот. непоср в
процессе пр-ва не участвуют. Различают физический и моральный износ ОФ. Физ
износ - это потери их ст-ти вследствие матер. изнашивания в процессе
эксплуатации или утраты их ст-ти вследствии плохой сохранности. Моральный
износ - удешевление пр-ва такиж же ср-в пр-ва или появление более
производимых машин подобного класса. Денежное выражение ст-ти изношенного в
процессе эксплуат. оборудования наз. аморт. отчислениями. Это есть элемент
с/с-ти продукции и после ее реал. возвращается в ( выручки. Сущ. з метода
оценки ОФ: 1. первоначальная ст-ть, кот. отражает все затраты на приобрет.
или строит. ОФ; 2. восстанов. ст-ть, т.е. это ст-ть воссоздания ОФ в
современных условиях; 3. остаточная ст-ть, кот. отражает первон. ст-ть ОФ с
учетом их износа, т.е. аморт. отчислений. Сущ. ряд показателей эф-ти исп.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17