перестройке эк-и, содержанию органов управления и др, кажд из которых имеет
самост значение. Все напр-ия и виды расход-ия обесп-ся необх источниками
финансир-ия, кот-ми могут быть собств ср-ва субъектов хозяйст-ия, кредиты
банков, гос или частные инвестиции, бюдж ассигнования. Определ конкр
источников финанс-ия (собств, заемные или бюдж-ые) должно произв-ся в проц
бюдж планирования.
Важн особен-тью бюдж процесса явл то, что бюдж планир всегда бывает
конкретным и адресным, и имеет в своей основе конкретных исполнителей (юр
лиц). Поэтому расходн часть бюджета предст собой свод бюдж назначений
конкретным министерствам и управлениям (отделам) исполнит комитетов местн
органов власти. Эти назначения носят название бюдж кредитов - это ср-ва,
предоставляемые министерствам, ведомствам, объединениям, отделам исполкомов
местных советов на цели, предусм-ые фин планом или сметой. Он имеет строго
целевое назначение и предоставл-ся в завис от наличия средств на текущем
счете соответств бюджета, с учетом действит потребн-ей в бюдж ассигн-ях и
освоения ранее отпущ-ых ср-в.
Открытие бюдж кредитов фин органами происх путем перечисления бюдж ассигн-
ий, принятых на год, на счета главных (руководителей министерств, ведомств,
объединений, отделов исполкомов местн советов, распределяющие бюдж ассигн-
ия между нижестоящими распорядителями кредитов - между руководителями
подчиненных органов и подведомственных пп-й, орган-ий, учр-ий)
и нижест распорядителей кредитов.
Гл распорядители кредитов имеют право раходовать бюдж ср-ва на содержание
возглавл-го ими учреждения, на централиз меропр-ия, осуществл-ые непосредст-
но этим учр-ем, а также распределять предост-ые им бюдж ассигн-ия между
нижестоящ распорядителями кредитов.
Нижестоящ распорядители могут использ-ать выделенные им кредиты для нужд
собств-ых (подчи-ненных им) учреждений и распределять кредиты между ними.
Открытие кредитов предст собой документ оформление фактич права гл
распорядителей кредитов расходовать с бюдж счетов в учреждениях банков
средства, выделенные по соответствующ бюджетам.
Кажд бюдж кредит имеет строго целев назнач. Обязат услов открытия кредита
явл наличие утвержд-ых фин планов для хоз субъектов и смет затрат для бюдж
учреждений. Кредиты открыв отдельно на кажд раздел, характериз ту или иную
отрасль (медицина, просвещение, упр-ие, прокуратура и суд и др).
№35. Сущность гос доходов. Осн статьи доходов госбюджета Укр
В составе централиз госдоходов гл место занимают доходы бюджета, за счет
которых обеспеч-ся решение эк и соц задач развития обществ пр-ва.
Под доходами госбюджета понимают эк отношения, возникающие у гос-ва с пп-
ми, фирмами, корпорациями, банками, страх организ., фин компаниями, а также
с гражданами, в проц формир-ия централиз бюдж фонда страны. Формой
проявления этих эк отношений служат разл виды платежей пп-й, организаций и
населения в госбюджет, а их мат-веществ воплощением - ден ср-ва,
мобилизуемые в бюдж фонд. Бюдж доходы, с одной стор, явл результатом распр-
ия стоимости общест продукта между разл участниками воспроизводств
процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распр-ия
сконцентрированной в руках гос-ва стоимости, ибо последняя использ-ся для
формир-ия бюдж фондов территор-го, отраслевого и целевого назначения.
Состав бюдж доходов, формы мобилизации ден ср-в в бюджет зависят от системы
и методов хозяйст-ия, а также от решаемых обществом эк и соц задач.
Доходная часть госбюджета Укр формир-ся за счет налогов и неналоговых
поступлений. В соотв-ии с законом Укр “О системе налогообл-ия” в Укр
взымаютя:
А. Общегос налоги, сборы и др обязат платежи: 1) НДС, 2) акцизн сбор, 3)
налоги на прибыль пп-й, 4) подоходный налог с граждан, 5) гос пошлина, 6)
плата за землю, 7) плата за специ ипольз-ие прирдн рес-ов, 8) взносы в фонд
содейст занят насел, 9) взносы в Ф Черн, 10) взносы в пенс Ф, 11) взносы в
гос иннов Ф.
Б. Местн налоги, сборы и др обяз платежи.
Доходная часть бюджета не явл величиной постоянной. Так, с 1990 по 1995 г.
доходы бюджета, выраженные в абсолютном значении и в %-ах к валов. внутр.
прод. (ВВП) существенно менялись. За этот период произошло значит повышение
уд.веса доходов бюджета в ВВП.
Структура доходов госбюджета также претерпела существенные изменения. Из
года в год происходит усложнение структуры дох.бюджета за счет пополнения
его новыми видами налогов , сборов и платежей, а также неналог.
Поступлений. Так, в 1995 г. в доходную часть бюджета внесены новые статьи
дохода - плата за спец.использ.недр при добыче полез.ископ., рентная плата
за нефть и газ., кот.добываются на Украине, поступления от реализации
драг.металлови т.д.
Из всех статей доходов гос бюджета Укр в последние годы занимают налоги. В
структуре налогов первостеп знач имеет НДС; также все большую роль играет
акцизный сбор, налог на прибыль, земельный налог.
Однако, наблюдается устойч тенденция к сокращению доли налогов в общем V
доходов госбюджета Укр. Вместе с тем возрастает знач неналоговых
поступл.:доходов от ВЭД, платы за использ водных и др природ рес-ов, недр
страны, рентной платы, что способствует бережному отношению к нац богатству
страны. Также в доход части бюджета выдел целев гос фонды (указанные выше).
Фонды имеют целевое назначение, т.к. в той же сумме, в кот.они поступают в
бюджет, они расходуются на определенные цели.
№36. Сущность гос расходов. Осн направления расхода бюдж ср-в
Расходы госбюджета - это эк отн-ия, проявл-ся в обществе в связи с рапср-ем
фонда централиз ден ср-в гос-ва и его использ-ем по отрасл, целевому и
регион назначен. В расходах бюджета находят свое выраж две стороны единого
распред-го процесса: расщепление бюдж фонда на составн части и формир-ие
ден фондов целев назнач-ия у пп-й, орг-ий и учр-ий мат пр-ва и непроизв
сферы, получ-их бюдж ассигн-ия. С целью выяснения роли и знач многообр бюдж
расходов их классифицируют по опред признакам: по роли в обществ воспроиз-
ве; обществ назначению; отраслям пр-ва и видам деят-ти; целевому
назначению.
По роли в обществ пр-ве расходы госбюджета подразд на две части: одна
связана с развитием мат пр-ва, совершенс-ем его отрасл структуры, др
использ на содержание и дальнейш развитие непроизв сферы. С пом бюдж
расходов гос-во может регулир распр-ие ср-в между мат пр-ом и непроизв
сферой в соотв-ии с потребностями в обл эк и соц развития: оказывать
стимулир воздействие на развитие приорит отраслей эк-и и видов производств,
осуществлять структурную перестройку обществ пр-ва, добиваться ускорения
НТП, перетворять в жизнь инновац политику и т.д. Бюдж расходы в силу
перераспред-ых ф-ций бюджета играют реш роль в гос обеспечении и гос
регулировании эк-и страны.
Группировка расходов по их обществ назначению непосредственно отраж
выполняемые гос-ом ф-ции: политич, эк, соц, оборонные и т.д. В соотв-ии с
обществ назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на группы:
1) н/х, 2) соц-культ меропр-ия, 3) оборона, 4) управление, 5) внешнеэк деят-
ть, 6) соц защита населения.
В основу отраслевой группировки расходов бюджета положено общепринятое
деление эк-и на осн отрасли и сферы деят-ти. Исходя из этих принципов
расходы в произв сфере подразд-ся на развитие промышл-ти, с/х, транспорта,
связи и т.д.; в непроизв сфере - по отраслям и видам обществ деят-ти - на
образование, медицину, науку, соцзащиту насел, госуправление и др.
Отраслевое деление расходов позвол регулировать межотрасл пропорции в распр-
ии бюдж ассигн-ий и, корректируя их, добиваться необх сдвигов в отрасл
структуре общест пр-ва.
В бюдж процессе Укр сохран-ся целевое назначение выделяемых ассигн-ий, кот
отражают конкр виды затрат, финансируемых гос-ом. Так, в составе расходов
на н/х выдел-ся затраты на капвложения, дотации, операц расходы. Классиф-ия
расходов по целевому назначению явл-ся предпосылкой для осущест-ия фин
контроля за использ-ем фин ср-в.
Наряду с эк классиф-ей существует организац группировка госрасходов. В ее
основе лежит распр-ие ассигн-ий по целевым программам и уровням управления.
В госбюджете Укр выдел-ся ср-ва на финансир-ие нац космической программы,
нац программы исследования и использ-ия ресурсов Азово-Черноморского
бассейна, нац программы улучшения безопасности, произв сферы и др.
В соотв-ии с уровнем госуправления расходы консолидир-го госбюджета Укр
делятся на: расходы госбюджета, расх бюджета авт респ Крым и расх местн
бюджетов.
№37. Осн доходные источники местных бюджетов
Сущность функцион-ия внутрибюдж отношений позаол определить местн бюджеты
(МБ) как совокуп-ть форм организации бюдж отн-ий, посредством которых часть
бюдж ресурсов гос-ва направл в распоряж местных органов власти для обесп-ия
ф-ций управления местным сектором эк-и страны. К МБ в Укр относятся:
бюджеты областей
бюдж городов респ подчинения
-----областного подчинения
---- районного подчинения
бюджеты районов (в городах)
сельск и поселковые бюджеты
Все доходы МБ дел на 2 группы: закрепл-ые (собств) и регулирующие.
Закр доходы характериз тем, что они направл в тот или иной вид бюджета в
завис от ведомств подчиненности хоз-ва и с учетом террит признака поступлен
ден ср-в. К числу закрепл источников относ налог на прибыль пп-й, нах-ся в
коммун собств-ти, мест.налоги, сборы, платежи и др.
Регулир дох - дох, поступ в различн звенья бюджетов в соотв-ии с %-ми
отчислений,устанавл-ми для данного бюджета. К ним относ отчислот НДС,
налога на приб пп-й, подох.нал.с граж. и т.д. Состав и размеры отчисл.от
общегос.налогов , сборов и платежей, поступающ. В МБ, опред ВС Укр.исходя
из соотв соц-эк нормативов, бюдж обеспеч-ти терит-ии и сост-ия мест источ
дох.
Источниками доходов МБ явл.:
1.Общегос.налоги, сборы и платежи:
1) НДС, 2) нал на приб.пп-й и орг-й всех форм собств-ти; 3) акцизный сбор;
4) подоходный налог с граждан; 5) плата за землю; 6) налог с владельцев
транспорт.средств; 7) гос.пошлина; 8) плата за воду; 9) налог на промысел
2.Мес налоги, сборы и обяз платежи:
1) гостинич.сбор; 2) сбор за парковку автомоб; 3) рыночный сбор; 4) сбор за
выдачу ордеров на квартиру; 5) курортный сбор; 6) сбор за участие в бегах
на ипподроме; 7) налог с рекламы; 8) коммунальный налог; 9) сбор за право
проведения фото- и киносъемок; 10) -----аукционов; 11) сбор за выдачу
разрешения на размещ.объектов торговли; 12) налог на продажу импортных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17