ия ф-ций фин менедж-та найти выход из этой ситуации (возможно,
единственный).
№11. Ф-ии фин-ов в обесп обществ воспроиз-ва
Фин-ы явл. инструментом стоимостн распр.; их специф назначение состоит в
том, чтобы распр. и перераспр. ст-ть ВВП, выраженную в ден форме между
разными субъектами хоз. и направлениями целевого исп.. Сущность ф-ов как
категории проявл-ся в конкр функциях фин-ов:
1. Распред-ая. Через эту ф-цию реал обществ назначение фин-ов - обесп-ие
каждого субъекта хоз. необход. ему фин. ресурсами, исп. в форме ден. фондов
спец. целевого назнач. Объектами действия этой ф-ции выступают ст-ть СОП и
НД. С пом распред.функции осущ. 1. первичное распр-ие СОП на c+v+m на ст-ть
возникающих ср-в пр-ва с, v,m. После первичн распр-ия СОП и в частности
перераспр-ия вновь созданной ст-ти. Такое перераспр. происх за счет
взымания налогов идуших в центр. ден фонды НД=m’+m+v, где m’идет в
гос.бюджет, m остается на пп v - частично перераспр за счет под. налога,
часть идет в гос и местн бюдж.
Кроме того за счет фин-ов осущ. перераспр-ие ден ср-в м/у различн отраслями
эк-и (произв и непроизв); внутри этих отраслей также осущ территор распр-ие
фин рес-ов. Речь идет о бюдж ассигнованиях, выделяемых в слаборазв. экон
районы.
Через фин-ы осущ возд. на все без исключ сферы общ. пр-ва. Сюда относится
возмещ стоим-и потр. ср-в пр-ва и образование доходов и фондов в различн
формах. Распред ф-ия фин-ов заключ и в том, что создаваем с пом фин-ов
внебюдж. фонды, бюдж. ресурсы, страх фонды позвол устранять отриц
последствия, возник вследствие диспропорций в развит отд отраслей эк-и.
Распр ф-ция фин закл и в том, что с ее пом осущ дифференц фин доходов нас-
я. В усл рынка дифф наглядно проявл в том, что уже обозначились довольно
разл соц группы насел. В этом нюансе проявл-ся и философия и политика фин-
ов. Хотя фин-ы и явл-ся элем-ом базиса, они связаны с элементами надстройки
с проведением опред политикии гос.
2. Контрольная.Основу контр ф-ции фин сост движение ден рес, происход как в
фондовой и во внефондовой формах. Контр ф-ция осущ в проц форм, распр-ия и
исп разл видов ден. фондов. Их форм-ие, фин контроль осущ в проц взыман
разл видов налогов и налог платежей, мобил-ии др источников доходов,
определении налогообл. базы, установление сроков поступлен доходов. При
расход-ии фондов фин контроль обесп оценку эфф. исп-ия ср-в, а также их
соответсивие целевому назнач-ию, особенно в обл бюджета. Важно отметить,
что фин контроль также осущ за пр-ом, распред и потребл СОП и его
важнейшего компонента НД, а также за соблюдением конкр пропорций, складыв-
ся в проц перераспр-ия НД. Инструментов реализ-ии контр ф-ции выступает фин
информ-ия, кот отраж-ся в фин показателях, имеющихся в бухг., статистич и
оперативной отчетности. Хотя фин. показатели явл разновидностью стоимостных
показателей, их особенность закл. в том, что им присущ синтетический
характер, отражение различных сторон хозяйственной деятельности предпр,
орагнизации. С контрольной функцией напрямую связано понятие фин.
дисциплины.
№11 (продолжение)
3. Функция обесп. сущ гос-ва ставит своей задачей создание мат.-фин. базы
функц. гос-ва, а именно содержание аппарата управления страной,
президентской власти, законодательнй и исполнительной власти,
правоохранительных и там. органов, налоговых служб, т.е. содержание тех
стр-р, без которых не представляется выполнения гос. своих политич, экон и
соц. функций. Эта функц. осущ. за счет гос. бюджета, где на эти цели
приходится от 6,5 до 9,5% в зависимости от того или иного года. Важное
значение имеет также фин-ние ВЭД Укр: соедржание за счет бюдж. дипломат.
представительтств Украины, взносы в межд. организации , членом которых
является Украина и т.д. На этих цели гос-во трати т от 3 до 7% расходов
гос. бюдж.
4. Социальная ф-я фин. наибеолееярко проявляется в совр условиях, в период
перехода к рын. экон. Сейчас появилась принц. новая группа расходов. гос.
бюджета - соц. защита населения, соц. обеспечение. Однако соц. ф-я фин.
сводится не только к поддержке малообесп слоев населения, но и к содержанию
учреждений непр. сферы.
№31. Контроль за исполнением бюджета и его значение.
Контроль за исполнением бюджета осущ-ся соответственно Верх советом Укр,
Верх советом респ Крым, местными советами народных депутатов, которые
самостоятельно определяют организацион формы осущест-ия такого контроля.
Органами гос исполнит власти и исполнит органами местных советов народных
депутатов вместе с органами Минфина Укр осущ-ся контроль за состоянием
поступления доходов в соответствующий бюджет, средств внебюдж фондов и
правильным использ-ем пп-ми, учрежд-ми и орган-ми выделенных им бюдж
ассигнований, средств внебюдж фондов.
Органы гос исполнит власти и исполнит органы местных советов народных
депутатов высшего уровня осуществл надзор за ходом исполнения бюджета,
исходя их требований действующего законодат-ва, решений органов гос
исполнит власти высшего уровня, принятых в рамках их компетенции.в случае,
если субвенции, выделенные бюджету нижестоящего территор уровня не использ-
ся в установл срок или использ-ся не по целевому назначению, субсидирование
прекращается, а выделенные ср-ва подлежат возврату в бюджет, из которого
они были получены.
Минфин Укр несет персональную ответственность перед Верх советом Укр за
соблюдение закона “О госбюджете Укр”. Минфин Укр обязан немедленно
информировать Верх совет Укр о всех случаях нарушения органами гос исполнит
власти исключительного права Верх совета устанавливать налоги и определять
законность использ-ия бюдж средств.
№12. Сущность фин политики
В любом цивилиз обществе правит-во использует фин отн-ия для достижения
определ целей, для осуществления своих функций и задач. В этой связи фин
политика выступает активным орудием воздействия гос-ва как на эк интересы
разл-ых слоев нас, так и общества в целом.
Сущность фин политики состоит в разработке научно обоснованных концепций
развития фин-ов, определнии осн направлений и способов исп-ия фин-ов на
длительную перспективу и на текущ период с учетом целей эк и соц политики
гос-ва, междунар факторов обществ развития, возможностей увеличения фин рес-
ов страны, а также в осуществлении практич действий, направл на достижение
конкр целей.
Фин политика не представляется без присущих ей противоречий или конфл
ситуаций. На гос уровне такое противоречие возник при разработке и
построении госбюджета. Ведь для расширенного общес воспроиз-ва необх
увеличение хоз расходов, которые ограничены объемом доходов бюджета. Здесь
возникает противоречие при форм-ии доходной и расходной статей бюджета, кот
проявляется в том, что увеличение расходов регул-ся лимитируемыми объемами
налоговых поступлений. Задача успешной фин политики состоит в том, чтобы
реально учитывать возникшие противоречия и находить границы и способы их
разрешения.
№13. Страт и тактика в фин полит
В завис от длительн периода и характера решаем задач фин политика подразд
на фин стратег и тактику.
Фин стратегия это долговрем курс фин политики, расчитанный на длит
перспективу решения крупномасшт задач, определяемых эк и соц стратегией
правит-ва. Здесь прогноз-ся осн тенденции развития фин-ов, опр-ся факторы,
оказывающие решающее влияние на это развитие, формир-ся концепции исп-ия
фин-в,
обосн-ся принципы оранизации фин отн-ий, произв-ся выбор долговрем целей,
разраб целей фин программ.
Фин тактика связана с решением конкр задач, стоящих на определенном этапе
развития общества и реализ-ся путем своевременного изменения фин отношений,
маневрирования фин ресурсами, перегруппировкой ден средств. Решающую роль в
фин стратегии при преодолении фин-го и эк кризиса в Укр играет бюджетный
процесс. Речь идет о том, чтобы в законе “О бюдж системе Укр” более четко
выразить отношения между гос-ом и местными бюджетами в части распределения
и перераспределения налогов и других платежей.
№14. Цель фин политики в Укр
Целью фин политики явл-ся наиболее полная мобилизация фин рес-ов страны,
необх для удовлетв постоянно растущих потребностей общества. Сюда относятся
политика инвестирования, развития инновац процессов, поддержание и развитие
пр-ва важнейших отраслей промышл-ти и пп-й, политика взаимоотношений пп-й с
бюджетом, установление рацион форм изъятия чатис прибыли или дохода в
пользу гос-ва или местных органов госуправления. Фин политика носит
многовариантн характер. Для принятия конкр решений в части фин стратегии
или фин тактики прораб-ся несколько вариантов возможных ситуаций. Затем
отбираются наиболее приемлимые из них, проводится гос или научная
экспертиза и лишь затем принимается окончат вариант, утвержд прав-ом страны
или Верх сов-ом Укр
Положения, изложенные в докладах президента, а также исслед-ия ученых, напр
на системную структуризацию проблем, позвол выделить след направления фин
политики Укр на совр этапе:
- эк стимулирование пр-ва
- сдерживание инфляц процессов
- ограничен кредитной и ден эмисси
- осн напр-ия расход-ия госбюджета
- стимулирование бюдж поступл-ий
№15.Эк стим-ие пр-ва как составн часть фин политики на совр этапе
Для эк стимулир пр-ва необходимо решить комплекс проблем, в т.ч. укреплять
фин положение пп-й, стабилизировать уровень потребления населения,
осуществить институционное изменение и др. На уровне антикризисных
стратегий наивысший потенциальный вклад в преодолении эк, соц и фин-го
кризиса обеспеч стимулирование пр-ва, что более чем на 17% превышает
потенциал стратегии сдерживания инфляции. Стратегию стимул-ия пр-ва можно
разделить на структурную перестройку, институц изменения в эконономике,
укрепл фин положения пп-й, стабилизацию уровня потребления населения,
усиление организац форм гос регул-ия экономики.
Ощутимое доминирование стратегии эк стим-ия пр-ва обуславл высокую
сравнительную важность ее политик. Так, для макроэкон специализ-ии важными
политиками стимул-ия пр-ва явл-ся: структурная перестройка (потенциал
17,3%), институц измен-ия в экономике (потенц 15,1 %), укрепление фин
положения пп-й в Укр(потенц 12,3%).
В числе механизмов структурной перестройки наивысший потенциал имеют:
целевая санация пп-й и внедрение мех-зма банкротства; разработка гос пром
политики, а также стимул-ие пр-ва экспортной и импортозамещающей прод-ей. В
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17