интересы.
№30. Планирование, составление, рассмотрение и утвержд бюджета
Бюджетный процесс - это регламентирванный законодат-ом порядок составления,
рассмотрения и утвержд бюджетов, их исполнения и контроль за их
исполнением, утверждения отчетов о выполнении бюджетов, кот сост бюдж
систему Укр. Бюдж порцесс предусматр разработку нормативно-правовых и
организац основ, дающих представление о конкр формах организации этой
работы, о распр-ии ф-ций в исполнении бюджета между органами госвласти,
хозупраления, планово-фин органами и уреждениями банков, объединениями ,пп-
ми, бюдж учрежд-ми по всей террит страны.
Содержание бюдж планирования более широко: оно включ также вопросы теории и
методологии составл-ия бюджетов всех уровней и всех фин планов н/х Укр. При
осущ-ии бюдж планирования важно учесть его осн принципы, а именно:
- демократиз-ия бюдж отношений
- приор значение бюдж планирова-
ния во всей совокуп-ти фин планов
- единство с-мы бюдж планов. Бюдж
планы должны быть согласов как по
доходной , так и по расходной части
по всем звеньям бюдж с-мы Укр
- директивность и целевой характер
бюдж назначений и обязательств
- органическая связь бюдж планиро-
вания с планами соц-эк развития
страны и регионов.
Бюдж планирование осущ-ся Минфином Укр и местными фин организациями в соотв-
ии с предоставл-ми им правами. Основа бюдж планирования, права и
обязанности плановых органов определены в законе “О бюдж с-ме Укр”, а также
в законе “О местных советах нар депут-ов, меснтом и регион самоуправлении”,
в Правилах составления и исполнения госбюджета Укр.
Одной из стадий бюдж процесса явл-ся составление проекта госбюджета, в
котром предполагают, что он обеспеч средствами финанс-ия мероприятия эк и
соц развития страны, которые имеют общегос значение, а также
межгосотношения.
Порядок составления проэкта и бюджета состоит в том, что в ВС Украины не
позднее 15 июня текущего года разрабатывает и по- сылает Президенту Украины
спецпостановления (бюджетную резолюцию) о денежных направлениях бюджетной
политики на предстоящий бюджет- ный год. Правила оформления проэкта закона
" О Госбюджете Украи- ны" утверждается ВС Украины. Расходы Госбюджета
расписываются в проэкте Закона в разрезе Министерств, Ведомств и
др.органов Госисполнительной власти.
На своем заседании КМУ рассматривает проэкт закона, прини- мает
окончательное решение относительно проэкта Закона и пред- ставляет его
Президенту. К проэкту закона прилагаются: "Основные прогнозные
макропоказатели экономического и социального развития Украины" ( величина
СОП, НД, нац продукта, прибыли, производи- тельности общественного
труда, уровень потребления и др.); сводный баланс финресурсов Украины;
основное направление бюджетной и налоговой политики; предложения
относительно взаимоотношений госбюджета Украины с местными бюджетами;
объемы централизованных капитальных вложений с расчетами и обоснованиями по
отдельным пози-
№30. (продолжение)
циям и общие показатели сводного бюджета Украины.
Разработаный и представленый КМУ и ВС Украины проект Госбюджета
предварительно обсуждается в комиссиях по вопросам планирова- ния,
бюджета, налоговой политики, ценообразования и др. постоян- ных комиссиях
в подкомиссиях ВС Укр по результатам его рассмотрения постоянные комиссии
ВС готовят и представляют ВС заключение и предложения по совершенствованию
бюджетного процесса.
Проект закона " О госбюджете Украины" представляет на заседании ВС Украины
Президент Украины. С докладом о проэкте закона выступает Министр финансов
Укр или лицо выполняющее его обязанности.
Доходы и расходы целевых общегосударственных фондов включенных в состав
Госбюджета Украины, утверждаются по каждому фонду отдельно. Текущие
расходы целевых общегосударственных фондов утверждаются ВС Украины в
пределах доходов этих фондов. Запрещ. использование средств пенсионного
фонда на др. цели, кроме предусм. положением об этом фонде.
В закон о Госбюджете не допускается установление новых или устранение
существующих налогов, сборов и платежей, внесение изменений в
законодательство. В случае необходимости изменения или дополнения вносятся
вначале в соответствующие законы. ВС Украины принимает постановление о
порядке введения в действие закона о Госбюджете Украины. Этот закон
публикуется для всеобщего сведения. Если ВС Украины не утвердил в полном
объеме расходы, отраженные в Госбюджете по зарплате и начислению на нее
штатная численность учреждения, финансируемых из бюджета соотвественно
сокращается.
№32. Содержание и принципы исполнения бюджета.
Исполнение бюджета означает обеспечение полного и своевременного
поступления запланированных доходов, налогов и платежей во все звенья бюдж
с-мы Укр и бесперебойное финансир-ие меропр-ий, намеч-ых планом соц-эк
развития регионов или страны в целом. Эта стадия бюдж процесса включ меры
по выполнению доходной и расходной части каждого из бюджетов, входящих в
состав консолидированного госбюджета Укр. В работе по исполнен бюджета
участвуют пп-я, плановые, хоз, фин организации.
К принципам организации исполнения бюджета относятся:
- обеспечение полного и своевремекнного поступления доходов в целом и по
кажд источнику отдельно
- финанс-ие меропр-ий в пределах утвержд-ых по бюджету сумм и в теч года,
на который утвержд бюджет
- предоставление бюдж прав в меру выполнения кажд пп-ем планов заданий с
учетом ранее отпущен ср-в
- финанс-ие юр лиц только из бюдж
- увелич фин ресурсов гос-ва за счет вовлечения в пр-во внутрихоз резервов,
улучшения деят-ти пп-й на основе повышения конкурентосп-ти и рентаб-ти,
повышения ПТ, максимизации прибыли
- соблюдение режима экономии в расходовании трудовых и природных ресурсов,
мат средств
- обеспечение эффективного контроля за правильным исполь-ем гос ср-в,
соблюдением на пп-ях и в ораниз-ях бюджетной сферы госплановой и фин
дисциплины.
Задачи по исполнению бюджета возлагаются на фин органы, уреждения банков,
министерства, ведомства, местные органы власти, пп-я, организации и учр-ия.
Координирующим центром по исполнению бюджета явл фин система Укр.
Исполнение бюджета состоит в обеспечении поступления, расходования и учета
движения бюдж ресурсов. Исполнение бюджета предст собой сложную систему фин
отношений, связ-ых с формир-ем, распр-ем и использ-ем централиз ден ср-в
как на гос уровне, так и в рамках отд областей и регионов. В соотв-ии с
законом “О бюдж с-ме Укр” исполнение госбюджета возложено на Кабмин Укр. Он
организует исполнение бюджета через Минфин Укр, министерства, ведомства и
исполнит органы местных советов народных деп-ов Укр. Последними осущ-ся и
исполнение местных бюджетов.
№33. Роспись дох-ов и расходов - осн опер план в бюджетировании
Для организации исполнения бюджета принципиально важное значение имеет
правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и
бюдж ассигнований по кварталам. В процессе этой работы нужно учитывать,
чтобы бюдж показатели каждого квартала соответствовали заданиям госплана и
планов соц-эк развития областей.
Покварт распр-ие ср-в строится таким образом, чтоб не допустить занижения
заданий на первые кварталы года, обесп-ить равном поступл-ие доходов для
бесперебойного финанс-ия всех намечен меропр-ий.
Поквартальное распр-ие бюдж назначений произв-ся по каждому министерству,
ведомству, управлению (отделу) исполнительного комитета местного органа
власти, по кажд виду доходов и по каждой сводной смете расходов.
Утвержденное поквартальное распр-ие доходов и расходов бюджета служит
основанием для разработки росписи доходов и расходов соответствующего
бюджета. Ответственность за исполнение бюджета возлагается на фин органы,
кот и разрабат росписи.
Роспись доходов и расходов - это осн оперативный план, на основе которого
распр-ся доходы и расходы бюджета по подразделениям бюдж классификации -
разделам, главам, параграфам и статьям. В ней предусматр сроки поступл-ий
доходов и расход-ия бюдж ср-в в теч года. Кажд фин орган составл такую
роспись по соответствующ бюджету после его утвержд, обесп-ая соблюд необх
баланса на протяж бюдж года.
Роспись госбюджета утвержд Минфином Укр. Росписи обл, городских (кроме
городов районного подчинения), районных бюджетов - заведующими
соответствующих финотделов (управлений). По городским (районного
подчинения), сельским, поселков бюджетам роспись доходов и расх-ов отдельно
не составл.
Роспись доходов и расходов явл-ся оперативным документом для руководства
исполнением бюджета. Посредством их фин органы проверяют выполнение юр
лицами обязательств перед гос-ом. Несвоеврем или не полное выполнение таких
обязательств явл-ся грубым нарушением фин дисциплины.
Роспись доходов и расходов (годовая с поквартальным распр-ем) составл-ся на
основании сводных балансов доходов и расходов и сводных смет расходов по
разделам и статьям бюджетной классификации. Итоговые данные этих материалов
должны соответствовать утвержденному годовому бюджету.
Годовая с поквартальным распр-ем роспись доходов и расходов составл-ся по
каждому главному распорядителю кредитов в соотв-ии с подразделениями бюдж
классиф-ии.
Свод расходов, включ-ых в роспись доходов и расходов, явл-ся документом,
удостовер-им право руководителей министерств, ведомтсв, управлений исполнит
комитетов местных органов власти на использ-ие бюдж ср-в в теч года.
Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета явл-ся документом, на
основании которого произв-ся взыскание платежей с конкретных плательщиков и
открытие кредитов для финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий
по министерствам, управлениям исполнит комит-ов местн органов власти.
№34. Бюджетные кредиты и их распорядители
Важн шагом в исполнен бюджета явл открытие бюдж кредитов. Оно предопредел
направление и обуславл эффект-ть всей послед работы, связанной с бюдж
финансир-ем меропр-ий,предусмотренных планом соц-эк развития Укр по подъему
эк-и н/х, инвестир-ию наиболее приорит отраслей, обеспечению соцзащиты,
улучшению соц-культ обслуживания насел и осущест-ию других ф-ций,
возлагаемых на гос-во.
Планом соц-эк развития и бюджетом как осн фин планом предусм-ся конкр
задание по хоз строительству, размещению капвложений, структурной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17