централиз-ых на децентрализ фин-ы страны.
Пр-во, распр-ие и перераспр-ие через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и
целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности.
№21. Бюджетная программа и осн направления ее распределения
Бюджетная программа Укр по своей сути предполагает распр-ие и перераспр-ие
НД. Распр-ие НД через госбюджет обусл необходимостью создания централиз
фонда ден средств для расшир воспроиз-ва и удовлетворения других совокупных
потребностей общества путем перераспр-ия средств между отраслями произв и
непроизв сфер жизнедеятельности общества, а также между экономич-ми
районами страны, сто обусловлено необходимостью передачи части чистого
дохода из одной отрасли общест пр-ва в другую в соотв-ии с планами эк и соц
развития страны, с программами радикальных эк преобразований общества для
осуществления перестройки структуры общест пр-ва.
Такое перераспр-ие в знач степени вызвано различным уровнем тех оснащения,
энерго- и фондовооруженности пп-я; неравномерностью размещения; действующей
системой ценообразования и тем, что при переходе к рынку необходима
поддержка со стороны гос-ва перспективных отраслей пр-ва. Перераспр-ие НД
как между отраслями, так и внутри них происходит посредством гос инвестиций
и приоритетного финансирования отд видов производств, высоких технологий,
инновационных процессов. Важным направлением перераспр-ия НД явл-ся
выделение части средств, идущих на развитие непроизв сферы. В усл рын
отношений это относится прежде всего к поддержанию государством просвещения
и здравоохр-ия, науки и культуры. Значит место в структуре
перераспределяемой части НД отводится содержанию аппарата упр-ия, правоохр
органов и т.д.
Поступл ср-в от населения
Амортиз отчисления
При переходе к рын отнош-ям существенно меняется роль бюджета в регулир-ии
общест пр--ва и распр-ии НД. Осн напр-ия этих преобразований -
сосредоточение гл ресурсов госбюджета на приор отраслях эк-и, определение
наиболее общих пропорций развития общест пр-ва, необх темпов развития эк-и
в целом.
Осн логика таких трансформаций в том, что должна соблюдаться общая
тенденция развития экономики в усл рын отношений - перенос центра тяжести с
централиз-ых на децентрализ фин-ы страны.
Характ особенностью соврем этапа бюджетной политики явл и то, что все
большая доля НД формируется в сфере обращения. Более того, в условиях
инфляционного роста фин ресурсов изменилась структура распр-ия и перераспр-
ия НД. Т.е. его инфляц прирост не пропорционально распр-ся между теми
субъектами, кто получает его для использования.
№22. Взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с исполнением бюджета
Пр-во, распр-ие и перераспр-ие через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и
целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этой
связи, рассматривая роль бюджета в распр-ии СОП и НД, важно отразить
влияние бюдж политики на процесс воспроиз-ва личностного элемента пр-ва -
раб силы. Изучая 1-ую фазу этого воспроиз-ва - пр-во личностного элемента
пр-ва (кот включ бюдж расходы на медицину, культуру, образование и
переподготовку кадров), надо отметить, что эта фаза органически связана с
расходной частью бюджета. 2-ая фаза - также в знач степени связана с расх
частью бюдж средств. Речь идет о содержании за счет бюджета бирж труда и
центров занятости, о расходах на трудоустр-во незанятой раб силы,
содержание безработных. 3-я фаза - использ-ие раб силы, связана с фазой пр-
ва общест пр-ва. Здесь идет процесс создания мат благ, СОП и НД и процесс
потребления раб силы. Т.о. эта фаза связана с доходной частью бюджета. Это
выраж в том, что часть вновь созданной работниками мат пр-ва стоимости
(прибыли, поступающей в бюджет в виде подоходного налога с населения)
поступает в бюджет для дальнейш перераспр-ия между отраслями, сферами
общест пр-ва, различными группами и слояями населения и т.д.
Отразим взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с бюджетом на схеме:
Трансферные платежи
Трансферные платежи - такие виды плаиежей, которые затем ни в какой форме
не возвращаются в бюджет (пенсии, пособия, стипендии) - включаются в 1-ую
фазу воспроиз-ва личностного элемента пр-ва.
Рассмотрение проблем рац взаимосвязи воспроиз-ва раб силы с бюдж процессом
позволяет на стадиях формирования и исполнения бюджета определять наиболее
приоритетные напр-ия расходования бюдж средств с точки зрения качественного
воспроиз-ва раб силы.
№23. Соц-эк и полит факторы, влияющие на формир-ие бюджета
Как эк категория бюджет отражает сложные отношения по поводу движения
централиз ден средств, предназначенных для удовлетворения обществ
потребностей. Отмечая тот факт, что бюджет явл-ся и предпосылкой, и
результатом общест развития, можно выделить факторы, кот влияют на формир-
ие бюджета и его исп-ие. Эти факторы делятся на: экономические, соц-ые и
полит-ие.
Эк-ие в значит степени связаны с макроэк процессами, происходящими в сфере
общест пр-ва. Сюда относятся СОП, ВВП, НД, эк рост (спад) пр-ва, инфляция,
безработица, структурные изменения в пр-ве, производительность общест
труда, задания по развитию важнейших отраслей науки и техники, налоговая
политика, инвестиц затраты на развитие н/х и соотношение средств, идущих на
потребл и накопление.
С точки зрения перспектив формир-ия бюджета, основной закономерностью
воспроиз-ва в усл рынка должна стать тенденция увеличения фонда накопления
при распр-ии НД Украины. Это позволит осуществлять более целенаправленную
инвестиц политику, укреплять мат-тех базу пр-ва и тем самым увеличивать
доходную часть госбюджета Укр.
Соц фаторы обусловлены особенностями воспроиз-ва раб силы и населения
страны в целом. Это фин средства, идущие на образование, медицину, соц-
культ мероприятия, соцзащиту населения, а также общест фонд потребления; V
и уровень з/п разл категорий работающих; размер потребит корзины;
товарооборот гос и коммерч торговли; сеть учебн заведений и больниц.
Полит факторы непосредственно связаны с обеспечением обороноспособности
страны и поддержанием внутр правопорядка, рац организацией упр-ия страной,
укреплением законодат и исполнит власти - осуществлением регулирующих
функций демократического гос-ва.
Важнейшее предназначение бюджета - создание мат основы для реализации
демократ государством своих регулирующих функций (кот проявл-ся через эк,
соц и полит факторы). Раскроем эти функции (в усл рын экономики) в виде
схемы:
Соцзащита нас Защита потреб-ля
Защита Защита
демок- окруж
ратии среды
Защита Защита
инфор- человеч
мации досто-
инства
Обеспеч гос Защита эк
независим-и системы
№24. Функции бюджета
Сущность госбюджета как эк категории реализуется через его ф-ции:
распределительную, контрольную и ф-цию по обеспеч существ-ия гос-ва
Благодаря распред ф-ции бюджета происходит концентрация ден ср-в в руках
гос-ва и их дальнейшее исп-ие с целью удовлетворения общест потребностей.
Распр-ие и перераспр-ие ден ср-в происх между отд отраслями и сферами
деятельности, между отд слоями населения, внутри слоев нас-ия, между некот
видами услуг. В рез-те распр-ия и перераспр-ия осуществл формирование
различных фондов ден ресурсов - гос и местных бюджетов, фондов
соцстрахования, пенсионнго обеспечения, соцзащиты, занятости населения,
Черноб и инновационного фондов. Посредством бюджета гос-во воздействует не
только на перераспр-ие НД, но и на его произ-во; накопление ден ср-в;
сферу потребления; процессы демонополизации экономики и обобществления пр-
ва.
Существенно, что содержание распред ф-ции бюджета опр-ся процессами
перераспр-ия фин средств между различн подразделениями общест пр-ва и
слоями населения.
Контрольная ф-ция закл в том, что бюджет через формирование и исп-ие ден ср-
в гос-ва отражает эк процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
При формир-ии гос доходов фин контроль осущ-ся за правильностью взымания
разл видов налогов, мобилизацией других источников доходов, соблюдением
установл пропорций между ними, определением налоговой базы, формами
льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании
бюдж средств контрол-ся эффект-ть их исп-ия, их соответствие целевому
назначению. Фин контроль осущ-ся за произ-ом, распр-ем и потребл-ем СОП и
НД, за пропорциями, складывающ-ся в проц перераспр-ия НД.
Ф-ция обеспечения сущест-ия гос-ва ставит своей задачей создание мат-фин
базы функцион-ия гос-ва; содержание аппарата упр-ия страной, президентской
власти, законодат и исполнит власти, правоохр и фин органов, налоговой
службы (7-9 % расходов госбюджета).
Важное знач имеет осуществление внешнеэк деят-ти Укр: содержание бюджета
дипломатич представительств Укр зарубежом, взносы в междунар организации,
членом которых явл-ся Укр и др.(3-7 % расходной части госбюджета).
№25. Госбюджет - основной фин план Украины
Под госбюджетом как фин планом понимается бюдж план движения централизуемой
части СОП. Это есть результат практического исп-ия объект эк отн-ий, возник
в обществе.
Госбюджет - это особая форма госплана, имеющего силу закона и устанавл-го
для н/х в целом, для всех структурных подразд-ий общест пр-ва бюдж
взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе
заданий и мероприятий Госплана эк и соц развития Украины. Госбюджет входит
в общую систему фин планов Укр. Определяющими принципами организации
системы фин планов общест развития можно назвать всеобщность, целостность и
сбалансиров-сть фин централиз-ию.
Рассматривая бюджет как осн фин план, след отметить, что в нем представлены
все атрибуты фин плана: ден поступления или доходы (формир-ие фондов ден ср-
в) по конкретным источникам поступлений; ден расходы (исп-ие фондов ден ср-
в) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение ден доходов и
расходов на основе балансовых расчетов.
Составление и исполнение фин планов во всей их совокупности определяют
содержание фин планирования, а формир-ие исполнения госбюджета - содержание
бюджетного планирования. Они явл-ся неотъемлимой составной частью гос
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17