систему эк отношений, опосредствующих процессы формир-ия, распр-ия и исп-ия
централиз фин ресурсов, предназнач-ых для удовлетв-ия обществ потребностей.
Регулирование фин отн-ий с помощью госбюджета осущ-ся на макроэк уровне.
Важнейшим звеном фин системы выступ фин-ы пп-й, кот обеспеч процесс формир-
ия и исп-ия доходов первичных произв структур и регулируют распред отнош-ия
на уровне микроэкономики. Именно здесь созд-ся СОП и НД, являющиеся
объектами дальн фин отн-ий.
Функции фин-ов пп-й в усл рын экономики закл-ся в обеспечении фин ресурсами
потребностей расшир воспр-ва на основе установления оптимального соотн-ия
между средствами, направляемыми на потр-ие или накопление.
Фонд госсоцстрахования - это специфич форма эк отн-ий, касающихся распр-ия
и исп-ия части НД, направляемой на выплату пенсий, пособий, развитие
оздоровит и физич культуры.
Гос кредит это сфера ден отношений, возник между гос-ом как заемщиком ден
ср-в, с физич и юрид лицами как кредиторами в связи с созданием централиз
гос фонда ден рес-ов. Здесь гос-во на возвратных началах мобилизирует ден
ср-ва населения, пп-й и орган-ий для удовлетвор общес потребностей.
Осн сферы фин подсистемы находятся в тесной взаимосвязи: население и
частные хоз-ва представляют пп-ям и гос-ву раб силу, получая в качетсве
компенсации за свой труд з/п. В свою очередь гос-во за счет изъятия части
доходов пп-й и населения в виде налогов в бюджеты разл уровней
предоставляет “Общий товар” (содержание армии, защита окруж среды, обеспеч
образования и соц гарантий, здравоохранения), который имеет общегос
значение или же предоставл-ся в распоряжение больших соц групп.
№7. Фин-пром группы и их роль в управлении финансами.
Управление - это совокупность приемов и методов целенаправл воздействия на
обеъкт управл. с целью получения опред. рез-та. Важной областью управленч
деят. явл. упр-ие фин. Оно осущ спец аппаратом (Мин. фин) посредством
приемов и методов, куда входят разнообр стимулы и санкции. Искусство
управления состоит в выборе наиболее эффективн метода из числа имеющихся
или создании усл-ий для рац исп-ия применяем методов с целью быстр. решения
поставл цели.
Как и во всякой управляемой с-ме в управл-ии фин-ми выделяют объекты и
субъекты упр-ия. Объектом управления явл. различн виды фин. отношений, а
субъектами явл те орг. стр-ры, кот. осущ. это управл. Применительно к Укр.
выделяются 3 группы объектов управл.: фин-ы пп-я, госуд ф-ы, страховые
комп. К субъектам управления относят: фин. службы пп-я, страх органы, фин.
органы и налог. инспекции. Субъекты управл функц. в каждом звене и в каждой
сфере фин. отношний. Совок. всех орган. стр-р осущ. управление финанс.
назыв фин аппаратом. Выдел несколько методов или приемов осущ упр-ия:1)фин
планир 2)операт упр-е 3)фин контроль.
В системе гос управления фин-ми ведущ роль отво-ся гос регулир-ию.
Его сон целью выступает фин обеспечение эк процссов, позволяющее
предотвращать чрезвыч ситуации, связ с угрозой жизнедеят-ти общества в
целом; улучшать экологическую обстановку; стабилизировать эк ситуацию в
стране; оказывать эк поддержку мало обеспеченным слоям нас-я; стабилиз-ть
цены; обеспеч деят-ть эк системы в целом; защищать демократию и др. Реализ-
ся госфинуправление через правовую базу, налог с-му, перераспр-ие ден
доходов и рес-ов.
Управление фин-ми включ в качестве важнейшей составной части упр-ия фин-
пром группами, которые предстают как средство реализ-ии селективной
структурной политики гос-ва, обеспеч воспроиз-во, накопление, концент-ию,
обращение фин, производит-го и товарного капитала, его инвестир-ие в
приоирит области промышл-ти, повышения отдачи от инвестицион проектов.
Фин-пром группы, как способ интеграции капитала пп-й и фин групп могут
иметь различные организ-правовые формы, направления деят-ти, состав
участников и структуру упр-ия. С точки зрения форм интегр-ии капитала фин-
пром группа может формир-ся как АО, холдинг компания, траст (передача
собств-ти в доверит пользование), перекрестное владение акциями
(взаимоучастие в капитале), стратег альянс (объед-ие усилий, дающее каждому
участнику доступ к совместно выполняемым проектам, программам, базам данных
и др.)
№8.Фин менедж-т как с-ма упр-ия
Фин менеджмент направлен на упр-ие движением фин рес-ов и фин отн-ий,
возник-их в проц движ-ия ден ср-в. Ответ на вопрос, как правильно
руководить этим движением и отнош-ми, составляет содержание фин менедж-та.
Последний предст собой процесс выработки цели упр-ия фин-ми и осущес-ие
воздействия на них с помощью рычагов и методов фин мех-зма. Т.о. фин менедж-
т включ в себя стратегию и тактику упр-ия. Под стратегией в данном случае
поним-ся общее направление и способ использ-ия ср-в для достижения поставл
цели. Этому способу соответствует опр набор правил и ограничений при
принятии решения. Стратегия позвол сконцентрировать усилия на тех вариантах
решения, кот ей не противоречат, отбросив все другие варианты. После
достижения поставл цели стратегия прекращ свое сущест-ие. Новые цели ставят
задачу разработки новой стратегии. Тактика - это конкр методы и приемы для
достиж поставл цели в конкр условиях. Задачей тактики упр-ия явл-ся выбор
наиболее оптимального решения и лучших в данной хоз ситуации методов и
приемов упр-ия.
Фин менедж-т как с-ма упр-ия состоит из 2 подсистем: управляемой и
управляющей, или объекта и субъекта упр-ия. Объектом упр-ия в фин менедж-те
явл-ся совокупн-ть услвий осущес-ия ден оборота, кругооборота стоимости,
движ-ия фин рес-ов и фин отн-ий мкежду хоз субъектами и их подразделениями
в хоз процессе. Субъект упр-ия - это спец группа людей, кот посредством
различных форм управленч воздействия осущ-ет целенапр воздействие на
функцион-ие объекта.
Любой объект упр-ия, любой процесс представляет собой систему. Под системой
понимается совокупн-ть взаимодейств элементов, составляющих целостное
образование. Каждому элементу с-мы присущи разл свойства: элемент системы
выполняет только ему присущую функцию, обладает способн-ю взаимодействовать
с др элементами и интегрировать с ними. Свойства элементов фин с-мы позвол
вывести общее правило фин менедж-та: всегда надо стремиться к фин
устойчивости фин с-мы в целом, а не отдельных ее элементов, подсистем.
№10. Прогнозир и планир в фин менедж-те
Фин менеджмент направлен на упр-ие движением фин рес-ов и фин отн-ий,
возник-их в проц движ-ия ден ср-в. Ответ на вопрос, как правильно
руководить этим движением и отнош-ми, составляет содержание фин менедж-та.
Последний предст собой процесс выработки цели упр-ия фин-ми и осущес-ие
воздействия на них с помощью рычагов и методов фин мех-зма. Важная роль в
фин менедж-те отводится планированию и прогноз-ию. Планир в фин менеджменте
играет сущест роль. Для того, чтобы дать команду, нужно составить задание,
программу действия, для чего разраб-ся планы фин меропр-ий, получения
доходов, эффективн исп-ия фин рес-ов. Фин планир, как функция упр-ия фин-ми
охватывает весь комплекс меропр-ий как по выработке плановых заданий, так и
по воплощ их в жизнь.
Прогнозир в фин менедж-те - это разработка на длительн перспективу измен-ий
фин состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозир не ставит
задачу осущес-ия на практике разработанных прогнозов. Эти прогнозы предст
собой предвидение соответств измен-ий. Особ-ю прогноз-ия явл-ся также
альтернативность построения фин показателей и параметров, определяющая
вариантность развития фин состояния объекта упр-ия на основе наметившихся
тенденций. Прогнозир может осущ-ся как на основе экспертной оценки
тенденций изменнений, так и на основе прямого предвидения изменений.
Контроль в фин менедж-те сводится к проверке организации фин работы,
выполнения фин планов и т.п. Контроль предполагает анализ фин результатов.
Анализ - часть процесса планирования фин-ов. Следовательно фин контроль явл-
ся оборотной стороной фин планирования и должен рассматр-ся как его
составная часть - контроль за выполнением фин плана, за выполн принятых
решений.
Упр-ие на основе планирования, предвидения и контроля требует выработки у
фин менеджера чувства рын механизма и интуиции, а также способности
принятия гибких экстренных решений.
№9. Знач и ф-ии фин менедж-та.
Фин менеджмент предназн для упр-ия движением фин рес-ов и фин отн-ий,
возник-их в проц движ-ия ден ср-в. Ответ на вопрос, как правильно
руководить этим движением и отнош-ми, составляет содержание фин менедж-та.
Последний предст собой процесс выработки цели упр-ия фин-ми и осущес-ие
воздействия на них с помощью рычагов и методов фин мех-зма.
Рассматривая функции фин менедж-та отметим, что они определяют формир-ие
структуры упраляющей с-мы. Различ два осн типа фин менедж-та: выполнение
функций объекта и субъекта упр-ия. К фуннкциям объекта упр-ия относ-ся:
организация ден оборота, снабжение фин средствами и инвестиц инструментами,
снабжение осн-ми и обор фондами, орган-ия фин работы и тд. Функции
субъекта упр-ия предс собой общий вид деят-ти, выражающей направление
осущест-ия воздействия на отношения людей в хоз процессе и в фин работе.
Речь идет о таких функциях как планирование, прогнозир, орган-ия, регул-ие,
стимул-ие и контроль.
Фин планир, как ф-ция упр-ия фин-ми охват весь комплекс меропр-ий как по
выработке плановых заданий, так и по воплощ их в жизнь.
Прогнозир в фин менедж-те - это разработка на длительн перспективу измен-ий
фин состояния объекта в целом и его различных частей.
Функция организации в фин менедж-те сводится к объед-ию людей, совместно
реализующих фин програму на базе опр правил и процедур.
Регул-ие в фин менедж-те - это воздействие на объект упр-ия, посредством
котрого достигается состояние фин устойсивости.
Координация в фин менедж-те - согласованность работ всех звеньев с-мы упр-
ия и специалистов. Коорд-ия обеспе единство отношений объекта и субъекта
упр-ия, аппарата упр-ия и отдельного работника.
Посредством стимулирования в фин менедж-те осущ-ся управление
распределением мат и духовных ценностей в зависим от кол-ва и качества
затраченого кажд работником труда.
Контроль в фин менедж-те сводится к проверке организации фин работы,
выполнения фин планов и т.п. Контроль предполагает анализ фин результатов.
Фин менеджмент должен базироваться на знании стандартн приемов упр-ия и на
умении быстро и правильно оценить конкр фин ситуацию и при помощи использ-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17