планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях
хозяйствования в усл рын экономики. В усл рыночного ведения хозяйства осн
задачами фин планир-ия явл-ся:
1) установление оптимальных пропорций между централиз и децентрализ
финансами; 2) определение объемов и источников фин ресурсов в разрезе
отраслей, отд пп-й и объединений; 3) рац распр-ие фин ресурсов между произв
и непроизв сферой, отраслями экономики, эк регионами страны; 4)
стимулирование наиболее эффективного использ-ия ден ср-в; 5) концентрация
фин ресурсов на наиболее важных направлениях эк развития.
В состав единой системы фин планов Укр входят: 1) госбюджет; 2) местные
бюджеты; 3) бюджеты соцстраха и соцобеспечения нас-ия; 4) пенс фонд; 5)
балансы доходов и расходов гос, частных, коммерческих, совместных пп-й и
организаций; 6) фин планы общест организаций; 7) сметы учреждений непроизв
сферы; 8) фин планы гос и частного имущ-го и личного страхования.
Главенств положение в этой системе занимает госбюджет Укр, кот взаимосвязан
с сист-ой фин планов.
Фин планы пп-й, АО, объединений и отраслей мат пр-ва составляются в виде
балансов, доходов и расходов, в которых выдел-ся спец раздел
“Взаимоотношения с бюджетом”. В нем отражаются суммы платежей в бюджет и
ассигнования из бюджета. Посредством бюдж перераспр-ия в процессе
составления фин планов могут изыматься фин излишки у одних пп-й и
направляться на нужды других. Т.о., бюджет как фин план с одной стороны -
основыв-ся на фин планах отраслей мат пр-ва, с другой - во многом их
определяет.
№26. Бюдж механизм как составная часть фин механизма
Бюдж механизм - реальное воплощение бюдж политики. Он отражает конкретную
направленность бюдж отношений в области эк, соц развития, осуществление
эколог и природоохранных меропр-ий в Укр.
Фин механизм прдст собой совокупн-ть способов организации фин отношений,
реализуемых в обществе для создания благопр условий эк и соц развития
страны. Фин мех-зм включ формы и методы организации фин отн-ий, способы их
количественного определения и установление качеств соотношения.
В реализации фин мех-ма осн роль отводится гос-ву, кот в лице исполнит и
законодат органов власти на сонове изучения действия эк законов вообще и
закономерностей развития фин-ов в частности, а также задач эк и соц
политики устанавливает методы распр-ия СОП и НД, формы и виды ден
накоплений, определяет виды и структуру платежей в разл звенья фин системы,
разраб-ет принципы и напр-ия использ-ия гос фин рес-ов и т.д.
в зависим от особенностей отд подразделений общест пр-ва, а также на основе
выделения отд сфер и звеньев фин отн-ий, фин механизм делится на механизм
функционир-ия гос фин-ов, страховой мех-зм, кредитный мех-зм, фин мех-зм пп-
й и хоз организаций. Далее каждая из этих сфер включ отдельные структурные
звенья. Так, мех-зм гос фин-ов делится на бюджетный и мех-зм функцион-ия
вне бюдж фондов.
Рассматривая бюдж мех-зм как одно из направл-ий реализации фин мех-ма, след
отметить, что с его помощью можно использовать бюджет в качестве
инструмента гос регулирования эк процессов, решения соц, производственных и
эколог задач. Именно посредством бюдж перераспр-ия возможно совершен-ие
структуры общест пр-ва в целом. Тем самым гос-во добивается необх изменений
в н/х-ых пропорциях, осуществляемых как на макроуровне, так и в усл
регионов. При правлильном построении бюдж механизма он может воздействовать
на эк подъем и укрепление соц сферы, усорение темпов НТП, переоснащение мат-
тех базы общест пр-ва, перестройку его структуры.
Регулирование эк процессов посредством бюдж мех-ма осущ-ся путем
маневрирования ден ср-ми, поступающими в распоряж гос-ва. Это возможно,
т.к. в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конретными видами
и напралениями расходования бюдж ср-в. В этой связи ср-ва, поступающие в
гос или местные бюджеты обезличиваются, и поэтому могут быть использованы
по любому целевому назначению (кроме пенс и инновац фондов). Именно
посредством маневр-ия бюдж фондами можно влиять на темпы и пропорции
развития общест пр-ва в целом.
№27. Бюдж мех-зм как инструмент реализ-ии бюдж политики гос-ва
Сущность бюдж политики гос-ва отраж-ся в статьях доходов и расходов
бюджета, источниках их формир-ия и направлениях использ-ия. Через динамику
бюдж показателей можно следить за течением эк и соц процессов.
Бюдж механизм органически связан с бюджетом. Но вместе с тем на его
реализацию существенное воздействие оказывают также задачи, решаемые
обществом на конкретном этапе историч развития. В зависим от изменения
задач должен меняться и бюдж мех-зм. Существ изменением бюдж мех-ма в рын
условиях должна стать направленность его воздействия на хоз конъюктуру и
уровень деловой активности предпринимателей. Через такие фин инструменты,
как налоги, объемы финансирования, госинвестиции можно влиять на разл
стороны хозяйст-ия, способствуя ускорению обновления ОПФ, внедрению НТП,
инноваций, развитию непроизв сферы, инфраструктуры общест пр-ва.
Рын экономика не отвергает планирования, т.к. план - это конкретоне
оформление управленч решений. Но рын экономика более гибкая, ибо опирается
на моделирование, прогнозирование и программировние. Эти расчеты баз-ся на
использ-ии методов экспертных оценок, экстраполяции, математ моделирования
и нормативного метода.
Метод экстраполяций состоит в определении бюдж показателей на основе
выявления закономерностей их динамики. Нормат метод основани на использ-ии
устан-ых в законодат порядке норм и нормативов, кот применяются при
бюджетировании. Разраб-ся Минфином Укр и утвержд-ся Верх советом. Могут
применяться также местные нормы и нормативы. Математ моделирование закл в
построении моделей, имитирующих течение реальных эк, соц и демографич
процессов. Быстрее всего колич и кач изменения отраж-ся в V и структуре
местных бюджетов. В бюдж планир-ии и прогоз-ии примен-ся оптимизационные,
динамические, статистич математ модели.
Для согласования направлений использ-ия бюдж ср-в с источниками их формир-
ия примен-ся балансовый метод. Также в бюдж процессе использ-ся метод
многовариантного планирования (выбир наилучший).
Функционир-ие бюдж мех-ма происходит посредством особых эк форм - доходов и
расходов, выражающих последоват этапы перераспр-ия стоимости общест
продукта, кот концентр-ся в руках гос-ва. Доходы и расходы бюджета - это
объективно обусловленные категории. Каждая из них имеет свое специфич
общест назначение: доходы служат фин базой деят-ти гос-ва, расходы - для
удовлетворения общест потребнотей.
№28. Бюдж система и бюдж устройство в Украине
Бюдж система - это основанная на эк отношениях и юридических нормах
совокупность всех видов и звеньев бюджета страны. Бюдж система Укр регулир-
ся законом Укр “О внесении изменений и дополнений к закону Укр “О бюдж
систме Укр”, в соотв-ии с кот бюдж с-ма Укр состоит из: госбюджета Укр,
республиканского бюджета автономной республики Крым и местных бюджетов.
Совок-ть всех бюджетов, входящих в состав бюдж с-мы Укр предст собой
сводный (консолидированный) госбюджет Укр.
Сводный госбюджет Укр использ в целях анализа и выявления методов госрегул-
ия эк и соц развития Укр.
Бюджет автон респ Крым объедин республ бюджет и бюджеты районов и городов
респ подчинен респ Крым.
К местным бюджетам относ обл, городские, районные, районные в городах,
поселковые и сел бюджеты.
Бюджет области объед облбюджет, а также бюджеты районов и городов
облподчинения. Бюджет района сост из райбюджета, бюджета городов
райподчинения, поселкового и сел бюджетов. Последние созд-ся по решению рай-
и горсоветов нар деп-ов при наличии необх фин базы. Рай и горсоветы опред
доходы соответств поселковых и сел бюдж-ов.
Бюджет города, имеющего районное деление, объедин гобюджет и бюджеты
райнов,кот входят в его состав
Под бюдж устройством поним организация и принципы построения бюдж системы,
функционирующей на основе действующ бюдж права; структура бюдж системы;
взаимоотношения между отд звеньями бюдж системы. Бюдж устройство Укр опред
с учетом гос устройства и админ-территор деления Украины.
№29. Принц бюдж устр-ва в Укр
Под бюдж устройством поним организация и принципы построения бюдж системы,
функционирующей на основе действующ бюдж права; структура бюдж системы;
взаимоотношения между отд звеньями бюдж системы. Бюдж устройство Укр опред
с учетом гос устройства и админ-территор деления Украины.
Бюдж устройство Укр основано на принципах: демократизации бюдж отношений,
единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоят-ти
всех бюджетов, входящих в бюдж систему.
Демократизация бюдж отношений сост в том, что потсроение сводного бюджета
Укр предусм рацсочетание централизованного начала в управлении бюдж
процессом с широким участием местных и регион органов власти, а также
непоср участие трудящихся в обсуждении и осуществлении бюдж политики.
Принцип единства бюджета означает существование единого метода расчета
доходов и расходов звеньев бюдж с-мы. Единство бюдж с-мы обеспеч-ся единой
правовой бюдж классификацией, едтнством форм бюджетной документации,
согласованными принципами бюдж процесса, предоставлением необх статистич и
бюдж информации от одного уровня бюджета к другому.
Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех без исключения доходов
и расходов.
Принцип достоверности закл в формир-ии бюджета на базе реальных эк
показателей, научно обоснованных нормативов и отражении в отчете о
выполнении бюджета только тех доходов и расходов, кот явл-ся результатом
конечных кассовых операций банков.
Принцип гласности обеспеч-ся тем, что в средствах массовой информации
постоянно освещ-ся показатели бюджетов и отчетов об их исполн-ии
Принцип наглядности - это отражение показателей бюджета во взаимосвязи с
общими эк показателями путем использ-ия средств максим информированности,
рез-ов сравнит анализа, определения темпов и пропорций эе развития общест
пр-ва.
Самостоятельность бюджетов обеспеч-ся наличием собственных источников
дохода и правом определения основных направлений их использования в
соответствии с законодательством Укр. Самостоятельность в принятии решений
означает, что при составлении и исполнении своих бюджетов соответствующие
органы местной власти должны учитывать, впервую очередь, общегосударств
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17