Направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в повышении конкурентоспособн...
Содержание
1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 10
1.1 Основные понятия инвестиционной деятельности. 10
1.2 Модель инвестиционного развития России. 22
1.3 Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 32
1.3.1 Направление государственного регулирования инвестиционной деятельностью 32
1.3.2 Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности 36
2 Инвестиции машиностроительного комплекса. 41
2.1 Общая характеристика машиностроительного комплекса. 41
2.2 Анализ динамики инвестиционной деятельности машиностроительного сектора 52
2.2.1 Внутренние инвестиции. 52
2.2.2 Иностранные инвестиции. 57
2.3 Проблемы машиностроительной отрасли. 60
3 Направления повышения конкурентоспособности машиностроительной отрасли 66
3.1 Методики определения конкурентоспособности. 66
3.2 Пути повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса 76
Список использованной литературы.. 104
Введение
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в России, процесс становления рыночных структур обуславливают необходимость изменения роли государства в экономике. Определение ориентиров развития общества, обеспечение устойчивых темпов экономического роста и вхождение на мировой рынок не в качестве сырьевого придатка, а в роли конкурентоспособного поставщика высокотехнологичной продукции возможно на базе обновления форм и методов воздействия государства на экономику. Все это требует анализа сущности государственного регулирования и формирования новой концепции влияния государства на экономические процессы.
Значимость всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим средством структурного преобразования производственного и социального потенциала России. Глубинные кризисные явления, характеризующее экономическое состояние нашей страны вот уже более 10 лет, нашли свое отображение в инвестиционной сфере. Актуальной задачей становится изучение и обоснование новых инструментов и направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности, соответствующих улучшению конкурентной позиции страны на мировых рынках. Высокий объем капиталовложений позволяет осуществить непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, что делает возможным увеличение объемов производства, и в итоге, проведение структурной перестройке промышленности. Увеличение же капиталовложений в свою очередь весьма проблематично осуществить в условиях неуверенности инвесторов в получении доходов от вложений или хотя бы возврата инвестированных средств. В связи с этим основной задачей макроэкономической политики государства в сфере модернизации промышленной структуры страны является создание условий для динамичного инвестиционного процесса, так как бюджетных средств явно недостаточно для проведения модернизации хотя бы одной подотрасли промышленности – машиностроения, которая, по сути, и обеспечивает все другие производства производственным аппаратом.
Производство промышленной продукции составляет одну из самых крупных частей валового внутреннего продукта. В России этот показатель около 30%. Эта цифра занижена, потому что большой объем услуг, не исчисляемых как производство промышленной продукции (монтаж и наладка оборудования, сервисное обслуживание оборудования, услуги по поводу промышленного маркетинга, по поводу консалтинга в области промышленной деятельности и др.), тем не менее, производится в сфере промышленности. Промышленность, в частности машиностроение, обеспечивает национальную безопасность, производя такую продукцию военно-промышленного комплекса, как вооружение и военную технику, глобальные системы слежения, наведения, раннего предупреждения и др.
Машиностроение неотделимо от научно-технического и технологического комплексов. Это значит, что специализированные ВУЗы, отраслевые, академические и вузовские институты, могли бы получать заказы в связи с интересами развития машиностроительного производства. И здесь государство также должно играть существенную роль, так как ни одно государство мира не может быть устойчивым, развитым, обеспечить высокий уровень жизни своему населению, если оно промышленно не развито.
Машиностроение в ХХ веке стало и в ХХI веке сохранится как материальная база реализации научно-технического прогресса всех передовых стран мира. От уровня его развития и от степени совершенства машин в значительной степени зависит производительность общественного труда и благосостояние народа. Объективная оценка интеллектуальной собственности России подтверждает высокий уровень имеющегося в машиностроении потенциала, достигнутого в предыдущие годы, ценность научных разработок в области конструирования, современных технологий и оборудования.
Необходимость увеличения инвестирования именно машиностроения объясняется тем, что только машиностроение в основном и создает так называемую добавленную стоимость, добавленная стоимость в свою очередь - это источник финансовых ресурсов для развития той же машиностроительной отрасли, как с позиций модернизации, так и в целях наращивания экспорта. В дореформенный период за счет субсидий государства российское машиностроение могло осуществлять относительно масштабный экспорт, в настоящее же время, когда государственных субсидий практически нет, отрасль зачастую сталкивается с трудно разрешимой проблемой "отрицательной стоимости" (когда производства превышают мировые цены). Уровень конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности в целом невысок. По некоторым оценкам, только около 6% ее продукции могут конкурировать на мировых рынках, а в условиях ускорения процессов глобализации конкурентоспособность на мировых рынках является залогом стабильного положения страны в мировой экономике. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции крайне мала, составляя лишь несколько десятых долей процента. Вместе с тем отечественный машиностроительный комплекс все еще располагают весьма важным в современных условиях конкурентным преимуществом (хотя и в небольшой степени) - наличием уникальных передовых технологий, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки и традицию российской научно-технической мысли. Такими технологиями располагают, прежде всего, отрасли ВПК, авиакосмическая и атомная промышленность, судостроение, производство лазерной техники и средств информатики, разработка программного обеспечения. Во многом благодаря оборонной продукции Россия поддерживает удельный вес продукции машиностроения в экспорте на уровне около 10%. При этом Россия в течение последних лет является четвертым по значению мировым экспортером вооружений (после США, Великобритании и Франции). Но, несмотря на все это, инновационная активность предприятий обрабатывающих отраслей по-прежнему снижается. Лишь около 5% из них занимаются технологическими инновациями, ведут исследования, разработки, испытания и подготовку нового производства, закупают новое оборудование. Среди этих предприятий всего 2/5 машиностроительных. Уровень новизны инновационной продукции, определяемый долей принципиально новых и существенно усовершенствованных изделий, не превышает 12% общего производства даже инновационноактивных предприятий.
Поэтому для изменения роли России в мировой экономике важно скорректировать, прежде всего, макроэкономическую политику, и затем на новой основе строить внешнеэкономическую стратегию. Мирохозяйственные позиции любой страны определяются в первую очередь ее конкурентоспособностью. Для России, заметно отставшей от мировых лидеров, задача повышения конкурентоспособности на всех уровнях, а более всего высокотехнологичных товаров машиностроительного комплекса становится первоочередной.
Таким образом, целью данной работы является поиск направлений повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности в машиностроительном комплексе России, что, в свою очередь, является залогом повышения конкурентоспособности продукции комплекса и станы в целом.
Основными задачами дипломной работы являются:
- анализ государственного регулирования инвестиционной деятельности в России, необходимости и инструментов воздействия на инвестиционную активность;
- рассмотрение существующего положения машиностроительного комплекса, в частности с точки зрения привлечения инвестиций;
- выявление проблем, препятствующих росту конкурентоспособности продукции машиностроительного комплекса;
- анализ методик определения конкурентоспособности продукции, предприятия и машиностроительной отрасли в целом;
- выявление приоритетных направлений развития машиностроительного комплекса.
При написании дипломной работы были использованы научные и периодические издания по теме, информация, опубликованная Internet-е, правовая система «Гарант», информация Государственного Комитета России, как в бумажном виде, так и с официального сайта Госкомстата, а также сайты Российского Союза Машиностроителей, Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), Центрального Банка России, Торгово-промышленной палаты РФ.
1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
1.1 Основные понятия инвестиционной деятельности
В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития экономики страны. Чтобы дать общее представление о роли инвестиций, вначале обратимся к основным понятиям, его участников и источники инвестиций.
Согласно ст. 1, гл. I Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г.) инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. [67] Подобное определение можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все виды активов фирмы, то есть в денежный и реальный капитал.
Говоря о сущности инвестиций, следует выделить основные функции, которые выполняют инвестиции в экономической системе:
- обеспечение роста и качественного совершенствования основного капитала (фондов), как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне национальной экономики в целом;
- осуществление прогрессивных структурных экономических сдвигов, касающихся важнейших народнохозяйственных пропорций: воспроизводственных, отраслевых, стоимостных;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19