млрд.$
%
млрд.$
%
Всего
11,7
100
9,5
100
10,9
100
14,2
100
19,8
100
29,7
100
Прямые
3,3
28,2
4,2
44,2
4,4
40,4
4,0
27,9
4,0
20,2
6,9
22,8
Портфельные
0,191
1,6
0,031
0,3
0,145
1,3
0,451
3,2
0,472
2,4
0,401
1,4
Прочие
8,2
70,1
5,3
55,5
6,3
58,3
9,8
68,9
15,3
77,4
22,5
75,8
Объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в 2003 году, составил 142% от уровня предыдущего года (в 2002г. – 100,6% по сравнению с предыдущим годом). Доля прямых инвестиций в общем объеме увеличилась с 20,2% в 2002г. до 22,8% в 2003г. В основном прямые иностранные инвестиции поступали в виде кредитов от зарубежных совладельцев совместных предприятий, а также взносов в уставные капиталы. Наибольшие объемы прямых иностранных инвестиций направлялись в такие отрасли экономики, как торговля и общественное питание, нефтедобывающая промышленность, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, цветная металлургия, черная металлургия, пищевая промышленность (приложение А, таблица 3). На машиностроение и металлообработка в 2003г. пришлось 2,6% инвестиций из-за рубежа, причем структура инвестиций изменилась за год: доминирующими стали прочие инвестиции, а объем портфельных сократился вдвое (таблица 2.2.4).
Таблица 2.2.4 – Структура иностранных инвестиций в машиностроение и металлообработку, %.
Инвестиции
2002г.
2003г.
Всего
100
100
Прямые
53,5
42,0
Портфельные
0,6
0,3
Прочие
46,5
57,7
Объем портфельных иностранных инвестиций в 2003г. уменьшился на 15,1% по сравнению с 2002 годом (в 2002г. – увеличился на 4,6%). Доля их в общем объеме поступивших иностранных инвестиций снизилась с 2,4% до 1,4%. При этом в структуре портфельных инвестиций возросли (на 30,5%) объемы вложений в акции и паи (в основном в акции, проданные (приобретенные) на вторичном рынке без участия эмитента), в то время как доля их несколько снизилась (с 1,4% до 1,2%).
Продолжали расти объемы поступающих в Россию прочих иностранных инвестиций. За 2003г. объем прочих иностранных инвестиций превысил уровень 2002г. на 47,1% (главным образом за счет роста кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями и Европейским банком реконструкции и развития, на срок свыше 180 дней). Их доля в общем объеме поступивших иностранных инвестиций составила 75,8% (в 2002г. – 77,4%). Недостатком прочих иностранных инвестиций является то, что они должны быть возвращены, а за их использование надо платить проценты.
Из общего объема иностранных инвестиций в экономику России за 2003г. на отрасли машиностроения и металлообработки пришлось 2,6% финансовых средств или 772 млн. $ (таблица 2.2.5). За год инвестиции в данный сектор увеличились чуть больше чем в 1,5 раза. Но удельный вес иностранных капиталовложений в российское машиностроение практически не изменился (2,5% в 2002г.). Однако по сравнению с 2001г. (когда удельный вес рассматриваемой отрасли занимал 4,9% общего объема поступивших из-за рубежа средств) произошел резкий спад иностранного инвестирования машиностроения, как в абсолютных, так и в относительных величинах (с 703 млн. $ в 2001г. до 495 млн. $ в 2002г.). По итогам первого полугодия 2001 года объем поступления иностранных инвестиций в машиностроение превысил объем инвестиций в нефтедобычу, на них приходилось соответственно 11,2% и 10,6% всех поступивших в промышленность иностранных инвестиций (следует иметь в виду, что в данном случае рассматриваются инвестиции только в промышленность).
Таблица 2.2.5 - Объем иностранных инвестиций в машиностроение и металлообработку. [43, 62]
1995г.
1997г.
1998г.
1999г.
2000г.
2001г.
2002г.
2003г.
Млрд. $
0,197
0,274
0,305
0,395
0,470
0,703
0,495
0,772
%
6,6
2,2
2,6
4,1
4,3
4,9
2,5
2,6
Из всей суммы иностранных инвестиций, приходящихся на машиностроение и металлообработку, 42% являются прямыми (в 2002г. на них приходилось 53,0%), 0,3% - портфельными (снижение доли на 0,3% в 2002г.) и 57,7% (против 46,5% в 2002г.) – прочими (таблица 2.2.4). Таким образом, за год произошли значительные изменения в структуре иностранных инвестиций рассматриваемой отрасли и доминирующими стали прочие инвестиции (в 2002г. эта роль отводилась прямым инвестициям).
В первом полугодии 2003 года отраслевые предпочтения основных стран-инвесторов сложились следующим образом: наибольший объем иностранных инвестиций в машиностроение и металлообработку был осуществлен из США, в топливно-энергетический комплекс - с Кипра, в пищевую промышленность - из Нидерландов, в черную металлургию - из Швейцарии. [3]
За 2002 и 2003гг. усилился экспортоориентированный характер иностранных инвестиций. Основная доля иностранных инвестиций, как уже отмечалось выше, приходилась на наиболее быстро окупаемые отрасли - нефтедобыча, торговля, пищевая промышленность. В то же время наиболее нуждающиеся в инвестициях отрасли - электроэнергетика, машиностроение и металлообработка получают минимум инвестиционных ресурсов.
2.3 Проблемы машиностроительной отрасли
В российском машиностроении, как и во многих других отраслях промышленности, существует ряд проблем, значительно препятствующих росту конкурентоспособности продукции комплекса и соответственно укреплению и улучшению позиций машиностроения в промышленности.
На сегодняшний день одной из главных проблем машиностроительного комплекса России (как, впрочем, и предприятий других отраслей) является старение основных фондов и его активной части – оборудования, 70% которого находится в эксплуатации 15-20 лет. За последнее десятилетие снизились темпы обновления технологической базы в машиностроении, которые составляют 4,6-4,9%, что почти вдвое ниже, чем в среднем по промышленности (8,7%). [24]
Состояние внутреннего рынка машиностроительной продукции характеризуется низким уровнем спроса на продукцию отечественных производителей. Для предприятий энергомашиностроения, транспортного, нефтегазового и ряда других положение на рынке в основном определяется инвестиционной политикой «естественных» монополий. Для предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения низкий уровень спроса связан с отсутствием финансовых средств у производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции. В автомобильной промышленности эти трудности связаны с низкой конкурентоспособностью отечественных легковых автомобилей по сравнению даже с подержанными зарубежными аналогами. Для наукоемких (комплектующих отраслей – приборостроение, электротехника, электроника) это связано с общим падением промышленного производства в стране. [42, 48]
Серьезной проблемой отрасли является глубочайшая специализация производства. Каждое машиностроительное предприятие до сих пор имеет свою, достаточно строго очерченную номенклатуру. Если это комбайновый завод, то он делает комбайны. И каково бы ни было юридическое название предприятия, все знают, что этот делает танки, этот - самолеты и т. д. Но на современном рынке глубокая специализация – препятствие для развития. Особенно заметно данное утверждение проявляется на предприятиях ВПК. К примеру, Воронежский авиационный завод делает самолеты Ил-96. У тех, кому эти самолеты нужны, - у авиатранспортных компаний – нет средств на их покупку. Поскольку ничего другого завод делать не может, мощности простаивают, оборудование стареет, персонал разбегается.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19