Направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в повышении конкурентоспособн...

Выходом для предприятий ВПК может стать комбинирование производства гражданской и военной техники. Однако по программе  Минимущества решением проблемы является приватизация более 1000 предприятий ВПК из 1800, на что будет выделено около 18млрд. руб. [64]. По проекту приватизация должна занять 10 лет, к этому времени основные фонды большинства предприятий будут полностью изношены, квалифицированный персонал станет большой редкостью, а средств на модернизацию и привлечение новых специалистов не будет. Кроме того, лишившись более чем половины предприятий ВПК, потеряв накопленный интеллектуальный потенциал, оставшееся ядро будет уже не в состоянии производить современную военную технику.

Следует обратиться к опыту 1986-1990-х гг., когда значительная часть гражданских машиностроительных предприятий переводилась в ВПК с тем, чтобы поднять их технический и качественный уровень и обеспечить народное хозяйство страны высококлассными машинами и оборудованием, а жителей - качественной бытовой техникой. В результате уже к началу 1990-х годов ВПК значительно увеличил производство гражданской техники и товаров, а ряд гражданских министерств было ликвидировано (Минлегпищемаш) или объединено. В короткие сроки ведущие НИИ, КБ и заводы Минобщемаша, Минавиапрома, Минсредмаша и других отраслей ВПК организовали производство сложных видов гражданской техники высокого качества и конкурентоспособности. Все это осуществлялось в условиях, когда мощности оборонных предприятий были полностью загружены военными заказами. Сегодня, когда военное производство сократилось в 6 раз, а выпуск гражданской продукции - в 3 раза, когда из военного производства высвобождается 35-40% производственных мощностей, возникают прекрасные возможности применения опыта 1986-1990-х годов для производства высококачественной и конкурентоспособной продукции, используя высокие технологии военных производств. [59] Даже на Западе предприятие делает винт для подводной лодки и винт для мясорубки одновременно, и отвечает до конца за производство и эксплуатацию своего изделия. Однако в целом у него есть одна область, которую надо развивать.

Перед Россией стоит задача: сочетать стратегию ресурсного развития и стратегию режима "преследования". В связи с этим необходимо развивать совместное производство. Кроме того, надо использовать стратегию "передовых рубежей", т. е. использовать достижения, которые у нас еще все-таки есть, и весь имеющийся научный потенциал. Однако до сих пор не было какого-либо значимого импульса для рывка. Отсутствие же рынка в сфере наукоемкого производства тоже нанесло машиностроению сильнейший удар. Предприятия, в принципе, заинтересованы в новых технологиях, но у руководителя (хозяина), как правило, нет денег на новое оборудование. К тому же, разработка новых технологий собственными силами уже вряд ли возможна: основной контингент инженеров-технологов оставил отрасль. В результате основные мощности заняты на 30%. Половина персонала также потеряна. В машиностроительный бизнес идут только смельчаки. Так, "Сибмашхолдинг" в Красноярском крае собрал разные виды производств под одной крышей на базе Красноярского комбайнового завода, подтянув все предприятия этого профиля в округе. Сейчас завод наращивает производство. Еще один тракторный холдинг - универсальная инвестиционная компания "УНИК" - контролирует деятельность Чебоксарского завода промышленных тракторов, Владимирского тракторного завода, Чебоксарского завода силовых агрегатов, Чебоксарского "Дизельпрома", Волгоградского моторного завода. [7] Таким образом, первые инициативы самых смелых предпринимателей уже есть. Но основная часть машиностроительных предприятий в процесс объединения не вовлечена. Для этого нужна государственная политика. К сожалению, сегодня за основу принята политика приоритетного развития отдельных отраслей, в том числе авиационной промышленности, автомобильной и т. д. Но вряд ли рационально выхватывать отдельные направления из всего машиностроительного комплекса, даже если у государства не хватает денег.
Необходимо определить, что осталось в рабочем состоянии, что используется в сфере производства потребительских товаров и пр. Инвентаризация позволит провести глубокую реструктуризацию машиностроительных предприятий и структурную перестройку всей отрасли. Целесообразно на первом этапе стратегии конкурентного развития создавать совместные производства не только с другими российскими производителями, но и с западными машиностроительными компаниями  (это компании Франции, Японии, Германии). Некоторые шаги на пути международного сотрудничества уже делаются. Так, под Санкт-Петербургом строится завод совместно с "Фордом". [29] Он будет выпускать модель "Фокус" с неплохими технико-экономическими характеристиками. На данный продукт ожидается хороший спрос. Плюс ко всему подобное сотрудничество создают новые рабочие места.

Наконец, земельный вопрос создает дополнительные трудности на пути развития машиностроения. Заводам предстоит выкупать землю, на которой они расположены, и затем платить налоги за эту землю. [64] Такое фискальное бремя может подорвать зыбкую финансовую платформу. Поэтому в числе мер по решению этой проблемы значится изменение законодательства о земельных отношениях, позволяющее предприятиям избежать процедур выкупа земли, а потом и уплаты налога на имущество. В связи с тем, что предприятия машиностроительного комплекса, как правило, занимают большие площади, то изменения системы земельных отношений позволят избежать лишних трат.

Таким образом, для решения насущных проблем машиностроительного комплекса государство должно проработать конкретные инструменты, которые позволят улучшить конкурентоспособные позиции продукции отрасли.









Таблица 3.2.1 - Рекомендуемые направления воздействия государства для решения проблем машиностроения.

Проблемы

Направления решения проблем

Старение основных фондов

- Изменения в амортизационной политике

- Восстановление инвестиционных льгот

- Предоставление инвестиционных налоговых кредитов

- Предоставление государственных гарантий по кредитам (что приведет к удешевлению кредита).

Низкий уровень спроса

- Поставка оборудования предприятиям «естественных» монополий для выполнения социально значимых функций по ценам, не включающим налог на прибыль

- Контроль за инвестиционной деятельностью «естественных» монополий

- Государственное страхование экспортных операций

Старение/ухудшение кадров

- Восстановление системы профессиональной подготовки кадров и распределения выпускников ВУЗов

Использование передовых технологий

- Определение наиболее актуальных технологических стандартов

- Определение приоритетов в научно-технической сфере

- Увеличение финансирования фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям.

- Создание научно-производственных комплексов по внедрению прогрессивных технологических решений в производство.

Развитие предпринимательства

- Развитие малого предпринимательства путем кооперированных поставок

- Поддержка в области кредитования

- Развитие лизинга

Недостаточная структурированность

- Внесение дополнений в гражданский кодекс по поводу создания корпоративных структур

- Внесение изменений в закон о ФПГ

Прекращение права бессрочного пользования землей

- Принятие федерального закона, который установит, что передача участков под зданием, предприятием есть не приватизация, а лишь акт дооформления прав собственности на недвижимость.

Отсутствие механизмов перетока финансовых средств

- Создание финансовой базы для долговременных инвестиций

- Реформирование банковской системы

- Создание фондовой инфраструктуры для открытого перетока капиталов

Реализация рассмотренных в разделе направлений позволит  модернизировать машиностроительный комплекс, насытить предприятия оборотными и инвестиционными средствами, повысить конкурентоспособность производимой продукции и, как следствие, превратить машиностроение в технологическое ядро промышленной сферы, способное обеспечивать обновление оборудования во всех отраслях каждые 7-10 лет. Однако без поддержки государства эта задача невыполнима, потому от государства требуется предусмотреть следующие меры [37, 51, 64]:

1. В области  совершенствования нормативно-правового регулирования:

-         внести предложения по изменению амортизационной политики;

-         внести предложения о повышении ставки налогообложения для оборудования со сроком эксплуатации более 10 лет и разрешить ускоренную (до 30% в год) амортизацию в первые 3-4 года;

-         внести предложения по восстановлению льготы по налогу на прибыль предприятиям, инвестирующим ее в развитие и обновление собственного производства;

-         внести предложения о снижении ставки НДС для обрабатывающих секторов промышленности до 10%;

-         внести дополнения в проект закона «Об особых экономических зонах», расширив область его действия на технически сложные виды продукции;

-         определить список наиболее актуальных национальных технических стандартов, разработка которых должна начаться в 2003-2004г.г. в рамках закона «О техническом регулировании»;

-         внести изменения в закон о ФПГ и в налоговый кодекс, позволяющие стать им консолидированными плательщиками федеральных налогов;

-         внести в гражданский кодекс дополнения, касающиеся создания корпоративных структур.

2.  В области таможенно-тарифной политики при сохранении умеренных ввозных пошлин на широкие группы машинотехнических изделий, снижать до минимума ставки на те виды продукции, которые не производятся в Российской Федерации.

3. В области взаимодействия машиностроительного комплекса с «естественными» монополиями:

-  внести предложения по контролю за инвестиционной деятельностью «естественных» монополий, как основных заказчиков машиностроительной продукции, на основе разработки совместных программ, выделяя государственные приоритеты в этих отношениях, и добиваясь сбалансированности интересов самих монополий и других отраслей промышленности;

-         выработать политику долгосрочного прогнозирования цен и тарифов «естественных» монополий.

4. В области бюджетной политики предусмотреть в бюджете 2004 года средства:

-         на возмещение части процентных ставок по кредитам, взятым на обновление производства, а также на осуществление экспортных контрактов;

-         на возмещение части процентных ставок по лизинговым платежам при приобретении оборудования;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты