Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РФ, обеспечивается государственными органами РФ, республик в составе РФ в пределах их компетенции. Государственное регулирование осуществляется:
- в соответствии с государственными инвестиционными программами;
- прямым управлением государственными инвестициями;
- введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
- предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов), субвенций (бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов), бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
- проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
- в соответствии с установленными законодательством, действующим на территории РФ, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;
- контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации;
- антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
- экспертизой инвестиционных проектов. [67]
Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоёмкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что, в конечном счете, не может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Её целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов.
В настоящее время регулирование инвестиционной деятельности в России осуществляется четырьмя основными федеральными законами, я также рядом постановлений Правительства РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). [67, 68]
1.3.2 Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности
Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.
Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.
К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.
В свою очередь перечисленные инструменты можно подразделить на инструменты прямого и косвенного воздействия (рис. 1.3.1).
Рис. 1.3.1 - Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности.
1. К инструментам правового регулирования относят следующие:
- разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов;
- заключение договоров;
- принятие государственных инвестиционных программ;
- система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.
2. К административным инструментам относят:
- регистрация;
- лицензирование;
- квотирование;
- применение системы санкций и ограничений;
- разработка и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;
- введение административных мер (изъятий ограничительного характера);
- согласительно-разрешительные (распорядительные процедуры);
- управление государственной собственностью.
3. К экономическим инструментам относят:
3.1. Активно-структурные инструменты:
а) государственная поддержка:
- прямая (финансами, гарантиями);
- косвенная (квотами, тарифами и пошлинами, льготами, отдельными соглашениями, затрагивающими будущие расходы государства);
- стимулирующий характер механизма изъятия;
- инвестиционные и реинвестиционные скидки;
- продажа или использование на выгодных условиях различных объектов недвижимого имущества (имущественных прав);
б) государственное финансирование инвестиций (через бюджет развития, стабилизационный фонд, налоговое кредитование и т.д.);
в) государственное участие:
- государственные закупки;
- государственное потребление;
- защита инвестиций;
г) прямое проектное финансирование;
д) управление внешним долгом.
3.2. Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики):
- доходные статьи бюджета;
- расходные статьи бюджета;
- специальные налоговые режимы;
- дифференциация налоговых ставок;
- освобождение от налогов;
- налоговые льготы;
- экспортные и импортные пошлины и сборы;
- дотации, субсидии, субвенции;
- амортизационная политика.
3.3. Монетарные (инструменты денежно-кредитной политики):
- регулирование эмиссии общей денежной массы;
- установление предельных ставок банковского ссудного процента;
- льготные займы;
- операции на рынке ценных бумаг;
- антиинфляционные меры;
- регулирование процентной ставки по операциям Центрального Банка;
- рефинансирование коммерческих банков;
- регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков. [15, 31]
Все вышеперечисленные инструменты должны иметь информационно-аналитическое обеспечение.
Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе.
Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник средств на капитальные вложения во многих странах мира. Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют в полной мере осуществлять планируемое финансирование. Предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей производства не является актуальным для большинства регионов России. Скорее всего, это связано с ограниченностью бюджетных средств. Однако предоставление бюджетных субсидий инвесторам на оплату части процентов за пользование кредитами позволит активизировать инвестиционную деятельность.
На сегодняшний день в свете низкой эффективности использования государственной собственности актуальна такая форма государственной поддержки инвестиционной деятельности, как передача государственного имущества в доверительное управление. За осуществление доверительного управления имуществом государственной собственности управляющий получает вознаграждение, размер и форма которого определяются договором.
К числу институциональных форм регулирования инвестиционной деятельности можно отнести создание и развитие системы инвестиционных институтов и поддержки существующих профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Определенный потенциал для повышения инвестиционной активности закладывается благодаря росту средней нормы накопления денежных средств населения и развитию сети институциональных инвесторов, аккумулирующих средства населения – негосударственных пенсионных, страховых компаний и инвестиционных фондов. Вместе с тем нарастает предложение свободных денежных ресурсов населения для вложения в жилищное строительство. В связи с этим интересной мерой государственной поддержки инвестиционной деятельности является расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования для строительства жилья и объектов социально-культурного назначения. Актуальность этой меры повышается в условиях развития ипотечного кредитования.
Широко используемой в развитых странах формой государственного регулирования инвестиционной деятельности является проектное ее финансирование, предполагающее совместное финансирование государством и иными инвесторами важнейших объектов экономики. Особенностью такой формы финансирования является возможность совмещения различных видов капитала: государственного, банковского, коммерческого, международного. При этом происходит рассредоточение риска между участниками инвестиционного проекта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19