Направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в повышении конкурентоспособн...

Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества. Государственное регулирование инвестиционной де­ятельности, проведение инвестиционной политики, на­правленной на социально-экономическое и научно-тех­ническое развитие РФ, обеспечивается государст­венными органами РФ, республик в составе РФ в пределах их компетенции. Государственное регулирование осуществляется:

-         в соответствии с государственными инвестиционны­ми программами;

-         прямым управлением государственными инвестици­ями;

-         введением системы налогов с дифференцировани­ем налоговых ставок и льгот;

-         предоставлением финансовой помощи в виде дота­ций, субсидий (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов), субвенций (бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов), бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

-         проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обра­щение ценных бумаг), амортизационной политики;

-         в соответствии с установленными законодательст­вом, действующим на территории РФ, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;

-         контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обяза­тельной сертификации;

-         антимонопольными мерами, приватизацией объек­тов государственной собственности, в том числе объ­ектов незавершенного строительства;

-         экспертизой инвестиционных проектов. [67]

Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоёмкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что, в конечном счете, не может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Её целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов.

В настоящее время регулирование инвестиционной деятельности в России осуществляется четырьмя основными федеральными законами, я также рядом постановлений Правительства РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). [67, 68]

1.3.2 Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность  инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

В свою очередь перечисленные инструменты можно подразделить на инструменты прямого и косвенного воздействия (рис. 1.3.1).









 











Рис. 1.3.1 - Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности.

1. К инструментам правового регулирования относят следующие:

-         разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов;

-         заключение договоров;

-         принятие государственных инвестиционных программ;

-         система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

2. К административным инструментам относят:

-         регистрация;

-         лицензирование;

-         квотирование;

-         применение системы санкций и ограничений;

-         разработка и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;

-         введение административных мер (изъятий ограничительного характера);

-         согласительно-разрешительные (распорядительные процедуры);

-         управление государственной собственностью.

3. К экономическим инструментам относят:

3.1. Активно-структурные инструменты:

а) государственная поддержка:

-         прямая (финансами, гарантиями);

-         косвенная (квотами, тарифами и пошлинами, льготами, отдельными соглашениями, затрагивающими будущие расходы государства);

-         стимулирующий характер механизма изъятия;

-         инвестиционные и реинвестиционные скидки;

-         продажа или использование на выгодных условиях различных объектов недвижимого имущества (имущественных прав);

б) государственное финансирование инвестиций (через бюджет развития, стабилизационный фонд, налоговое кредитование и т.д.);

в) государственное участие:

-         государственные закупки;

-         государственное потребление;

-         защита инвестиций;

г) прямое проектное финансирование;

д) управление внешним долгом.

3.2. Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики):

-         доходные статьи бюджета;

-         расходные статьи бюджета;

-         специальные налоговые режимы;

-         дифференциация налоговых ставок;

-         освобождение от налогов;

-         налоговые льготы;

-         экспортные и импортные пошлины и сборы;

-         дотации, субсидии, субвенции;

-         амортизационная политика.

3.3. Монетарные (инструменты денежно-кредитной политики):

-         регулирование эмиссии общей денежной массы;

-         установление предельных ставок банковского ссудного процента;

-         льготные займы;

-         операции на рынке ценных бумаг;

-         антиинфляционные меры;

-         регулирование процентной ставки по операциям Центрального Банка;

-         рефинансирование коммерческих банков;

-         регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков. [15, 31]

Все вышеперечисленные инструменты должны иметь информационно-аналитическое обеспечение.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник  средств на капитальные вложения во многих странах мира. Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют в полной мере осуществлять планируемое финансирование. Предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей производства не является актуальным для большинства регионов России. Скорее всего, это связано с ограниченностью бюджетных средств. Однако предоставление бюджетных субсидий инвесторам на оплату части процентов за пользование кредитами позволит активизировать инвестиционную деятельность.

На сегодняшний день в свете низкой эффективности использования государственной собственности актуальна такая форма государственной поддержки инвестиционной деятельности, как передача государственного имущества в доверительное управление. За осуществление доверительного управления имуществом государственной собственности управляющий получает вознаграждение, размер и форма которого определяются договором.

К числу институциональных форм регулирования инвестиционной деятельности можно отнести создание и развитие системы инвестиционных институтов и поддержки существующих профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Определенный потенциал для повышения инвестиционной активности закладывается благодаря росту средней нормы накопления денежных средств населения и развитию сети институциональных инвесторов, аккумулирующих средства населения – негосударственных пенсионных, страховых компаний и инвестиционных фондов. Вместе с тем нарастает предложение свободных денежных ресурсов населения для вложения в жилищное строительство. В связи с этим интересной мерой государственной поддержки инвестиционной деятельности является расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования для строительства жилья и объектов социально-культурного назначения. Актуальность этой меры повышается в условиях развития ипотечного кредитования.

Широко используемой в развитых странах формой государственного регулирования инвестиционной деятельности является проектное ее финансирование, предполагающее совместное финансирование государством и иными инвесторами важнейших объектов экономики. Особенностью такой формы финансирования является возможность совмещения различных видов капитала: государственного, банковского, коммерческого, международного. При этом происходит рассредоточение риска между участниками инвестиционного проекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты