Существенным моментом в интеграции производств является развитие суббконтрактинга (кооперации) с инжиниринговыми фирмами, НИИ, КБ, малыми и средними предприятиями комплекса. Так, ключевым элементом в машиностроительных концернах мира являются инжиниринговые подразделения, которые позволяют единой компании предложить на рынке комплексные услуги — от разработки производственного оборудования до организации его строительства и дальнейшего сервиса и модернизации. Можно создать любое объединение, но если нет соответствующей поддержки научно-технического развития, объединение не будет эффективным. В связи с этим, задачей государства является создание (содействие в развитии) таких научных центров, которые обеспечивали бы существование цепочки «изобретение – внедрение – производство».
Решением проблемы привлечения средств на модернизацию может служить диверсификация производства (как делается на Западе), как гражданских предприятий, так и предприятий ВПК. Большинство предприятий машиностроительного комплекса изначально многопрофильны и незагруженные мощности предприятий могут быть использованы на расширение номенклатуры выпускаемой продукции (что было осуществлено на предприятиях тяжелого машиностроения и помогло им выстоять в период реформ).
Реализация данных направлений позволит модернизировать машиностроительный комплекс, насытить предприятия оборотными и инвестиционными средствами, повысить конкурентоспособность производимой продукции и, как следствие, превратить машиностроение в технологическое ядро промышленной сферы. Однако без поддержки государства эта задача невыполнима, потому от государства требуется предусмотреть соответствующие меры по следующим направлениям:
- в области совершенствования нормативно-правового регулирования;
- в области таможенно-тарифной политики;
- в области бюджетной политики;
- в области кадровой политики;
- в области научно-технического обеспечения развития машиностроения;
- в области страхования и поддержки экспорта.
Таким образом, задачей государства должно стать создание таких условий инвестирования, при которых продукция машиностроительного комплекса станет конкурентоспособной как на внутренних, так и на внешних рынках.
Приложения
Приложение А.
Таблица 1 - Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие отраслей экономики и промышленности по крупным и средним организациям за 2003г. [62]
В % к итогу
2001
2002
2003
Инвестиции в основной капитал – всего
100,1
100,0
100,0
в том числе:
производственные отрасли
промышленность – всего
42,6
41,7
42,5
из нее:
электроэнергетика
4,1
5,0
5,2
топливная промышленность
22,1
19,7
20,5
металлургия
5,5
5,1
4,9
химическая и нефтехимическая промышленность
1,8
1,7
1,8
машиностроение и металлообработка
3,0
3,1
3,3
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
1,2
1,3
1,4
производство строительных материалов
0,7
0,8
0,7
легкая промышленность
0,2
0,2
0,2
пищевая промышленность
3,2
3,8
3,6
сельское хозяйство
2,7
3,2
2,9
строительство
3,0
4,4
3,2
транспорт
23,1
18,6
18,0
связь
3,0
3,9
5,4
торговля и общественное питание
1,9
2,5
2,8
непроизводственные отрасли:
жилищно-коммунальное хозяйство
13,3
13,8
14,8
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
2,8
2,8
2,9
народное образование
1,6
1,7
1,7
культура и искусство
0,7
0,9
1,0
наука и научное обслуживание
0,6
0,8
0,7
финансы, кредит, страхование, пенсионное обслуживание
0,7
1,1
1,3
управление
1,5
2,4
2,1
Таблица 2 - Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям отдельных отраслей экономики по источникам финансирования за 2003г. (в % к итогу) [62].
Промышленность
В том числе
Сельское хозяйство
Строительство
Транспорт и связь
Жилищно-коммунальное хозяйство
электроэнергетика
Топливная промышленность
Металлургия
Машиностроение и металлообработка
Производство строите-льных материалов
Пищевая промышленность
Инвестиции в основной капитал – всего
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
в том числе по источникам финансирования
собственные средства
62,4
66,8
51,3
84,7
78,4
65,7
70,7
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19