Направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в повышении конкурентоспособн...

Конкурентоспособные возможности подотраслей машиностроения основывается на изучении показателей, позволяющих упорядочить виды изделий с учетом изменения значимости отдельных факторов экономики и влияющих на конкурентоспособность производимой продукции. Так, платежеспособный спрос менее влиятелен для криогенного оборудования (кислородо- и азотодобывающее оборудование), кабелей, электродвигателей и другой продукции электротехники, часов и приборов времени, легковых автомобилей и автобусов, товаров строительно-дорожного машиностроения. Фактор основного капитала определяет по значимости фактор оборотного капитала, что вызывает необходимость смещения нынешних приоритетов эффективного развития предприятий в сторону увеличения инвестиций в основной капитал. Наименьшее воздействие данного фактора – на криогенное и текстильное оборудование, дизели, швейные машины и магистральные электровозы, наибольшее – на приборостроение и часть продукции автомобилестроения. Ресурсоемкость, издержки производства меньше влияют на изделия подъемно-транспортного машиностроения, тракторо- и станкостроения, легкого, текстильного и строительно-дорожного машиностроения. Наибольшее влияние этого фактора – в энергетическом, тяжелом и транспортном машиностроении.

Выделяют также ряд ограничений, воздействие которых можно упорядочить во времени. В текущем периоде и краткосрочной перспективе для многих укрупненных видов оборудования таким ограничителем является фактор основного капитала, и, прежде всего, износ технологического оборудования. Сюда относится большая часть продукции автомобилестроения, энергомашиностроения, приборостроения и железнодорожного машиностроения. Это ухудшает пока еще неплохой потенциал данных отраслей. В то же время, имеются ограничивающие факторы, не связанные с массированными инвестициями в основной капитал. Среди них – неудовлетворительные дизайн и упаковка, некачественное сырье, низкий уровень технологической дисциплины и квалификации персонала, несовершенная структура товарного рынка и маркетинг.

В среднесрочной перспективе с проблемой основного капитала сталкиваются подъемно-транспортное, строительно-дорожное, частично энергетическое и химическое машиностроение. Низкий уровень НИОКР становится сильным ограничителем при выпуске товаров электротехнической промышленности, химического машиностроения, и части продукции автомобилестроения. В долгосрочном периоде существенным сдерживающим фактором будет уровень НИОКР для изделий строительно-дорожного, подъемно-транспортного и химического машиностроения, а тек же для легкой и текстильной промышленности. [5, 61]

Повышение конкурентоспособности подотраслей, а  соответственно  и экспортного потенциала отечественного машиностроения невозможно без привлечения в отрасль крупных инвестиций, а их в свою очередь проблематично привлечь при нынешнем уровне инвестиционной привлекательности предприятий машиностроительного комплекса. К сожалению, рентабельность подотраслей машиностроения в 12,5% сегодня не заинтересовывает ни иностранных, ни национальных инвесторов вкладывать свой капитал, так как отдачу они получат только через 10 лет. Инвестирование же нефтяного сектора при рентабельности в 35-80% окупается уже через 3 года. [18, 62]

Можно по-разному относиться к уровню конкурентоспособности отечественной экономики, однако, будет не вполне несправедливым оспаривать факт, что уже сегодня в России есть целые сферы производства (путь и "очаговые"), готовые на равных конкурировать не только на рынках развивающихся стран, но в ряде случаев и с продукцией признанных мировых производителей. И чтобы не растерять этот потенциал, необходима детальная разработка путей поддержания и улучшения имеющегося уровня конкурентоспособности этих сфер с помощью привлечения инвестиционных ресурсов. Однако не следует забывать и о тех подотраслях машиностроения, продукция которых имеет низкую степень конкурентоспособности, чтобы не допустить резкого спада производства таких предприятий, что может грозить увеличением импортозависимости по группам товаров этих подотраслей (например, станкостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение).


3.2 Пути повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса

Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе, что было обусловлено отсутствием системного подхода к реформированию отрасли на макроуровне, грубым несоответствием между целями проводимых реформ и ее ресурсными возможностями. Отрасль не была подготовлена к необоснованно высоким темпам реструктуризации, ее производственный потенциал не соответствовал структуре спроса, программа конверсии проводилась без учета реальных возможностей переориентации предприятий машиностроения на новый потребительский рынок, новую систему платежных отношений и положения России в мировом хозяйстве. Резко сократился экспорт машиностроительной (прежде всего военно-технической) продукции в страны третьего мира, а всеобщая либерализация импорта вызвала резкое снижение финансовых поступлений в отрасль, ослабление ее научно-технической базы, сокращение возможностей по модернизации основных фондов предприятий и выпуску наукоемкой продукции, потерю высококвалифицированных кадров и их воспроизводства.

Конкурентоспособность российского машиностроения – ключевой инструмент развития не только самого машиностроения, но и повышения деловой активности в стране в целом. За годы реформ Россия как страна машиностроительная потеряла свою мощь. В основном это происходит не из-за того, что рынок падает (рынок рос существенно), а из-за того, что продукция технологической среды теряет конкурентоспособность.

Согласно правительственным программам по повышению конкурентоспособности машиностроения приоритетным является государственное финансирование ведущих подотраслей комплекса, динамика развития, которых характеризуется ростом конкурентоспособного потенциала (в частности к таким приоритетным подотраслям относятся автомобилестроение, авиационная промышленность, производство современного вооружения и энергетическое машиностроение). Однако такая узкая поддержка нескольких подотраслей приведет к тому, что предприятия, тех подотраслей, которые останутся без поддержки, придут к еще более плачевному состоянию, чем это есть сейчас. Поэтому поддержку приоритетных производств следует комбинировать с проведением тщательного структурирования комплекса.

Отечественное машиностроение является важнейшей отраслью, определяющей и обеспечивающей в экономике страны как переход к прогрессивным технологическим укладам, так и поддержание, и развитие наиболее распространенного четвертого. Но выполнить эту свою роль оно сможет только при условии быстрого обновления и модернизации своего производственного аппарата, который в данный момент предельно изношен и мало конкурентоспособен. Решение задачи такого порядка потребует серьезного государственного вмешательства не только с точки зрения вложения денежных ресурсов, но и с позиций выработки эффективной политики регулирования этих процессов. Предстоит по существу реализовать на практике широкомасштабный экономический маневр, суть которого заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки восстановить и развить до высокотехнологичного уровня отрасль, находящуюся в настоящее время в техническом состоянии, отстающем от развитых стран минимум на 30 лет.

Требования к современному машиностроительному производству в развитых странах постоянно усложняются: число составляющих производственного процесса увеличивается, характер их взаимодействия становится все более динамичным и многопараметрическим. К этому нужно добавить значительное расширение номенклатуры выпускаемой продукции при одновременном сокращении продолжительности выпуска изделий одной номенклатурной группы. Объемы выпуска продукции, как и прежде, находятся в широком диапазоне – от единичных образцов до массового производства, однако преобладающим становится мелко- и среднесерийное производство. Повышение эффективности производства определяет постоянно растущие требования к производительности и сокращению производственного цикла.

Формирование эффективной системы повышения конкурентоспособности в машиностроительной промышленности России с учетом требований мирового рынка, должно основываться на системности и многоаспектности процесса преобразования:

-         технологический аспект – развитие ресурсов производства (науки, производственного аппарата и человеческого фактора);

-         организационно-хозяйственный и социально-экономический аспекты – совершенствование форм управления и организации предприятия в рыночной экономике, приведение их в соответствие с развитием технологического аспекта. [52]

В зависимости от конкурентоспособности и наукоемкости выпускаемой продукции можно выделить четыре уровня развития машиностроительного комплекса (приложение В, таблица 1):

-         производства четвертого технологического уклада, имеющие потенциал, в том числе и экспортный, для развития и совершенствования на уровне своего уклада. К производствам данного уклада относятся традиционные отрасли машиностроения – энергетическое и электротехническое машиностроение, станкостроение, приборостроение, химическое и нефтяное машиностроение. Здесь государственная поддержка может ограничиваться регулированием финансово-экономическими и институциональными рычагами, в зависимости от выбранных научно-технических приоритетов;

-         производства четвертого технологического уклада (импортозамещающие), уже сформировавшиеся, где возможны лишь отдельные совершенствования преимущественно улучшающего порядка (улучшение качества и внешнего вида, упаковки, способов продвижения на рынки и др.) в зависимости от рыночной конъюнктуры, не требующие больших капитальных вложений и политики государственного вмешательства. Сюда можно отнести тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, торговли и общественного питания;

-         производства, наиболее приближенные к технологиям пятого технологического уклада (авиакосмическая промышленность, наукоемкое электромашиностроение, атомное машиностроение, промышленность телекоммуникаций и средств связи, в том числе электронно-информационный сектор, ракетостроение, оптическое приборостроение и другие производства, имеющие заделы для развития высоких технологий). Эти производства (преимущественно экспортоориентированные) более всего нуждаются в разных формах государственной поддержки (государственная научно-техническая политика, государственные целевые программы, государственные инновационные центры, свободные экономические зоны, льготная налоговая и кредитная политика и др.);

-         производства третьего уходящего технологического уклада, производящие наиболее простую продукцию, которые продержатся на рынке, пока на эту продукцию будет спрос. [54, 64]

В среднесрочном периоде основными факторами развития отечественного машиностроения, создающими спрос на его продукцию, должны стать:

-         техническое перевооружение и комплексная модернизация собственного производственного аппарата отрасли на базе отечественной, а возможно и преимущественно импортной техники (там, где это позволяет технологический процесс) с целью создания условий для выпуска конкурентоспособной машиностроительной продукции, прежде всего в наукоемких отраслях;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты