Направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в повышении конкурентоспособн...

Наиболее стабильно в последние годы развивались железнодорожное машиностроение (2000 г. на 107,4%, 2001 г. на 126%, 2002 г. на 121,7%), машиностроение для легкой и пищевой промышленности (2000 г. на 109,5%, 2001 г. на 107,1%, 2002 г. на 115,9%) за счет увеличения спроса на внутреннем рынке (таблица 2.1.2).

Таблица 2.1.2 - Рост объема производства отдельных подотраслей машиностроения (в % к предыдущему году). [52]


2000г.

2001г.

2002г.

Железнодорожное машиностроение

107,4

126,0

121,7

Легкое и пищевое машиностроение

109,5

107,1

115,9

Станкостроение

81,7

103,8

76,0

Рост объемов в 2002 г. сохранился в производстве грузовых магистральных вагонов - в 1,6 раза, автобусов - в 1,2 раза, тепловозов магистральных на 4,5%, электровозов магистральных на 5,6%, выпуск грузовых автомобилей на 0,4% и т.д.

Вместе с тем, в 2002 г. продолжалось снижение темпов производства по сравнению с 2001 г. в металлургическом машиностроении (на 17,4%). Металлургическое машиностроение остается одной из самых депрессивных подотраслей машиностроительного комплекса. Здесь ни по одному виду продукции не было отмечено положительной динамики. Наибольший спад в 2002 г. - в производстве технологического оборудования для цветной металлургии (на 59,8%).

Снизился объем выпуска станкоинструментальной промышленности на 18,3%, в том числе металлорежущих станков (в 2000 г. он составил - 8 тыс. шт., в 2001 г. - 8,3 тыс. шт., в 2002 г. - 6,3 тыс. шт.) из-за отсутствия финансовых средств у потребителей, роста цен и их выравнивания на многие виды продукции станкостроения до уровня зарубежного оборудования.

Снижение объемов в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении составило 22,4%, по сравнению с 2002 г., в том числе тракторов в 2000 г. - 19,2 тыс. шт., 2001 г. - 15,2 тыс. шт., 2002 г. - 9,01 тыс. шт. Причиной спада стало отсутствия заказов на выпускаемую технику, а также недостаток финансовых средств у сельских товаропроизводителей, дефицит оборотных средств, ужесточение требований при оплате комплектующих "живыми деньгами", продолжающийся передел собственности и сезонность производства сельхозтехники.

В автомобильной промышленности уменьшение объемов составило 2,2%, в т. ч. автомобилей легковых (2000 г.- 969 тыс. шт., 2001 г. - 1022 тыс. шт., 2002 г. - 981 тыс. шт), что, в первую очередь, связано с ухудшением конъюнктуры на внутреннем рынке. ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "ГАЗ" вынуждены были приостанавливать производство легковых автомобилей. Весь год не работал московский завод АЗЛК. [37, 52]

Беспрецедентно большое количество ввезенных подержанных иномарок (480-500 тыс. шт. плюс 110 тыс. шт. новых) затруднило сбыт произведенной продукции, произошло затоваривание рынка легковых автомобилей. К снижению объемов продаж легковых автомобилей привели стихийные бедствия, произошедшие в прошлом году в южных регионах страны. В связи с наводнением в ряде стран Европы увеличилось число легковых автомобилей, проданных в России после их восстановления. На предприятиях автомобильной промышленности и у дилеров скопилось до 80 тыс. нереализованных автомобилей.

Тем не менее, теряя количественные показатели в производстве продукции, в последние годы многие предприятия и НИИ все же решали вопросы обновления выпускаемых изделий. Так, шагнули в новое тысячелетие с обновленной продукцией ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, Владимирский тракторный, Красноярский и Ростовский комбайновые заводы, Кольчугинский завод "Электрокабель", Подольский завод им. Орджоникидзе, Тверской вагоностроительный, Ивановский и С.-Петербургский им. Свердлова станкостроительные заводы.

Научные разработки отраслевых институтов НПО ЦКТИ, ГНЦ НАМИ, ВЭИ им. Ленина, НИИ "Теплоприбор", ЦНИИТМаш, ВНИИМетМаш и других отвечают требованию времени и предложены к производству. Однако неразвитость внутреннего рынка не позволяет организовать массовый сбыт производимой продукции, и только предприятия, имеющие значительную экспортную составляющую, успешно справляются с финансовыми проблемами.

Итоги работы последних трех лет подтверждают, что факторы роста производства, связанные с импортозамещением и активизацией экспорта, исчерпываются. Причиной является постепенное сокращение ценового разрыва между импортной и отечественной продукцией вследствие постоянного роста тарифов на энергоносители, транспортные перевозки, цен на комплектующие изделия и издержек, связанных с экономически недостаточным объемом продаж, а так же снижения импортных тарифов в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию.

К 2001 г. завершилась первая фаза непосредственного использования преимуществ посткризисной экономики (1998г.). Состояние производственной базы, физический и моральный износ основных средств производства (более 75%) из-за недостаточных инвестиций в основной капитал не позволяют сохранить темпы роста производства на высоком уровне, а кратковременный всплеск роста производства не привел к обновлению и модернизации оборудования и технологий в машиностроении.

Снижение инвестиционной активности более чем в 5 раз по сравнению с началом 90-х годов остается неизменным, несмотря на некоторые колебания. Низок уровень инновационной активности на предприятиях, не работают механизмы продвижения перспективных разработок в производство. Падение объемов производства машиностроительной продукции связано с общим "сжатием" внутреннего рынка, отсутствием заказов со стороны естественных монополий и нефтегазовых олигополий, а также с вытеснением отечественного производителя зарубежными фирмами, предлагающими свою продукцию на более выгодных финансовых условиях. [51]

Улучшение ситуации по отрасли машиностроения в целом произошло благодаря:

-         стремительному росту прибылей и производства в сырьевом секторе, что привело к увеличению спроса на прокатное, сталеплавительное, агломерационное, горнодобывающее оборудование, буровые установки, станки, деревообрабатывающие линии отечественного производства;

-         усиление экспортной ориентации сырьевых отраслей способствовало процессу замены  и модернизации устаревшего и изношенного оборудования;

-         рост тарифов на железнодорожные перевозки повысил рентабельность данной отрасли и тем самым позволил железнодорожникам ускорить обновление парка;

-         повышению инвестиционной активности способствовало сокращение объемов бартерных сделок и оплаты продукции малоликвидными средствами, что обусловило превращение номинальных прибылей машиностроительных предприятий в реальные;

-         усиление военных действий в Чечне обеспечили рост оборонного заказа, что загрузило мощности предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). [18]

Таблица 2.1.3 - Основные показатели роли предприятий машиностроения и металлообработки в экономике страны.

Доля в ВВП, %

18

Доля в общем объеме промышленной продукции, %

20

Доля в общем объеме инвестиций в основной капитал, %

3,3

Доля в иностранных инвестициях, %

2,6

Количество предприятий, тыс. шт.

55

Общее количество занятых, млн. чел.

8,5

Годовой оборот, млрд. $

55

Доля в общем объеме экспорта России, %

9,23

Доля в общем объеме импорта России, %

26,9

Коэффициент обновления, %

0,7

Таким образом, продукция машиностроительного комплекса формирует 18% Российского ВВП, 20% общего объема производимой промышленной продукции. С одной стороны, в общем объеме производства промышленной продукции эта доля является достаточно значительной (все таки четверть), однако по сравнению с 30-40%, производимыми советским машиностроением, и 30-50%, приходящимися на машиностроительную продукцию развитых стран, на современном этапе нельзя назвать отечественное машиностроение успешным.

Падение объемов производства машиностроительной продукции негативно влияет в целом на промышленность и на экономику страны, что не может не беспокоить Правительство РФ. Подготовка и реализация комплекса мер по развитию отечественного машиностроения должны снять ограничения, препятствующие его развитию в настоящих условиях.


2.2 Анализ динамики инвестиционной деятельности машиностроительного сектора

2.2.1 Внутренние инвестиции

В целом 2003г. характеризовался благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и достаточно высокими темпами роста внутреннего инвестиционного спроса, чему способствовали:

-         увеличение национальных ресурсов, направляемых на валовые накопления;

-         улучшение финансового состояния организаций за счет роста объемов производства не только в промышленности (в частности в экспортоориентированных отраслях), но и в сфере рыночных и нерыночных услуг;

-         увеличение реальных располагаемых доходов населения и укрепление национальной валюты, стимулирующие инвестиционные настроения как юридических, так и физических лиц;

-         некоторый рост долгосрочного кредитования банками организаций;

-         рост притока иностранного капитала в форме прямых инвестиций;

-         удешевление импортных машин и оборудования вследствие укрепления рубля.

В 2003 году был отмечен значительный рост инвестиционной активности. Общий объем инвестиций в основной капитал – 2186,2 млрд. руб. (таблица 2.2.1.), что практически на 20% превышает уровень 2002г. и примерно в 1,9 раз больше уровня 2000г. Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах увеличился за 2003г.  по сравнению с предыдущим годом на 12,5% (в 2002г. — на 2,8%).

Таблица 2.2.1 - Инвестиции в основной капитал. [20, 43]

Инвестиции

1997

1998

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты