Ответы на билеты по курсу "национальная безопастность"

2.              Военная   сила   и   вооруженное   насилие   в   современных   военно-
политических процессах.

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от более ясных вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным политическим, финансово экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам.

Понимание базовых национальных интересов России и основных инструментов их обеспечения неразрывно связанно со сложившимся местом России в системе глобальных военно-политических отношений (ВПО), Сегодняшняя глобальная ВПО характеризуется сочетанием двух основных тенденций: стремлением сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН, Наряду с этими относительно новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку,

В данных условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.

Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных ВС становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.

Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в последнее время является важнейшей мировой тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов ее внешней политики, учитывающих новые реалин, а также и об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве одного из ведущих государств мира. Существенное значение для понимания специфики российских внешнеполитических интересов, а значит, роли и места российских Вооруженных Сил, приобретают новые глобальные тенденции:

Во-первых, на первый план в глобальной системе ВПО выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабильность, деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность. Характер этих вызовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. В связи с этим резко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы,

Во-вторых, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы внетрадиционных военно-политических организаций- Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Однако Россия выступает за строгое соблюдение при формировании подобных коалиций и, в особенности, при применении ими военной силы, норм международного права и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.

В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно -политическими, более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний, В результате существенно изменилось понимание условий, достаточных для применения вооруженной силы.

В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмысленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Очевидно, что терроризм превратился го политической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности вооруженных сил, в частности, Вооруженных Сил России, по противодействию ему существенно расширилась.


В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движении и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных государств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности,

Данные тенденции существенно дополняют, а порой и видоизменяют процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политических отношений, а также традиционных межгосударственных организаций.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к строительству и развитию военного потенциала России, является понимание характера отношений нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений.

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН: ООН и Совет Безопасности ООН рассматривается Россией В качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли СБ ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существ, уменьшить значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.

Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности: Отношения с СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Россия будет стремиться и дальше развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов- ДКБ стран СНГ определяет структуру военно-политических обязательств России перед своими союзниками. Россия и дальше будет выступать за превращение ОДКБ в эффективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-политическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ. Россия рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран-членов ОДКБ в качестве приоритета своего военного планирования.

Организация Североатлантического договора (НАТО) и Европейский Союз (ЕС): Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 года. Россия внимательно следят за процессом трансформации НА'ГО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран-членов Альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских ВС, включая изменение российской ядерной стратегии. Россия рассчитывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений и со странами ЕС, исходя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и недискриминационных отношений, а также безусловного признания территориальной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма.

Стратегическое партнерство России и США: Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США в политической, военно-политической и экономической сферах, а также продолжение сотрудничества с США в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны», на конструктивной взаимодействие с США в деле обеспечения региональной стабильности и нераспространения ОМП на региональном уровне. Россия поддерживает усилия по борьбе с международным терроризмом в рамках антитеррористической коалиции, являющейся элементом глобальной стабильности и средством установления более справедливого нового мирового порядка. В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного права и приматом собственных, национальных интересов. Россия исходит т того, что несмотря на отдельные различия в подходах к решению региональных проблем консенсус должен быть найден на базе уважения норм международного 1Трава и взаимного уважения национальных интересов.

Шанхайская организация но сотрудничеству (ШОС): Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала ШОС сформируется зона мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях. исключающая возникновение крупномасштабной военной угрозы. Если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности.

Таким образом, анализ текущих глобальных политических тенденций свидетельствует, что современная международная обстановка, характеризующаяся динамизмом, многогранностью происходящих процессов, а также эволюцией ряда ключевых международных институтов, ставит задачу по-новому реалистически и комплексно оценить систему угроз безопасности Российской Федерации. И на этой основе выработать приоритеты военной политики и военного строительства, соответствующие новому международному статусу России и имеющимся у нее ресурсам.

Билет №26

1.   Концепция   национальной   безопасности  Российской     Федерации:
структура, содержание, проблемы.

«Концепция НБ РФ» от 10.01.2000 года утверждена Указом Президента РФ № 24 (вместо Концепции 1997 года). Концепция НБ - система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества, государства от внутр. и внеш. угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции - важнейшие направления гос. политики России. Структура и содержание:

1.  Россия в мировом сообществе. Взаимоисключающие тенденции: - укрепление эк. и политич, позиций значительного числа гос-в, - доминирование в МО развитых стран Запада во главе с США. Проблема терроризма.

2. Нац. интересы России - совокупность сбалансированных интересов Л.О.Г. в эк., внутриполитич., соц., международной, информац., военной, экологич. И др. сферах. Интересы определяют цели, стратегич. и текущие задачи.

Интересы личности - реализация прав и свобод, обеспечение личной без-ти, повышение качества уровня жизни, физич., дух. и интеллект, развитие.

Интересы общества - в упрочении демократии, создании правового социального гос-ва.

Интересы гос-ва - незыблемость конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

3. Угрозы НБ: экономические (падение инвестиционной активности, вывоз ресурсов, разбалансированная банковская система); социальные (расслоение общества, рост безработицы, кризис системы здравоохранения, ЖКХ, образования, рост цен); в международной сфере (принижение роли ООН, ОБСЕ, горячие точки, ОМП); информац. сфере (стремление ряда стран к доминированию в мировом информац. пространстве); в военной сфере (силовые действия НАТО без санкции СЕ ООН, активизация иностр. спец, служб); в пограничной сфере (экспансия экономич., религиозная, демографическая).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты