Субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Функции исполнительной власти осуществляет админ-ция, возглавляемая главой админ-ции (губернатором). Как и президенты республик, главы администраций избираются населением на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Следует отметить, что в ряде в областей (Ленингр-ской. Курганской), в краях (Ставропольском), городе федер-го значения Москве термин «администрация» заменен на термин «правительство», что отражает стремление этих субъектов РФ к уравнению своих государственно-правовых форм с республиканскими.
Судебная власть. Федер-е суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ составляют единую судебную систему РФ. К федер-ым судам, действующим на территории субъектов РФ, относятся верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федер-го значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды; федер-е арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
2. Экологическая безопасность: сущность и проблемы.
ЭБ
- состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества,
защищенности окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате
антропогенных и природных воздействий.
Объект ами ЭБ являются человек, общество, природные ресурсы и окружающая среда.
Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и
оздоровлении окружающей среды.
Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных
ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности
общества осознать глобальность и важность этих проблем. Угрозы экологической
безопасности:
• преимущественное развитие топливно-энергетических отраслей промышленности;
• неразвитость законодательной основы природоохранной деятельности;
• отсутствия или ограниченное использование природосберегающих
технологий;
• низкая экологическая культура,
• использование территории России в качестве места переработки и
захоронения, опасных для окружающей среды материалов и веществ;
• недостаточная эффективность правовых и экономических
механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск
катастроф техногенного характера во всех сферах хоз. деятельности.
Основные задачи в области обеспечения нацбез РФ в данной
своевременное протезирование и выявление экологических угроз национальной
безопасности РФ, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению
и нейтрализации;
подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентир-ного
экономического курса;
преодоление научно-технической и технологической зависимости РФ от внешних
источников;
обеспечение на территории России конституционных прав и свобод;
совершенствование •законодательства РФ и обеспечение неукоснительного его
соблюдения всеми гражданами, должностными лицами, гос органами, политич
партиями, общественными и религиозными организациями;
коренное улучшение экологической ситуации в стране.
К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере
относятся:
рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической
культуры населения;
предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени
безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных
промышленных и бытовых отходов;
предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация
последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф,
экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава
вооружения, прежде всего АПЛ, кораблей и судов с ЯЭУ, ядерных боеприпасов,
жидкого ракетного топлива, топлива АЭС;
безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и
уничтожение запасов химического оружия;
создание и внедрение безопасных производств; поиск способов практического
использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных
природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.
Необходимы новый подход к организации и ведению гражданской обороны на
территории РФ, качественное совершенствование единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая
интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.
Билет №11
1.
Местное самоуправление: понятие, пути
реформирования и активиза
ции.
Управление - представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие
людей на жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально
созданные органы; или - это целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие одних
людей на других непосредственно или через структуры (организации).
По субъекту управляющего воздействия управление делится на виды: \. Самоуправление; 2.
Групповое управление; 3. Общественное управление; 4. Связанное с собственностью; 5. Местное
самоуправление; 6. Государственное управление.
Муниципальное (местное) самоуправление - управление муниципальной собственностью, учреждениями и органами МСУ (в узком смысле).
Принципы МСУ: 1. Органы МСУ не входят в систему государственной власти; 2. В ведении МСУ находятся вопросы местного значения (вопросы управления, владения и распоряжения муниципальной собственностью); 3. Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно; 4. МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы МСУ; 5. Органы МСУ формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. Атрибуты МСУ (по Европейскому законодательству): 1. Территория; 2. Население;3. Выборные органы; 4. Формы непосредственного участия населения в МСУ; 5. Местный бюджет, местные налоги и сборы; 6. Муниципальная собственность; 7. Местные нормативные акты.
Отличия муниципального и государственного управления: 1. Органы МСУ не входят в систему государственной власти; 2. У муниципального управления свой вид собственности, который не входит в государственную собственность; 3. Государственные органы могут делегировать функции власти муниципальным органам. А последние могут и принимают нормативные акты правового характера; 4. Органы МСУ осуществляют общественное регулирование от имени населения, а не от имени государства (т.е. здесь государственной власти нет).
Сегодня в РФ - 12.000 органов МСУ, среди которых есть: 1. доноры; 2. достаточные; 3. дотационные; 4. депрессионные.
Реформирование: 1. через консолидированный бюджет (бюджетное регулирование, регулируемые налоги и т.д.); 2. без ограничения свободы МСУ (организация власти на местах, самостоятельное решение вопросов местного значения).
Активизация через социальные ресурсы: 1. интеллектуальный; 2. управленческий; 3. кадровый; 4. человеческий, 5. информационный; б.соревновательный.
2. Экономическая безопасность: структура и сущность.
Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов: - военной, - технологической; - продовольственной, - экологической безопасности. Только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития. В свою очередь, любые изъяны в ней способны причинить ущерб не только экономическим интересам, но и внутренней и внешней безопасности и привести к снижению авторитета государства, защищенности его населения.
На основании содержания статьи 1 Закона «О безопасности»: экономическая безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.
Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три ее важнейших элемента:
1. Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что
международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами.
Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее
2. формах, защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т.д.)
3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производству повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.
Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то резко сокращается возможность ее выживания, а также сопротивляемость и способность к адаптации к внешним и внутренним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не следует противопоставлять, из них каждая по своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдержать внутренние и внешние «нагрузки». Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.
Сущность экономической безопасности - такое состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов. Таким образом, экономическая безопасность - это не только защищенность национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности - оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка включает в себя:
4. Ресурсный потенциал и возможности его развития.
5. Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие уровню использования в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18