ВД Великобритании носит коалиционный характер (НАТО), отвечает нац. требованиям. Предусматр. исполъз-е ВС не только по планам НАТО, но и по нац. планам в тех регионах где есть интересы (не исключ. применен, воен. силы). Ядерное оруж. рассматр-ся как глав, фактор сдерживания, не возражает против инициативы сокращ. тактического яд. оружия. Готова к ведению двух видов войн ~ всеобщей ядерной и ограниченной
3. Политические конфликты и национальная безопасность.
Политический конфликт — это столкновение конфронтационных интересов в политической сфере жизни общества, определенное взаимно исключающимися жизненно важными политическими интересами и целями, борьбой между субъектами власти за политическое влияние в том или ином обществе, или на международной арене. Основная функция политического конфликта- разрешение противоречий в интересах групп граждан, корпоративных объединений, социальных общностей , государств.
В современной научной литературе выделяется несколько общих типов политических конфликтов вызванных общественно - политическим развитием.
1. Конфликты, обусловленные кризисом идентичности, Они, как правило, связаны с распадом идеалов и ценностей, доминирующих в политической культуре общества. Они сегодня выражаются в активном поиске людьми и новых духовных ориентиров для осознания своего места в обществе и своих связей с государством.
2. Конфликты в сфере распределения материальных и культурных благ. Обусловленные неспособностью властных структур государства обеспечить устойчивый рост материального и духовного благосостояния граждан.
3. Конфликты участия, обусловленные ломкой привычных форм и механизмов вовлечения граждан в политику при одновременном увеличении числа стремящихся к участию в управлении и создании нового баланса политических сил в стране и в мире в целом.
4. Конфликты «проникновения», детерминированные противоречиями, возникающими при стремлении правящих сил реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни. Этот тип конфликтов порождают в основном складывающиеся и развивающиеся по вертикали отношения « центр - регионы».
5. Конфликты легитимности, возникающие в результате противоречий между целями, сформулированными на основе ценностей противоречий между целями, сформулированными на основе ценностей правящего режима и представлениями основной части граждан о необходимых формах и средствах политического регулирования, нормах справедливого правления и другими ценностно - образующими аспектами массового сознания. Несоответствие осуществляемых целей режима и массовых представлений о нормах его функционирования ведет к падению легитимности и соответствующей дестабилизации политического режима, государственности.
Билет №30
1.
Проблемы обеспечения безопасности
внешнеэкономической деятель
ности.
2.
Направления
обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности россии
- создание благоприятных условий для международной интеграции российской
экономики.
- расширение рынков сбыта российской
продукции при одновременном усилении защиты
интересов отечественных товаропроизводителей,
- проведение сбалансир-ной кредитно-фин-вой политики, нацеленной на
поэтапное сокращение зависимости от внешних кредитных заимствований и
укрепление позиции РФ в межд-ых фин-эконом организациях,
- принятие эффективных мер в сфере валютного регулирования и контроля в целях
создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем
рынке н предотвращения нелегального вывоза капитала из страны.
Конкретные меры по обеспечению экономической безопасности России
- мероприятия по возрождению реального сектора экономики.
- мероприятия по наведению порядка в финансово-кредитной сфере.
- мероприятия по обеспечению внешнеторговой безопасности российских
производителей.
- мероприятия ио формированию мощных российских фин-пром групп, способных
противостоять их зарубежным аналогам, как на российском, так и на мировом
рынках. В этой деятельности отмечается слишком много элементов
зарегулированности, стремления государства непременно формировать ФПГ сверху,
что часто делает последние нежизнеспособными.
специальные меры по обеспечению ЭБ. Например, инвентаризация результатов приватизации
госсобственности с отменой актов, проведенных с нарушениями действующего
законодательства.
3.
Техногенная безопасность в системе
обеспечения национальной безо
пасности.
Место ТБ в НБ, Виды НБ:
- безопасность от угроз природного характера (сейсмические, наводнения),
- б. от угроз социального характера (военные, демографичесие, экономические),
- б. от угроз антропогенного характера (экологические и техногенные).
По данным МО и ЧС в РФ в 2002-2003 гг, зафиксировано 955 ЧС, из которых 606 носят техногенный характер. В конце столетия в РФ насчитывалось около 45 тыс. потенциально опасных производственных объектов. В год теряем несколько млрд. дол.
Причины техногенных аварий:
- устаревание техники, пром. мощностей, конструкций, жилого фонда,
- низкий уровень технологий,
- недостаточно квалифицированные кадры, нет преемственности, отступление от правил безопасной эксплуатации,
- низкий уровень ЗП на производстве,
- бесхозяйственность, воровство (драг, металлы). Высокий уровень аварийности объясняется:
- в угольной промышленности - неудовлетворительным состоянием большинства шахт и разрезов,
- на предприятиях черной и цветной металлургии - отсутствует необходимое количество средств пожаротушения, эффективных систем пылеподавления и вентиляции,
- в нефтегазодобывающей пром-ти - устаревшее оборудование.
Сократились возможности гос-ва влиять на техническую политику (частная собственность в промышленности составляет 88%), снижается уровень компетентности руководителей, квалификации работников.
По сравнению с 1990 г. коэф-т обновления основных фондов в частном секторе сократился в 2-5 раз (черная металлургия - в 5 раз, в хим. пром-ть в 6 раз).
Направления работы:
- усиление гос. контроля, надзора и управления, разработка нормативно-правовой базы,
- воспитание технологической культуры,
- вложение средств в технологии, упрощение бюрократических рамок,
- обновление машин, механизмов, транспорта,
- безопасная утилизация вооружения, ОМП,
- ликвидация бесхозяйственности.
Силы: - органы гос. власти, МСУ, - администрация предприятий, - ГО и ЧС - координирует.
Средства - экономические, финансовые, правовые, организационные, воспитательные.
Билет №31
1 .Европейская система безопасности: проблемы и перспективы развития.
Обсуждение модели обшей и всеобъемлющей безопасности началось на Совещаниях в Хельсинки, главным итогом которых стал принятый 1 августа 1975 года "Заключительный акт". 35 страны-участницы конференции заявили о своей решимости "должным образом учитывать и выполнять положения Заключительного акта Совещания" и продолжать многосторонний процесс путем проведения новых встреч на различных уровнях . Деятельность СБСЕ в течении многих лет основывалась только на созываемых каждые четыре года конференциях. По решению Будапештской встречи (1994 г.) с 1 января 1995 года СБСЕ переименовано в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.
На Лиссабонском саммите ОБСЕ была принята Лиссабонская декларация 1996 года о модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы ХХ1в, На Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году была принята "Хартия европейской безопасности". Хартия считается своего рода "кодексом поведения" государств-участников ОБСЕ, в основе которого -полная приверженность всех государств-участников ОБСЕ Уставу ООН и Хельсинкскому Заключительному акту.
В заслугу СБСЕ можно поставить снижение военной напряженности в Европе. В 70-80-е годы прошлого века СБСЕ принадлежала важная роль в укреплении безопасности и сотрудничества на европейском континенте, К концу 80-х годов Совещание начало превращаться в универсальный механизм общеевропейского сотрудничества на основе разработки общих правил игры. В девяностые годы прошлого века создана широкая институциональная база, позволяющая решать широкий круг проблем. В своей практической деятельности Организация тесно сотрудничала с ООН, НАТО, СЕ, ЕС, СНГ. ОБСЕ осуществляла посреднические миссии в Чеченской Республике, Абхазии. Приднестровье, Косово и в других "горячих" точках Европе и Азии. Ведется активная работа по устранению вышеобозначенных дисбалансов, адаптации повестки дня ОБСЕ к новым вызовам в угрозам безопасности, в том числе и международному терроризму.
Неразрешенность целого ряда конфликтов в Европе, показывает слабость данной организации в миротворческой деятельности. Решения в рамках организации принимаются на основе консенсуса. Положительная сторона: он гарантирует равные права всем государствам-членам ОБСЕ, отрицательная сторона: заключается в использовании право вето. Это показывает недостаточность консенсусного принятия решений, которое в дальнейшем можно было бы заменить на принятие решений большинством в 3/4 голосов.
Так же недостатком Организации является отсутствие у нее формально международно-правового статуса. Все ее решения - политически обязательны, но вместе с тем не имеют юридической силы.
Тем не менее на сегодняшний день не существует какой-либо реальной альтернативы способной заменить данную организацию. Сейчас идет поиск новых форм сотрудничества в рамках Организации, направленный на использование потенциала ОБСЕ с учетом новых рисков и вызовов европейской безопасное™, включая и угрозу международного терроризма, В течении долгих лет эволюции Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как международно-правовой институт от международной конференции - механизма многосторонних межгосударственных переговоров и консультаций, проводимых в форме регулярных встреч, - эволюционировало в международную организацию - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) объединяющую в своем составе 55 сувереннъгх и независимых государств Европы и считающуюся крупнейшей региональной организацией по вопросам безопасности.
3. Терроризм как новая угроза национальной безопасности России.
Террор
(лат. 4еггог - страх, ужас) (Т.)- означает "устрашать",
"запугивать". Террор - особая форма политического насилия,
характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью и эффективностью. Он бывает
индивидуальный, организованный и террор как политика государства. ФЗ «О
терроризме». Мишень террористов: - гражданское население, - гражданские
объекты, -некомботанты. Цель Т. - запутать людей. ООН в 70-е годы предложил
выработать позицию мирового сообщества против Т. Но страны 3-го мира Т.считают
методом законной в/борьбы. Я.Арафат: «Кто борется за правое дело, тот не
террорист». Виды Т.: 1. Локальный: - Бакская организация «Отечество и свобода»
1959 г. юг Франции и север Испании; - ИРА - ирландская республиканская армия.
1968 г.; - Тигры освобождения Тамил Илама. 1976 г. за отделение от Шри-Ланки; -
Японская «Аумсинреке» 1989 г, за завоевание власти в стране, 2 Транснациональный
Т. Усама Бен Ладен. 1998 г. в Кандагаре «Декларация мирового исламского фронта
за джихад против евреев и крестоносцев». За ослабление США и Запада, уход
оккупантов из Б.и С.Востока, создание единого Халифата, Идеология -
экстремистское толкование ислама. Средство - тотальный террор.
Новая организационная структура ~ Аль - Каида (основной). 3300 членов, граждане
47 стран, суннитская по составу. После 11,09,01 г, убито 2/3 руководства Аль-
Каиды. Имеют «спящие ячейки» в 100 странах. Система подготовки террористов,
ученики, идеологическая подготовка. 3.Союзники транснационального Т.: - Хезбола
(Партия Бога) 1982 г, Ливан, за освобождение от оккупированных арабских
территорий; -Хамас (Движение исламского сопротивления) 1987 г., Палестина,
сектор Газа, за создание Палестинского гос-ва; - Чеченские Т. Организации,
основа - криминальный бизнес по захвату людей в заложники. Идеология
-ваххабизм. Связь с Аль-Каидой, представитель Хаттаб (1996 г, Буденовск, 2004
г. - Беслан и т.д.). готовы использовать ОМП в т.ч. ЯО.
2001 г. СБ ООН - «Контртеррористический комитет». 2004 г. резолюция СБ ООН по
борьбе с ядерным терроризмом. 2004 г. Антитеррористический центр СНГ.
Т-ты стремятся вызвать массовые потери среди мирного населения, а также
разрушить или вывести из строя важнейшие объекты социально-экономической
инфраструктуры- При этом оказанию психологического воздействия на широкие круги
населения, созданию паники, демонстрации силы и мощи экстремистов, их
готовности не останавливаться ни перед чем ради достижения провозглашенных
целей. Все чаще главарей и идеологов террористов - зачастую религиозных
фанатиков, - привлекает оружие массового поражения и способы осуществления
различных техногенных катастроф, которые в наибольшей степени гарантируют
получение желаемого эффекта. События 11.9.2001 послужили своеобразным апофеозом
терроризма и наглядно обозначили переход последнего к новой, весьма опасной
парадигме - «терроризм-война», напрямую
связанной с нанесением массовых потерь и разрушений.
По оценкам зарубежных специалистов, разновидностями ядерного терроризма могут
являться:
- Незаконное создание ядерных взрывных устройств с осуществлением в последующем
шантажа или скрытного их применения; - Рассеивание радиоактивных материалов; -
Кража штатного ядерного боеприпаса (или делящихся материалов) из
соответствующих хранилищ; - Диверсия на ядерном объекте.
Билет №32
1.
Особенности обеспечения безопасности на
региональном и мест
ном уровнях.
Отсутствие моделей обеспечения без-ти на региональном и местном уровне (как в прочем и на общегосударственном) является, недостатком существующей системы обеспечен, нац. без-ти. Создание таких моделей позволило бы исключить конъюнктурное целеполагание в разработке программ экономической и соц-политической модернизации региона.
Проблемы НБ России на регион и местном уровне - проблемы внутренней без-ти России.
Разные уровни без-ти: по Федеральному устройству ОКРУГ, СУБЪЕКТ, МУНИЦИП, ОБРАЗОВАНИЕ и более мелкие -семья, личность. Общественные подсистемы - муниципальный уровень. Гос-е подсистемы - региональный уровень. Проблемы: глобальные, региональные, локальные. Основные проблемы - экономические.
- Спад пр-ва. -Неравномерность экон. развития регионов. -Соц-экономическая дифференциация регионов (политич; экономич; и правовой сепаратизм). -Теневая экономика регионов. - Коррупция и антигос-ная деят-ть чиновников.
Негативные тенденции в социальной сфере;
-Бедность. -Нарушение прав граждан. -Наркомания, пьянство. -Падение духовности, отчуждение от труда. -Деградация социальной сферы (медиц, образование, услуги). -Признание нормой нарушение закона, Все проблемы связаны е витальными потребностями:
- Снижение уровня здравоохранения. -Снижение продолжит-ти жизни. -Снижение рождаемости. -Повышение смертности. -Несогласованность и дисбаланс Федерального центра, субъектов и муниципальных образований. -Затруднения в реализации политики по согласованию и формированию интересов социальных групп. В ведении местных и региональных органов власти, ОМСУ:
Внутриполитическая сфера - завершение, нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
Экономическая - развитие среднего и малого бизнеса, развитее кредитно-банковской сферы. Устойчивое развитие. Привлечение инвестиций, создание рабочих мест.
Социальная сфера - обеспечение высокого уровня жизни людей. За счет собственных налогов и бюджета. Здравоохранение, ЖКХ, борьба с бедностью, безработицей, поддержка малоимущих.
Духовная - Образование, воспитание в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, вузе. Привитие духовности через культуру (сохранение памятников, музеи, театры, выставки и т.д.). Воспитание в семье.
Правовая - поддержание правопорядка, борьба с преступностью в экономич. сфере,
Информационная - соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, развитие современных телекоммуникационных технологий, защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Экологическая - сохранение и оздоровлении окружающей среды (ресурсосберегающие технологии, отказ от хищнического использования природных ресурсов. Военная - работа по натр, воспитанию молодежи, шефская работа, взаимодействие с военкоматами.
2. Стратегия обеспечения экономической безопасности России.
Цель стратегии обеспечения ЭБ РФ - обеспечение такого уровня развития экономики, при котором формировались бы приемлемые условия для жизни, физического и духовного совершенствования личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, сохранения конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.
Под стратегией, применительно к обеспечению ЭБ, следует понимать формирование генерального направления обеспечения экономической безопасности »а длительный период времени, в рамках которого определяются объекты, цепь и задачи такого обеспечения, а также предлагается система конкретных мер по решению задач и достижению поставленной цели.
Направления обеспечения безопасности внутриэкономической деятельности Россия
- правовое обеспеч. реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства
- усиление государственного регулирования экономики,
- принятие необходимых мер по сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа,
- всемерное укрепление военно-промышленного потенциала, развитие передовых технологий военного, специального и двойного назначения при условии их использования не только в оборонном, но и в гражданском секторе промышленности.
Направления обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности россии
- создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики.
- расширение рынков сбыта российской продукции при одновременном усилении защиты интересов отечественных товаропроизводителей,
- проведение сбалансир-ной кредитно-фин-вой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости от внешних кредитных заимствований и укрепление позиции РФ в межд-ых фин-эконом организациях,
- принятие эффективных мер в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке н предотвращения нелегального вывоза капитала из страны.
Конкретные меры по обеспечению экономической безопасности России
- мероприятия по возрождению реального сектора экономики.
- мероприятия по наведению порядка в финансово-кредитной сфере.
- мероприятия по обеспечению внешнеторговой безопасности российских производителей.
- мероприятия ио формированию мощных российских фин-пром групп, способных противостоять их зарубежным аналогам, как на российском, так и на мировом рынках. В этой деятельности отмечается слишком много элементов зарегулированности, стремления государства непременно формировать ФПГ сверху, что часто делает последние нежизнеспособными.
специальные меры по обеспечению ЭБ. Например, инвентаризация результатов приватизации госсобственности с отменой актов, проведенных с нарушениями действующего законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18