4. Обеспечение НБ. Задачи: - выявление угроз, - реализация мер, обеспечение суверенитета, роет экономики, преодоление научно-технической и технологической зависимости, совершенствование системы гос. власти, соблюдение законодательства. Раскрыть основные задачи в во всех сферах деятельности (внешнеэкономич, внутриэкономич., политич., социальной, военной, информационной, духовной и т.д.).
Проблемы: 1. В концепции замалчиваются основные нац. ценности, ЖВИ.
2. Отсутствие должной целевой и ресурсной координации соц- политич., эк. и др. мероприятий.
3. Отсутствует модель обеспечения безопасности на региональном, местном и общегосударственном уровнях. 4. Проблемы координации действий между силовыми ведомствами.
2. Проблемы и перспективы укрепления глобальной и
региональной
безопасности.
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
2. Военная доктрина Российской Федерации.
В зависимости от своего уровня безопасность - региональная и глобальная. Проблемы безопасности глобального и регионального уровня формируются, как правило, на национально-государственном уровне - там, где происходит прямое столкновение интересов различных стран.
Проблемы глобальной безопасности
Политические (попытки использования распада СССР и ОВД для утверждения доминирующей роли США в мире; снижение эффективности институтов обеспечения международной безопасности (ООН, ОБСЕ и др.), рост соперничества между североамериканским, западноевропейским и азиатско-тихоокеанским центрами силы за упрочение своего влияния на геополитическое пространство бывшего СССР и в Восточную Европу);
Экономические (борьба между тремя центрами силы: США - Западная Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион; -противоречия между индустриальными странами и развивающимися странами; борьба за рынки сбыта, доступ к ресурсам, создание более благоприятных условий для собственных товаропроизводителей.
Информационные (^стремление США поставить весь остальной мир в зависимость от американских информационных технологий и тем самым создать условия для экономического диктата и распространения политического и духовного влияния США через современные телекоммуникационные сети и системы;
Военные (ядерное разоружение; устранение опасности распространения оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий; наличие огромных арсеналов вооружений и развернутых боеготовых армий; выход США из Договора по ПРО).
Нащ1онащ>.но_--этнические., (стремление народов к независимости; демографические, экологические диспропорции; конфликты из-за земли; проблемы генетической безопасности; проблема голода; социальные диспропорции (бедные -богатые): проблема исламского фундаментализма и экстремизма; рост преступности и терроризм, их глобализация).
Проблемы региональной безопасности
Регион - это группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический, или близкий по национальному составу и культуре, или однотипный по общественно-политическому строю район мира. Сегодня происходит обострение региональных конфликтов на политической, национально-этнической и религиозной почве, их милитаризация.
В политической сфере (в Европе - претензии на пересмотр существующих границ, стремлением к воссоединению отдельных территорий; в азиатско-тихоокеанском регионе - противодействие США появлению новых центров силы, претендующих на доминирование в АТР; на территории стран СНГ вопрос о статусе Чечни, Приднестровья, Крыма, северных областей Казахстана, о принадлежности или самоопределении Карабаха и Абхазии; в других регионах мира отношения между Индией и Пакистаном, Индией и Китаем, Алжиром и Марокко, на территории бывшей Югославии);
В экономической сфере (борьба за рынки сбыта и источники сырья на региональном уровне; экономические взаимоотношений между странами Западной и Восточной Европы; в арабском мире - зависимость экономики региона от добычи и продажи нефти, проблемы между странами СНГ…)
В военной сфере, (вооруженные конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, Юго-Восточной Азии, Африке, Южной Америке, Юго-Восточной Европе; расширение НАТО на восток; противоречия в странах СНГ).
Перспективы укрепления безопасности.
Тенденция превращения международной безопасности во внутреннюю безопасность всего человечества; разработка концепции коллективной (в региональном и глобальном масштабах) и даже всеобъемлющей безопасности (то есть во всех сферах: политической, военной, экономической, социальной и других).
Билет №27
1.
Сущность, содержание и условия осуществления
военной реформы в
Российской Федерации.
Реформа - изменение, преобразование, переустройство. Военная реформа (ВР) - существенное преобразование в/системы гос-ва, проводимое по решению высших органов гос. власти.
ВР - это приведение всей оборонной деятельности гос-ва в соответствии с новыми политическими, экономическими, социальными и другими изменениями в обществе. За организацию и осуществление военной реформы отвечает президент, высшая законодательная власть и правительство. Содержание и направленность военной реформы должны вытекать из существа военной политики и преследовать главную цель — обеспечить оборонную безопасность России и ее союзников.
История России: 1-я военная реформа - Ивана Грозного, 2-я - Петра 1 в начале 18-го века, 3-я военная реформа 1860-1879 г,г, под руководителем военного министра Милютина Ф.А., 4-я- 1905-1912 г.г., 5-я реформа - 1924-1925 г.
Суть ВР - приведение ВС в соответствие с уровнем реальной опасности: оптимизация орг-штатной структуры, оснащение современным оружием.
Виды ВР> полная смена в/системы гос-ва (в России этот процесс отставал на 50-100 лет), - реформа существующей в/системы, сохраняя основу (после неудачных войн (1905г.), - распадается государство и заново создаются все гос. структуры (1917 г.г 1992 г.).
Цель ВР - смягчение и разрешение противоречий между новыми общественными условиями и действующими в них формами, институтами., структурами и законами. Сущность военной реформы можно рассматривать как треугольник, тремя вершинами которого является гос-во, армия и общество. Военная реформа важна не менее чем политическая и экономическая, и осуществляться они должны одновременно.
Основное содержание ВР (приоритеты) 1. Реформа вооруженных сил (ВС) -- составная часть военной реформы. Призвана осуществить такие преобразования, которые позволили бы ВС успешно решать задачи обороны страны в новых социально-полит, условиях — отвечает Минобороны РФ. 2. Военное (оборонное) строительство - система эконом., социально-полит., военных и др. мероприятий гос-ва., осуществляемых в интересах управления его военной (оборонной) мощи. Включает в себя строительство ВС, распределение материальных и людских ресурсов, развитие военной науки и др.
Необходимость проведения военной реформы в России в современных условиях совершенно очевидна, она должна быть проведена централизовано, на основании научно-разработанных концепций и программ под жестким контролем гос.
Условия проведения ВР: - изменение геополитического положения России, - преобразование гос. устройства и общественно-экономич. строя, - падеш-ге престижа в/службы вследствие соц- политического и духовного кризиса общества, - нарушена система заказов, закупок, они не соответствуют потребностям ВС, - недостаточность финансирования, недостаточность людских резервов (кадры, Вузы'
2.
Проблемы и перспективы обеспечения
безопасности в Азиатско-
Тихоокеанском регионе.
Безопасность в
Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и
основные принципы ее поддержания.
АТР является одним из важнейших мировых
регионов, Его политическое, экономическое и военное значение определяется целым
рядом факторов: гигантскими размерами, наличием огромных людских ресурсов,
развитой промышленностью, большим запасом полезных ископаемых.
Общая оценка военно-политической обстановки (ВПО) .ВПО в АТР определяется высоким динамизмом и
противоречивым характером происходящих в этом районе мира процессов, которые
непосредственно затрагивают национальные интересы Российской Федерации и
состояние ее военной безопасности. В целом ВПО в АТР
характеризуется относительной стабильностью при сохранении определенных
предпосылок к ее обострению, что может затрагивать российские интересы в
регионе. Наибольшее влияние на военно-политическую обстановку в
Азиатско-Тихоокеанском регионе оказывают: пересечение интересов крупнейших
государств мира; наличие в регионе межгосударственных противоречий, очагов
напряженности, нестабильности; наличие крупных группировок вооруженных сил,
растущая мощь и влияние Китая; попытки Японии усилить свое влияние в АТР до уровня адекватного экономическому
могуществу страны; стремление США сохранить и усилить лидирующее положение в
бассейне Тихого океана и Юго-Восточной Азии, объявление его жизненно важной
зоной для обеспечения безопасности и использование в качестве плацдарма для ведения
возможных военных действий на Дальнем Востоке.
Источники военной опасности, противоречия и проблемы в АТР.
В АТР представлен весь спектр
противоречий: идеологические (Корея), внутриполитические (Камбоджа),
национально-этнические (Китай, зависимые территории), религиозные (Китай,
Индонезия, Филиппины), территориальные (Япония и Россия, Япония и Китай, Китай
и Вьетнам и др.), технологические (распространение ОМП и ракетных технологий) и
международно-криминальные. Разумеется, между странами АТР существуют экономические противоречия и проблемы, но о них
будет подробнее сказано при оценке военно-экономической обстановки в регионе.
Политика государств, расстановка военно-политических сил, союзов, коалиций,
военных блоков: США проводят курс на упрочение своего лидирующего положения в АТР. упрочнение союзнических отношений с
Японией и Республикой Корея, развитие военного сотрудничества с Австралией,
Таиландом, Филиппинами и Сингапуром, КНР продолжает укреплять свои позиции в
регионе, последовательно наращивая экономический и оборонный потенциал, и
по-прежнему не исключает возможность использования военной силы или угрозы ее
применения для решения внешнеполитических проблем, Япония добивается укрепления
своих позиций в АТР, усиления влияния на
решение региональных проблем, сосредотачивает усилия на углублении
военно-политического и военно-технического сотрудничества с США и
режима и формировании благоприятных внешних условий для его дальнейшего
функционирования. Государства- члены АСЕАН (политико-экономическая Ассоциация
стран Юго-Восточной Азии в составе Брунея, Социалистической Республики Вьетнам,
Республики Индонезия. Королевства Комбоджа, Лаосской Народно-Демократической
Республики, Республики Союз Мьянмы, Сингапура, Королевства Таиланд, Федерации
Малайзия и Филиппин - с 1967 года) проводят политику защиты общих интересов и
стремятся к превращению Ассоциации в самостоятельный центр силы в АТР,
Система региональной безопасности,
Система региональной безопасности АТР,
помимо центров силы, включает экономические и военно-политические союзы, а
также международные договоры и соглашения, регулирующие отношения между
государствами региона. Международные отношения в АТР
развивались по варианту многополюсности, которая стала главной характеристикой
региональной ситуации и получает сейчас дальнейшее, ускоренное развитие. Своего
рода выражением и дополнением многополюсности являются большие различия в
уровнях экономического развития региональных стран. К важнейшим многосторонним
международным договорам., сдерживающим гонку вооружений в АТР можно отнести: Договор о нераспространении
ядерного оружия (ДНЯО), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний
(ДВЗЯИ); Договор об ограничении распространения баллистических ракет с
дальностью более 300 км и массой полезной нагрузки более 500 кг; Договор об
объявлении безъядерной зоной южной части Тихого океана (Договор Раротонга).
Несмотря на наличие ряда межгосударственных противоречий и очагов
напряженности, система региональной безопасности нуждается в совершенствовании
при заинтересованном и равноправном участии всех государств АТР. Особенностью российской части АТР (Восточного региона РФ) является ее
удаленность от центра, слабость в экономическом отношении, низкая плотность
населения, что приводит к необходимости подвоза вооружения, техники,
материальных и людских мобилизационных ресурсов из центральных районов страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18