Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства
НОВОЕ В МИГРАЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОТ РЕГИСТРАЦИИ ДО ПОЛУЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА
От авторов
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) выделяет иностранного гражданина или лица без гражданства из системы соотношения понятий "человек" и "гражданин", определяя его правовой статус в рамках понятия "человек". Различные авторы считают, что "...за разграничением терминов и понятий "человек" и "гражданин" следуют различия в правовом статусе индивида, разграничение сферы частных и публичных интересов...".
Думается, приведенная выше позиция не вполне применима к правоотношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Это обусловлено тем, что государство в сфере обеспечения прав и свобод человека не противопоставляет свои интересы правоспособности того или иного лица в зависимости от его государственной принадлежности, а лишь наделяет собственных граждан большим объемом прав, исходя из своих (государственных) интересов и потребностей.
Правовой статус - это нормативное закрепление государством прав, свобод и обязанностей человека, т.е. определение его правовой взаимосвязи с обществом и государством. Он является наиважнейшим элементом политико-правовой связи человека с государством в политической, экономической и социальной сферах.
В данной работе понятия "правовое положение" и "правовой статус" идентичны и взаимозаменяемы.
К источникам правового статуса человека в Российской Федерации относятся такие нормативные документы, как федеральная Конституция, конституции или уставы субъектов Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные акты, а также международные нормативные правовые акты, участником которых выступает современная Россия. Кроме этого, если лицо, пребывающее в России, не является ее гражданином, то дополнительными законодательными источниками его правового статуса становятся международные договоры и соглашения, заключенные между Российской Федерацией или СССР, чьим правопреемником выступает Россия, и государством его гражданства.
Следует обратить внимание на то, что правовое положение иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, отличается от правового положения иностранцев, находящихся в иных государствах.
Например, в Конституциях Болгарии и Словакии, как и России, для иностранцев предусмотрен национальный режим - правовой статус негражданина идентичен правовому статусу собственных граждан государства пребывания, за исключением небольшого количества прав и обязанностей, которые предоставлены исключительно для собственных граждан.
Так, согласно ст. 32 Конституции РФ, правом избирать и быть избранными в органы государственной власти обладают исключительно граждане РФ, а ст. 59 Основного Закона предусматривает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Для Испании характерен режим наибольшего благоприятствования, т.е. предоставление гражданам определенного государства (в основном гражданам иберо-американских государств) более широкого объема прав и свобод, чем гражданам третьих государств, например, подданные Испании могут принимать гражданство некоторых латиноамериканских государств без утраты испанского гражданства.
Наряду с вышеперечисленными существуют специальные режимы, когда некоторыми правами, свободами и обязанностями наделяется лишь четко определенная социальная группа иностранцев. Например, дипломатический иммунитет распространяется только на членов семьи дипломата (ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) ), а на другие социальные группы иностранных граждан не распространяется.
Кроме этого, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства варьируется в зависимости от их принадлежности к определенному государству. Это происходит из-за того, что иностранный гражданин должен подчиняться не только законодательству государства пребывания - российскому законодательству, но, наравне с ним, и государству, гражданином которого он является, что обязывает его неукоснительно соблюдать правовые нормы обоих государств, в результате чего правовой статус иностранного гражданина шире, чем у лица без гражданства.
Следует также отметить, что, соблюдая правовые предписания обоих государств, иностранный гражданин в государстве пребывания должен руководствоваться преимущественно действующим законодательством государства пребывания, так как сочетать права, предоставляемые государствами с различными правовыми системами, зачастую просто невозможно. Например, согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ , в Российской Федерации не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. В то же время в некоторых арабских государствах многоженство официально разрешено, но законной супругой такого иностранного гражданина в России все равно будет признаваться только одна из жен.
Выходя за рамки теории правосубъектности иностранных граждан в Российской Федерации, существующая правоприменительная практика довольно четко определяет структуру "правового положения иностранных граждан". В мировой конституционной теории и практике общепризнанно, что правовой статус человека состоит из двух основных элементов:
прав и свобод человека;
обязанностей человека.
Права и свободы человека, как отмечает М.В. Баглай, - центральный институт права, где философской основой является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни.
Человек вправе реализовывать свободы, гарантированные ему государством, через соответствующие права, которые закреплены в Конституции РФ, международных договорах РФ и иных нормативных источниках, в основном в законах, но в рамках правового статуса, ограниченного его субъективными обязанностями. Это означает, что права человека, охватывая сферу правовых взаимоотношений лица с российским государством, не только не должны быть ограждены от незаконного вмешательства и притеснения, но и обязаны неукоснительно соблюдаться самим государством.
Часть 1 ст. 55 Основного Закона предусматривает, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, т.е. она признает, что содержащийся в Основном Законе перечень прав и свобод человека и гражданина не является исчерпывающим.
Таким образом, права, не нашедшие своего отражения в Конституции РФ и в иных национальных законодательных актах, регулирующих миграционное законодательство, могут быть закреплены как в международной, так и во внутригосударственной системах права. Тем более что в настоящее время, в период всеобщей глобализации, укрепления внешнеэкономических, культурных и развития общественных связей между Россией и другими государствами, происходит расширение правового статуса человека и гражданина в результате развития норм не только национального, но и международного законодательства. Этот процесс взаимного обогащения законодательства - важная закономерность, поднимающая планку прав человека и повышающая их уровень.
Авторский коллектив выражает особую признательность Владимиру Николаевичу Плигину и Сергею Ивановичу Сметанюку, а также Аппарату Комитета Государственной Думы ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству за помощь в подготовке книги, предоставленные материалы и экспертные оценки.
Основные термины, используемые в миграционном законодательстве
Основополагающие понятия и термины, используемые в миграционном законодательстве, содержатся в ст. 2 Закона N 115-ФЗ. Для их более полного раскрытия необходимо обратиться к правоприменительной практике и сопутствующему федеральному законодательству.
Иностранный гражданин в узком смысле этого понятия - физическое лицо, которое, не будучи российским гражданином, является гражданином иностранного государства и имеет доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Необходимо подчеркнуть, что основанием для причисления лица, не являющегося российским гражданином, к категории иностранных граждан служат документы, подтверждающие наличие у него гражданства другого государства.
Данная норма раскрывается в ст. 10 Закона N 115-ФЗ. Так, документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный Законом N 115-ФЗ или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Это объясняется тем, что институты пребывания и проживания, имея множество схожих черт, все-таки отличаются друг от друга. Понятие "пребывание на территории государства" включает в себя, например, такую разновидность административного режима, как "следование транзитом по территории иностранного государства". Сам факт следования транзитом не порождает оснований для причисления этого лица к временно или постоянно проживающим иностранцам, но в то же время в период следования транзитом данное лицо (негражданин) находится на территории иностранного государства. Тем самым для этого государства вышеуказанное лицо будет являться иностранным гражданином исключительно по причине своего пребывания на территории данного государства.
Кроме того, существует мнение, что иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство иностранного государства. Такая правовая позиция в отношении иностранцев, в сущности, верна, но не вполне корректна: она не точна с точки зрения практики ее правоприменения.
Для Российской Федерации важен именно факт документального подтверждения принадлежности лица к гражданству иностранного государства. Это обусловлено в первую очередь защитой его же законных прав. Ведь в случае применения к иностранцу административных мер ограничения его прав и свобод или уголовно-процессуальных мер принуждения российская сторона должна уведомить об этом консульское подразделение дипломатической миссии соответствующего государства. Такое уведомление возможно лишь при наличии у российских должностных лиц документальных доказательств того, что данное лицо является гражданином именно этого государства, а при отсутствии документов, подтверждающих его правовой статус, уведомление представить затруднительно.
Следовательно, точка зрения С.А. Авакьяна, воспроизводящая норму Закона N 115-ФЗ, согласно которой иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином государства пребывания и имеющее доказательства принадлежности к гражданству иного государства, наиболее точно раскрывает правовую природу понятия "иностранный гражданин".
Лицо без гражданства (апатрид) - это лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству иного государства (ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
В основном появление данной категории людей вызвано несоблюдением или нарушением различными государствами общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в некоторых государствах институт утраты гражданства предусмотрен для женщин, выходящих замуж за иностранцев, хотя формально это противоречит Международной конвенции о гражданстве замужней женщины (1957 г.) и Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 1997 г.).
До сих пор остается злободневным вопрос о правовом положении граждан бывшего СССР, проживающих на территории Латвии, не являющихся ее гражданами. Данных лиц Россия, согласно действующему российскому законодательству, не признает своими гражданами, хотя она и является правопреемником СССР. В то же время и Латвия не признает за такими лицами своего гражданства, т.е. они являются апатридами. В этом случае Латвия, несмотря на действующие международно-правовые нормы, ограничила право данных людей на выбор гражданства, что недопустимо. Таким образом, по мнению автора, Латвийское государство нарушило права человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38