Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства

Следует отметить, что под иностранными гражданами и лицами без гражданства, ранее имевшими гражданство Российской Федерации, Закон понимает не бывших граждан РСФСР, а бывших граждан именно Российской Федерации.

Однако и граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г., могут восстановить свое российское гражданство.

Согласно ч. 7 ст. 4 Закона о гражданстве, наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у такого лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших в день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица гражданства.

Вопрос, касающийся признания гражданами Российской Федерации лиц, родившихся на территории Российской Федерации, рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения вытекает, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента своего рождения и в силу ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.

Развивая данную правовую позицию, можно утверждать, что факт признания гражданства Российской Федерации по рождению родителей в силу принципа "права крови", действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка, независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только лицо добровольно не утратило этого гражданства по собственному свободному волеизъявлению, является достаточным для восстановления у обратившегося с ходатайством лица российского гражданства.

Выяснение же того, утратил ли российский гражданин гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению или по вынуждающим обстоятельствам и приобрел гражданство другого государства в период проживания за пределами Российской Федерации, связано с установлением и исследованием ФМС России и соответствующими консульскими службами фактических обстоятельств.

Статья 13 Закона о гражданстве, устанавливающая общий порядок приема в гражданство Российской Федерации, определяет в качестве одного из необходимых условий приема в гражданство Российской Федерации наличие вида на жительство и проживание на территории Российской Федерации со дня получения этого документа до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, в качестве необходимого условия принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в ч. 4 ст. 14 Закона о гражданстве названо наличие у ходатайствующего лица регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г. либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство.

Сам установленный судом факт постоянного проживания лица на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 г. не отнесен законодателем к правообразующим юридическим основаниям получения российского гражданства в порядке восстановления. Поскольку Закон о гражданстве под проживанием понимает проживание на территории Российской Федерации на законном основании, а Закон N 115-ФЗ устанавливает, что законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Таким образом, положения ст. 13 и 14 Закона о гражданстве, закрепляющие требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства вида на жительство, а у иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР и прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, - регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, во взаимосвязи с положениями законодательства Российской Федерации о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ.

Следовательно, лица, родившиеся позднее 30 декабря 1922 г. и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации.

Из этого положения вытекает, что эти лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения, а значит, факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона о гражданстве может рассматриваться как одно из условий для приобретения гражданства России в порядке восстановления только в отношении лиц, которые не считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению. Иное понимание не соответствует ст. 27 Конституции РФ, согласно которой гражданин России имеет право свободно выезжать за пределы России, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Восприятие должностными лицами того, что лицо может прекратить гражданство Российской Федерации, возникшее вследствие его рождения, без своего свободного волеизъявления, противоречит ст. 6 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая устанавливает, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство".

Здесь необходимо обратить внимание на то, что документы, удостоверяющие личность, которые необходимо подавать в компетентные органы, обязательно должны быть действительными и ни в коем случае не просроченными. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2003 г. N 731 "О признании действительными до 1 января 2008 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 г. для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства"  с 1 января 2008 г. признаются недействительными паспорта гражданина СССР образца 1974 г., удостоверяющие личность:

а) иностранных граждан, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., - для постоянного проживания в Российской Федерации указанных лиц;

б) лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке по состоянию на 1 ноября 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации, - для пребывания, временного и постоянного проживания в Российской Федерации указанных лиц.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 75 "О признании действительными до 1 января 2009 года паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства" , срок действия паспортов для вышеперечисленных категорий граждан продлен до 1 января 2009 г. (данное Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.).

Кроме того, в соответствии со ст. 42 Закона о гражданстве документы, выданные в соответствии со старым Законом о гражданстве, сохраняют юридическую силу до сих пор, если они оформлены надлежащим образом и были действительными на 1 июля 2007 г.


Приобретение российского гражданства в общем порядке


Основным критерием приобретения российского гражданства в общем порядке является наличие дееспособности гражданина, т.е. достижение лицом, обращающимся за получением гражданства, восемнадцатилетнего возраста. Это означает, что принцип эмансипации, предусмотренный в ст. 27 ГК РФ и установленный во многих странах Азии и Ближнего Востока, когда несовершеннолетний приобретает дееспособность путем участия в трудовых отношениях, официально заключает брак либо занимается предпринимательской деятельностью, не распространяется на получение российского гражданства.

В соответствии со ст. 13 Закона о гражданстве лица, не обладающие российским гражданством, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

1) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания в Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания в России для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Пятилетний срок обязательного проживания сокращается до одного года при:

а) наличии у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры либо обладании лицом профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставлении лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признании лица беженцем в порядке, установленном Федеральным законом N 4528-1 от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" ;

2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации;

3) имеют законный источник средств к существованию, подтвержденный документами;

4) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

5) владеют русским языком (порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325  утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Данным Положением определено, что иностранцы и лица без гражданства инициируют процедуры получения российского гражданства в следующем порядке:

а) лицо, проживающее на территории Российской Федерации, подает заявление по месту жительства заявителя в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

б) лицо, проживающее за пределами Российской Федерации и не имеющее места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации, находящемся за пределами России.

Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке подается по месту жительства заявителя лицом, проживающим:

а) на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций контроля и надзора в сфере миграции;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты