Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства

Кроме этого, данная информация в установленном порядке передается в ГИСМУ ФМС России.

Следует отметить, что в случае перемены места жительства в процессе рассмотрения заявления заявитель в течение 14 дней о данном факте обязан уведомить подразделение, принявшее заявление о гражданстве к рассмотрению. Это необходимо для своевременного информирования заявителя о рассмотрении его заявления.


Беженцы


В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О беженцах" лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства России в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации в общем порядке. Это установлено Законом о гражданстве и ранее действовавшим п. 7 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. N 386.

Следует обратить внимание на правоприменительную практику вопросов получения гражданства беженцами. Так, беженцы и прибывшие с ними члены их семей и ищущие убежище лица, проживая в Российской Федерации в течение ряда лет, не могут зарегистрироваться в месте проживания, поскольку не являются владельцами (собственниками) жилой площади либо потому, что владелец арендуемой ими жилой площади не желает подписывать с ними соглашение об аренде или зарегистрировать арендатора на данной жилой площади. В связи со сказанным одним из возможных путей выхода из данной ситуации для беженцев, членов их семей и ищущих убежище лиц является установление в судебном порядке фактов, имеющих юридическое значение (факта проживания).

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Между тем в ряде случаев судами в порядке особого производства были рассмотрены дела и установлены факты, не имеющие юридического значения.

Так, из Постановления президиума Московского областного суда от 15 января 2003 г. N 33, отменившего решение Талдомского районного суда Московской области от 19 июля 2001 г. по заявлению Абдул Кахира Абдул Захира об установлении юридического факта нахождения на территории Российской Федерации, следует, что районный суд установил факт проживания заявителя в Российской Федерации с 1994 г., который после признания заявителя беженцем в 2000 г. на решение вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации не влияет и правовых последствий за собой не влечет.

Согласно действовавшему в момент рассмотрения заявления в суде первой инстанции п. 1 ст. 19 старого Закона о гражданстве (с изменениями от 31 мая 2002 г.), дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство России независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является постоянное проживание на территории России: для иностранных граждан и лиц без гражданства - пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом, указанные сроки сокращаются вдвое.

На основании поданного ходатайства заявитель с 10 июля 2000 г. приобрел статус беженца. Таким образом, срок постоянного проживания на территории Российской Федерации, необходимый заявителю для приема в гражданство, составляет два с половиной года и исчисляется с 10 июля 2000 г., т.е. с момента признания его беженцем. Поэтому установление факта проживания заявителя на территории Российской Федерации с 1994 г. на решение вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации не влияет и правовых последствий за собой не влечет. Суд установил юридически безразличный факт, и на основании ст. 247 ГПК РСФСР (действовавшего во время рассмотрения дела) решение суда является неправильным.

С 1 июля 2002 г. в силу вступил новый Закон о гражданстве, согласно ст. 13 которого лица, признанные беженцами, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, что они проживали на территории России в течение одного года со дня получения вида на жительство. Анализ применения данной нормы показал, что правоохранительные органы иногда трактуют требование "постоянного проживания" как наличие регистрации по месту жительства. По мнению некоторых органов внутренних дел, те, у кого нет регистрации по месту жительства, не считаются лицами, постоянно проживающими в России, и, следовательно, они не могут обращаться с ходатайством о приобретении гражданства Российской Федерации.

Однако в ст. 26 Конвенции о статусе беженцев предусмотрено, что каждое государство будет предоставлять беженцам, законно пребывающим в нем, право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах его территории при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам при тех же обстоятельствах. Федеральным законом "О беженцах" предусмотрены свобода передвижения и право граждан выбирать место временного пребывания или жительства. Кроме того, лицам, признанным беженцами, предоставлена возможность обращаться с заявлением о предоставлении права на приобретение гражданства Российской Федерации.

В соответствии с Законом о гражданстве гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления первого Закона о гражданстве, если в течение года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Порядок применения Закона о гражданстве разъяснен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Так, из смысла п. 1 разд. II этого Положения следует, что подтвердить факт приобретения гражданства в результате признания могут следующие документы, например: паспорт гражданина СССР со штампом регистрации по месту жительства, подтверждающий постоянное проживание на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 г., свидетельство о рождении.

При рассмотрении дел об установлении факта постоянного проживания граждан-заявителей на территории Российской Федерации суды выясняют, для какой цели необходимо установление этого факта, исследуют доказательства, подтверждающие проживание.

С целью признания гражданином Российской Федерации Н.Ш. Тигишвили обратился с соответствующим заявлением в Советский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, который 17 апреля 2002 г. вынес решение об установлении факта его постоянного проживания с 1991 г. на территории Российской Федерации (в Республике Северная Осетия - Алания). При этом суд исследовал такие доказательства, как:

1) паспорт заявителя, свидетельствующий о том, что Н.Ш. Тигишвили является бывшим гражданином СССР и зарегистрирован 11 апреля 2000 г. в г. Владикавказе;

2) нотариально заверенную копию свидетельства о рождении заявителя, свидетельствующую о его принадлежности к гражданству Российской Федерации, а также другие имеющие значение для дела доказательства.

Понятие "беженец" существенным образом отличается от понятия "лицо, которому предоставлено политическое убежище", хотя и имеет несколько схожих черт, например основанием гонений и опасений за свою жизнь выступают политические убеждения и взгляды определенного лица из числа неграждан. Различие же заключается в том, что основаниями, послужившими для переселения в Российскую Федерацию, стали внутренняя ситуация в государстве (гражданская война, национальные и религиозные погромы и т.д.) или вооруженные конфликты между отдельными государствами, когда лицо вынуждено переселиться в третью страну (в данном случае в Российскую Федерацию).

Признание лица беженцем в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О беженцах" предусматривает следующие этапы:

а) обращение лица с ходатайством о признании его беженцем;

б) предварительное рассмотрение данного ходатайства;

в) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, на основании чего выдается свидетельство либо уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

г) рассмотрение ходатайства по существу;

д) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем, в результате чего выдается удостоверение беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем.

Лицо, которое ходатайствует о признании его беженцем, может находиться как вне административной территории Российской Федерации, так и непосредственно в России. Данная возможность, следовательно, позволяет подразделять эту группу иностранных граждан на две подгруппы, что сказывается, например, на сроках предварительного рассмотрения ходатайства о признании лица беженцем: в первом случае рассмотрение проводит дипломатическое представительство или консульское учреждение в течение 30 дней, во втором - миграционная служба в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства. По итогам рассмотрения ходатайства лицам выдается свидетельство, которое является одновременно документом, удостоверяющим личность иностранца.

Таким образом, иностранного гражданина, имеющего вышеуказанное свидетельство, следует рассматривать как законно находящегося на территории Российской Федерации мигранта, несмотря на то, что Законом N 115-ФЗ данное свидетельство прямо не указано в качестве основания для законного пребывания. Кроме того, свидетельство служит основанием и для регистрации лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи в территориальном органе МВД РФ на срок рассмотрения ходатайства по существу. Таким образом, данную группу лиц можно рассматривать и с точки зрения временного критерия, что является основанием для их отнесения ко второй категории иностранных граждан.

После рассмотрения ходатайства по существу лицу, ходатайствующему о признании его беженцем, при положительном решении выдается удостоверение беженца, а в случае отказа - мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке (п. 2 ст. 10 Федерального закона "О беженцах"). Удостоверение беженца - документ, удостоверяющий личность беженца, служит основанием для его регистрации по месту пребывания на срок признания данного лица беженцем. В этом случае национальные документы, удостоверяющие личность беженца, остаются на хранении в миграционной службе.

Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона "О беженцах", лицо признается беженцем на срок до трех лет, а в случае сохранения в стране государственной принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, послуживших основанием для признания лица беженцем, срок признания его беженцем продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год.

Статья 9 Федерального закона "О беженцах" предусматривает исчерпывающий перечень оснований для утраты лицом статуса беженца. Лицо утрачивает статус беженца: после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации; если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности; если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело; если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности; если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало из-за боязни преследований по обстоятельствам, послужившим основанием для признания его беженцем; если не может более отказываться от пользования защитой государства своей государственной принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по обстоятельствам, ставшим основанием для признания его беженцем, в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют; если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного места жительства, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для признания его беженцем, в данном государстве более не существуют.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты