Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства

Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), военнослужащие вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации обязаны представить:

ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, срок действия и форма которого устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации;

документ, подтверждающий владение русским языком;

обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удостоверенной командиром воинской части.

Военнослужащие, проходящие военную службу на территории Российской Федерации, представляют заявление и указанные документы в территориальный орган ФМС РФ по месту прохождения военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Если военнослужащий не может лично подать заявление и указанные документы, они могут быть переданы в полномочные органы через другое лицо либо направлены по почте. При этом подлинность подписи военнослужащего в заявлении и соответствие прилагаемых к заявлению копий документов подлинникам удостоверяет командир воинской части.

До сих пор встречаются случаи, когда из-за волокиты в ФМС России или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом не рассмотрены заявления иностранцев, которые они подали до вступления в силу Закона о гражданстве в июле 2002 г. (несмотря на то, что прошло уже пять лет).

Статья 43 Закона о гражданстве установила, что рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых до вступления в силу действующего Закона о гражданстве, и принятие решений по указанным заявлениям осуществляются в соответствии со старым Законом о гражданстве, если им был установлен более льготный по сравнению с новым Законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Так, старый Закон о гражданстве предусматривал дополнительный порядок получения российского гражданства - порядок регистрации. Это означает, что нет необходимости в отказе от прежнего гражданства при желании приобрести российское гражданство в порядке регистрации. В соответствии со ст. 18 старого Закона о гражданстве в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:

а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;

б) лица, у которых в момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет до достижения 18-летнего возраста.

В этой связи отсутствует причинно-следственная связь между сроком проживания в России иностранного гражданина и его заявлением о получении российского гражданства, т.е. лица, которые подали свои заявления до 1 июля 2002 г., могли проживать в Российской Федерации сколь угодно долго. Однако если они подпадали под вышеназванные критерии, то могли получить гражданство свободно, без условия нынешнего пятилетнего срока проживания.

Кроме того, заявления о приеме гражданства по старому Закону о гражданстве, в отличие от нового Закона, территориальные органы МВД России должны были рассматривать не более шести месяцев, а в исключительных случаях - в течение девяти месяцев (вместо нынешних годичных сроков).

Дополнительными основаниями получения гражданства в более льготном порядке, чем в настоящее время, были и следующие обстоятельства:

а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

б) усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации;

в) лишение гражданства бывших граждан Российской Федерации или утрата ими его без их свободного волеизъявления. В основном это так называемые диссиденты. Так, ныне утративший силу Указ Президента РФ от 24 октября 1994 г. N 2007 "О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации"  предусматривал, что граждане РСФСР, лишенные его гражданства без своего волеизъявления, вынужденные выехать за пределы России до 6 февраля 1992 г. и возвратившиеся на постоянное жительство в Россию после 6 февраля 1992 г., считаются автоматически восстановленными в гражданстве Российской Федерации.

Лица, которые имеют хотя бы одного родителя - гражданина Российской Федерации и проживают на территории Российской Федерации, в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о гражданстве вправе обратиться за получением российского гражданства в упрощенном порядке. Это продиктовано заботой о целостности семьи. Ведь воссоединение семьи в любом случае ведет к нормализации социального микроклимата конкретного человека. Причем в данном случае речь идет о нетрудоспособных родителях, ведь самостоятельно принять решение об изменении гражданства и подать соответствующее заявление может только лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста. Обычно родители у таких взрослых детей тоже пожилые.

Упрощенный порядок получения гражданства в этом случае выражается в отсутствии необходимости иметь вид на жительство в Российской Федерации и проживать в России в течение пяти лет.

Дополнительным документом к пакету документов является нотариальная копия свидетельства о рождении либо судебное решение об установлении факта отцовства российского гражданина.

Лица, которые имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства, также имеют право получить российское гражданство, как и предыдущая категория иностранных граждан, в упрощенном порядке - без пятилетнего срока проживания и вида на жительство.

Наличие в ст. 14 Закона о гражданстве данной категории граждан вызвано участием Российской Федерации в Конвенции о сокращении безгражданства. Статья 32 о статусе апатридов (Нью-Йорк, 1954 г.) предусматривает, что "Договаривающиеся государства будут по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию апатридов. В частности, они будут делать все от них зависящее для ускорения делопроизводства по натурализации и возможного уменьшения связанных с ними сборов и расходов".

Таким образом, льготное положение лиц без гражданства вызвано участием Российской Федерации в международной жизни и ее активной позицией в данном вопросе, особенно по проблемам правового положения русскоязычного населения новых прибалтийских государств - Латвии и Эстонии. Ведь до сих пор остается злободневным вопрос о правовом положении граждан бывшего СССР на территории данных "демократических" государств, не являющихся ее гражданами. Данных лиц Россия, согласно действующему российскому законодательству, не признает своими гражданами, хотя она и является правопреемником СССР. В то же время и Латвия, и Эстония не признают за такими лицами своего гражданства, т.е. они являются апатридами. В этом случае названные государства, несмотря на действующие международно-правовые нормы, ограничили право русскоязычного населения на выбор гражданства, что недопустимо. Таким образом, как представляется, Латвийское и Эстонское государства нарушили права человека.

Подобной позиции придерживаются многие ученые, в том числе ведущий ученый в области российского конституционного права С.Н. Бабурин Согласно его точке зрения, "...ограничения в праве оптации гражданства в принципе недопустимы. Государство может распоряжаться своей территорией в установленном законом порядке, принимать решение о выделении из своего состава нового независимого государства при передаче своей территории иному государству, но государство не вправе отказаться от своих граждан и передать их кому бы то ни было без их согласия...".

В настоящее время российское законодательство ориентировано на сужение круга лиц, которые не имеют гражданства (ст. 4 Закона о гражданстве). В международном праве данный принцип был сформулирован в 1961 г. в Конвенции о сокращении безгражданства.

Кроме того, Конвенция о статусе апатридов определяет международно-правовой статус данной категории лиц. Поэтому, поскольку Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., установили принцип, согласно которому все люди должны пользоваться основными правами и свободами без какой бы то ни было дискриминации, Российская Федерация неоднократно подчеркивает, что она проявляет повышенный интерес к судьбе апатридов и прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить апатридам наиболее широкое пользование основными правами и свободами.

У каждого лица без гражданства, пребывающего в Российской Федерации, существуют обязательства в отношении нашей страны, где они находятся, в силу которых, в частности, он должен подчиняться действующему российскому законодательству. Следовательно, с учетом положений Закона N 115-ФЗ, лицам без гражданства предоставлен конституционно-правовой статус, которым пользуются иностранцы в современной России.

Личный статус апатрида определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, российскими законами, т.е. государства его преимущественного проживания. Ранее приобретенные им права, связанные с его личным статусом, в частности права, вытекающие из брака, соблюдаются Российской Федерацией при выполнении апатридом необходимых формальностей, предписанных российскими законами, при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны за ним, если бы это лицо не было лицом без гражданства.

Кроме того, лица без гражданства при приобретении движимого и недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав в Российской Федерации ничем не ущемлены по сравнению с иностранцами. Им также предоставлено право (наравне с иностранными гражданами, законно проживающими на российской территории) на работу. Российская Федерация всячески стремится предоставлять апатридам, законно проживающим на ее территории, то же положение, что и собственным гражданам, в том, что касается:

а) вознаграждения за труд, включая пособия на семью, продолжительности рабочего дня, сверхурочной работы, оплачиваемых отпусков, ограничения работы на дому, минимального возраста лиц, работающих по найму, ученичества и профессиональной подготовки, труда женщин и подростков и пользования преимуществами коллективных договоров;

б) социального обеспечения (законоположений, касающихся несчастных случаев на работе, профессиональных заболеваний, материнства, болезни, инвалидности, старости, смерти, безработицы, семейных обязанностей).

Единственное отступление от международной практики, в частности ст. 29 Конвенции о статусе апатридов, - установление для иностранцев, включая лиц без гражданства, 30% подоходного налога вместо 13%, установленного для собственных граждан. Ведь ст. 29 Конвенции предусматривает, что "Договаривающиеся государства не будут облагать апатридов никакими пошлинами, сборами или налогами, кроме или выше тех, которые при аналогичных условиях взимаются или могут взиматься с собственных граждан".

Следует обратить внимание на то, что при приеме в гражданство Российской Федерации лиц, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств и остающихся в результате этого лицами без гражданства, в соответствии со ст. 333.29 НК РФ государственная пошлина не уплачивается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты